Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

В статье имеется описание картотеки дидактических игр по ознакомлению. дошкольников с родительми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о растениях, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной работой педагога- воспитателя.

Ознакомление с природой - одна из составных частей этого процесса - предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач. Наблюдения, экскурсии в парк, лес, к водоему, работа на участке, уход за растениями уголка природы в группе, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах.

Педагог не только знакомит детей с растениями, но и учит относиться к ним бережно и внимательно.

В каждом дошкольном учреждении имеется уголок природы - своеобразный оазис, в котором представлены малознакомые и довольно известные всем растения: алоэ, герань, фикус, традесканция, фуксия, роициссус, сциндапсус и т.п. Но мало кто из детей назовет их вам, отметит их отличительные признаки, особенности ухода. В связи с этим знакомство детей с растительным миром имеет важное экологическое, воспитательное и развивающее значение.

Одним из эффективных средств ознакомления детей с растениями является дидактическая игра. В теории и методике дошкольного образования накоплен достаточный опыт по проблеме использования дидактических игр в формировании представлений детей о живой и неживой природе.

Уголок природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей.

  • Во-первых, постоянное присутствие растений позволяет формирует у детей чувство их необходимости.
  • Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях.
  • В-третьих, привлечение детей к уходу за растениями закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к природе.
  • В-четвертых, красивые и здоровые растения влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ

Вo-второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавлять похожие. Например, для различения на ощупь лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты и овощи: апельсин, лимон, лук или другие.

Проводя дидактические игры с детьми 4-5 лет - средняя группа,-учитывают возросший уровень знаний ребят, опыт решения предложенных задач.

Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.

Небольшое усложнение задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растениях: от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно- или светло-зеленый лист).

Намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение. Составить план проведения игр будет проще, если педагог предварительно наметит дидактические задачи игр по мере возрастания их трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:

1. Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребенка, многообразен. Чтобы лучше в нем ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх (вначале с овощами и фруктами, а затем с комнатными растениями, деревьями и кустарниками).

2. Находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщенным словом «цветы» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.

3. Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.

4. Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их. Решение этой задачи позволит детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира.

5. Группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее.

6. Находить целое по части. Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, их признаки.

7. Находить растения по описанию взрослого. Научившись делать это, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, учиться мыслить абстрактно.

В играх с детьми пятого года жизни вводится новая дидактическая задача, решение которой направлено на воспитание у детей умения описывать предметы растительного мира. Сначала дети делают это с помощью взрослого, затем все более самостоятельно. Задание усложняется в такой последовательности: сначала дети называют признаки, отвечая на вопросы воспитателя; затем несколько детей совместно составляет описание, а кто-то один отгадывает, и только после этого уже одному ребенку предлагают самостоятельно перечислить отличительные признаки предмета.

При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.

Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.

Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.

С младшей группы надо приучать детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений.

В ходе игры у младших детей проявляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов. Так, если дети, скажем, обратили внимание на форму яблока, можно предложить им покатать его, как мяч, погладить, чтобы определить, гладкая ли у него поверхность.

После игр с овощами и фруктами можно угостить детей каким-нибудь из них, обратив при этом внимание на то, что все фрукты и овощи имеют вкус: «Скажите, как во рту стало?» (Кисло, горько, сладко.) Угощение вызывает у малышей еще больший интерес к таким играм. Желание поиграть с листьями, цветами часто вызывается у дошкольников стремлением украсить групповую комнату, свой обеденный стол, подарить букет взрослым, младшим детям. Проводя такие игры, надо приучать детей бережно относиться к растениям, приучать их не рвать без надобности цветы.

В младшей группе растения используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо различимыми органами. Главная задача: научить узнавать, различать и называть 2-3 вида растений и их части (стебель, листья, цветок); научить правильно поливать водой из лейки и обтирать влажной тряпочкой кожистые листья. Для решения этой задачи могут быть использованы растения: герань зональная, фуксия гибридная, бегония вечноцветущая, бальзамин султановидный и др., для выработки умений по уходу за растениями подойдут фикус каучуконосный, гибискус китайская роза, аукуба японская и т.п. Необходимо, чтобы изучаемых растений было по 2 экземпляра каждого вида. Помимо постоянных объектов в младшей группе используются и временные: выращиваемый на перо лук, выгонка тюльпанов и гиацинтов, выращиваемые на зелень укроп и салат.

В средней группе у детей должно формироваться умение видеть разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать, устанавливать различие и сходство. Главной задачей является знакомство детей не только с особенностями растений, но и условиями, необходимыми для их жизни, а также формирование новых умений по уходу за растениями (полив из мелкосетчатой лейки или опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой щеточкой). В ходе работы в уголке природы дети должны увидеть зависимость между способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от величины, количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду, определить способ ухода -сколько влаги и света требуется данному растению (например, если у растения мясистые листья, как у алоэ, то поливать его нужно редко, а если листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина, то поливать его нужно часто). При отборе объектов следует учитывать разнообразие листьев по форме и величине, целесообразно использовать разные виды одного рода (например, герань зональную и душистую, бегонию вечноцветущую и рекс). В качестве новых растений могут быть использованы агава американская, алоэ древовидное, аспарагус перистый, адиантум венерин волос, разные виды бегоний и герани.

В средней группе стоит задача - продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о растениях.

В старшей группе дети должны научиться сравнивать, классифицировать и обобщать. Основной задачей служит формирование представлений о росте и развитии растений, изменении их по сезонам, об условиях, необходимых для нормального роста и развития.

При работе с растениями используются экземпляры с разнообразными типами строения стеблей (вьющимися, стелющимися, прямостоячими и т.д.), видоизмененными побегами (луковицами, корневищами, клубнями). Дети знакомятся с внешним видом, разнообразием стеблей, листьев, цветков, вегетативным размножением (стеблевыми черенками и усами), определяют способы ухода в зависимости от характера строения стеблей и листьев. Рекомендуемые объекты: 2-3 вида традесканции, роициссус ромбический, сциндапсус золотистый, цикламен персидский, камнеломка побегообразующая, амарилисы, кливии, аспидистра высокая. Дети в средней группе должны овладеть новыми операциями по уходу за растениями: подкормкой и размножением черенками и усами.

Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием растений. В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за ростом и развитием растений. В этом большую роль играет систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в уголке природы.

В подготовительной группе обобщаются знания о растениях уголка природы и условиях необходимых для их жизни, роста и развития. Главная задача: научить детей видеть цикличность в развитии природы. Дополнить знания новыми сведениями об особенностях жизни и развитии растений, и их приспособленности к условиям среды. Растения, использующиеся для этой цели, должны быть из разных природных зон и с разными вегетационными циклами развития, например, циперус раскидистый, хавортия жемчугоносная, фиалка узумбарская. На кливии, амарилисе, гемантусе можно пронаблюдать особенности сезонных изменений (зима -период покоя, полива нет). Дети в подготовительной группе также знакомятся с различными видами вегетативного размножения: листьями (узумбарская фиалка, бегония-рекс), луковицами (гемантус, амарилис, кливия), делением куста (аспарагус, циперус), живорождение (хлорофитум, бриофиллюм). Дети должны уметь полностью ухаживать за известными растениями и владеть различными способами вегетативного размножения.

Учитывая возможности детей и требования программы, в уголке природы подготовительной к школе группы, помимо растений, рекомендованных для старшей группы, нужно вносить такие растения, которые требуют разного ухода в зависимости от условий их жизни на родине. Воспитателям очень важно знать о жизни каждого растения на родине, чтобы обеспечить правильный уход за обитателями уголка природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ

Материал содержит подборку дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ

Материал содержит подборку дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями....

Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7391162","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. О...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображе

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее?Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растенияИгровая задача: найти картинку с изображением ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. О...