Главные вкладки

    Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»

    Старошайговского муниципального района Республики Мордовия
     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Инновационный педагогический опыт на тему:

    «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

     

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель: Бояркина Марина Васильевна

     

     

                                                                   2018г

     

    1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.  Его значения  для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

     

    Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

     

    Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.

     

    Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

     

    Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

    Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).

     

    Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её

     

    невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

     

    Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

     

    Цель моделирования - активно воздействовать на всестороннее развитие детей, обогащать новыми представлениями и понятиями, закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Это значит готовить детей к успешному обучению.

     

    Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

     

    В     связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством занимательного материала .

     

    Исходя из актуальности  проблемы, была поставлена цель:

     

    -    разработать и внедрить в педагогическую практику систему мероприятий по развитию математических представлений детей средствами занимательного материала,

     

    -       развить творческие способности детей в процессе овладения элементарными математическими представлениями,

     

    - создать условия для развития познавательной активности, креативности мышления, памяти, творческих способностей,-

     

    -активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум,

     

    расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

     

    Для реализации этой цели        наметила    следующие задачи:

     

    -обозначить роль и место творческих способностей в личностном развитии детей дошкольного возраста,

     

    -определить роль и место занимательного материала в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

     

    Теоретическая база опыта.

     

    Изучив специальную литературу по этой проблеме, была определена сущность креативных способностей, которая по -разному понимается психологами и педагогами. Разные авторы высказывают свою позицию о понятии сущности творчества и творческих способностей, но все сходятся в одном – необходимости их развития.

     

    Б. М. Теплов рассматривал творческие способности как индивидуальные особенности личности, обуславливающие успешность выполнения какой – либо деятельности, определяющие предрасположенность человека к этой деятельности.

     

    Б. П. Никитин писал: «творческие способности – особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.».

     

    Для определения пути развития творческих способностей детей была рассмотрена их структура в классификациях Дж. Гилфорда, А. И. Лука, были изучены и проанализированы факторы, влияющие на их проявление, такие как: природные задатки, индивидуальные особенности, социальная среда, характер и структура деятельности детей. Рассмотрены следующие условия развития математического творчества:

     

    -творчество воспитателя в педагогической деятельности,

     

    -организация определенным образом педагогического процесса;

     

    -организация обогащенной предметно развивающей среды;

     

    -раннее начало развития детей;

     

    -предоставление детям самостоятельности в играх;

     

    -доброжелательное, внимательное отношение к достижениям ребенка,

     

    тактичное руководство;

     

    -учет индивидуальных особенностей.

     

    Теоретической базой этой работы является система работы, предложенная Б.

     

    П. Никитиным, З. А. Михайловой, опыт работы практических работников.

     

    Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

     

    Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

     

    -учитываются особенности психики ребенка; -учитываются общие особенности детей;

     

    -   воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

     

    -     используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

     

    Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Одним из источников решения этой проблемы может стать занимательный математический материал.

     

    Работа проводилась следующим образом:

     

    Был изменен подход к способам проведения занятий, их основой стали игры, элементы занимательности, творческие задания.

     

    Основное требование к занятиям – как можно меньше показа способов действий и, наоборот, как можно больше поисковой деятельности. Был сделан акцент на установление новых взаимоотношений педагога с детьми, новых форм и методов работы, которые реализуются на основе личностно – ориентированной модели воспитания и обучения.

     

    Планируемый учебный материал используется в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений. Большое внимание на занятиях уделяется развитию творческих способностей,

     

    вариативного и образного мышления. Дети не просто исследуют математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр,

     

      предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.

     

              Используемые мной методические приёмы, сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций, предлагаемых в различных видах занимательного материала, способствовали формированию математических представлений у детей.

     

    Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:

     

    -логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);

     

    -игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала

     

    – счётных палочек, палочек Кюизенера, логических фигур;

     

    -загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы;

     

    -игры – головоломки («Пифагор», «Танграм», «Листик»), кубики «Сложи узор»;

     

    -дидактические игры.

     

    Обучение детей младшей группы носило наглядно-действенный характер. Новые знания дети усваивали на основе непосредственного восприятия, когда следили за моими действиями, слушали пояснения и действовали самостоятельно с дидактическим и занимательным материалом. Старалась начинать НОД с малышами с элементов игры, занимательности, сюрпризных моментов. Это заинтересовывало и активизировало детей.

     

    В     средней группе для прочного усвоения знаний необходимо было заинтересовывать детей действиями с математическим материалом. Удачными были использование в игре привлекательных наглядных пособий, занимательный разговор с математическими шутками, использование игровых упражнений и дидактических игр, которые создавали у детей хороший эмоциональный фон. Широко использовала с детьми среднего возраста считалки и математические игры, в которых игровое действие являлось в то же время и элементарным математическим действием

     

    Включение математического материала в жизнь детей старшей группы начиналось с повсеместного использования считалок, игровых упражнений и дидактических игр. Дети с удовольствием с помощью считалок выбирали водящего для игры, для закрепления названия частей суток применялись загадки, вспоминались пословицы про утро, день, вечер, ночь.

     

    У       детей старшей группы наблюдалось повышение устойчивости внимания, но длительно выполнять одну и ту же работу, сохранять одну и ту же позу пятилетние дошкольники не могут, нуждаются в частой смене видов деятельности. Поэтому, упражнения и игровые задания, требовавшие произвольного внимания, чередовались мной с элементами занимательности, игры.

     

    Работая с детьми подготовительной к школе группы, пришла к необходимости сотрудничества с учителями начальной школы в вопросах единства обучения детей математике, поэтому педагогический процесс строила с учетом единых подходов и технологий в обучении детей.

     

    В  подготовительной к школе группе широко использовала занимательный материал, направленный на упражнение детей в счете и отсчете предметов, в группировке предметов по разным признакам. Изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа сочетала с игровыми упражнениями в счете с участием различных анализаторов (игры на счет звуков, движений, предметов путем обследования).

     

    Для упражнения в запоминании чисел использовала числовые курьёзы, логические упражнения, задачки, занимательные вопросы. При обучении детей формулировке арифметических действий были незаменимы стихотворения и загадки математического содержания. Приемы и методы ТРИЗ с успехом использовались мной для развития изобретательской смекалки, творческого воображения, мышления. Целью применения элементов данной технологии было не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, математических закономерностей. С помощью приемов ТРИЗ дети учились выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, а разрешение противоречий — это шаг к развитию мышления.

     

       Учитывая, что к моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в пространстве, в практику работы мной были включены логические игры и лабиринты.

     

    При организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие математических представлений у детей, творчески использую широкий спектр техник педагогической поддержки: «активного слушания», «отслеживания реплик» и др. Стараюсь поддерживать инициативу ребёнка при обсуждении или выполнении им различных дел, но не освобождаю от ответственности, т.е. наделяю его полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи. С детьми, у которых наблюдались проблемы с усвоением математических представлений, или, наоборот, были выявлены склонности к математике, проводилась индивидуальная работа с использованием занимательного материала.

     

    Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но

     

    и     как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при занятии с занимательным материалом. Достаточно эффективным оказывается использование игр и занимательного математического материала в индивидуальной работе с детьми, отстающими в усвоении программы.

     

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:

     

    В          работе с детьми проводятся математические вечера досуга, конкурсы смекалистых и находчивых, игры соревнования и др. В их содержание включаются занимательные задачи, загадки, задачи -шутки, разгадывание лабиринтов, кроссвордов, которые формируют творческое мышление, умение думать, рассуждать, доказывать.

     

    Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребёнка в получении результата. Всё это способствует формированию готовности к школьному обучению.

     

    Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур – силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу,

     

    обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат. Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур – силуэтов из специального набора «ТАНГРАМ»).

     

    Математическое развитие детей решается и через организацию самостоятельной деятельности.

     

    Для этого в группе создан уголок занимательной математики. В него помещается разнообразный занимательный материал: головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей и др. Наблюдая за детьми, было замечено, что их очень привлекают счетные палочки, они пытаются строить из них разные фигуры. Это послужило началом работы по развитию творческих способностей с помощью задач головоломок.

     

    Анализ результативности.

     

    Дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

     

    Работа с наглядными моделями не только помогает детям научиться анализировать, сравнивать, обобщать, но и существенно обогащает их речь; анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии и является одним из хороших показателей готовности ребенка к обучению в школе.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

     

    Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала по математическому развитию. Предполагает большую отдачу от самого педагога, который должен дать полное представление о пространстве и времени, учить ребенка выделять признак количества, анализировать, сравнивать, обобщать, располагать предметы в определенной последовательности с учетом степени проявления того или иного признака, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.

     

    Адресные рекомендации по использованию опыта.

     

    Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы. Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присуши актуальность, результативность, оптимальность, стабильность, научность.

     

    Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл in.opyt_.docx32.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»

    Старошайговского муниципального района Республики Мордовия

    Инновационный педагогический опыт на тему:

    «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

     

    Воспитатель: Бояркина Марина Васильевна

                                                                   2018г

    1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.  Его значения  для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

    Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.

    Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

    Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

    Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).

    Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её

    невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

    Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

    Цель моделирования - активно воздействовать на всестороннее развитие детей, обогащать новыми представлениями и понятиями, закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Это значит готовить детей к успешному обучению.

    Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    • связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством занимательного материала .

    Исходя из актуальности  проблемы, была поставлена цель:

    • разработать и внедрить в педагогическую практику систему мероприятий по развитию математических представлений детей средствами занимательного материала,

    • развить творческие способности детей в процессе овладения элементарными математическими представлениями,

    - создать условия для развития познавательной активности, креативности мышления, памяти, творческих способностей,-

    -активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум,

    расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.


    Для реализации этой цели        наметила        следующие задачи:

    -обозначить роль и место творческих способностей в личностном развитии детей дошкольного возраста,

    -определить роль и место занимательного материала в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Теоретическая база опыта.

    Изучив специальную литературу по этой проблеме, была определена сущность креативных способностей, которая по -разному понимается психологами и педагогами. Разные авторы высказывают свою позицию о понятии сущности творчества и творческих способностей, но все сходятся в одном – необходимости их развития.

    Б. М. Теплов рассматривал творческие способности как индивидуальные особенности личности, обуславливающие успешность выполнения какой – либо деятельности, определяющие предрасположенность человека к этой деятельности.

    Б. П. Никитин писал: «творческие способности – особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.».

    Для определения пути развития творческих способностей детей была рассмотрена их структура в классификациях Дж. Гилфорда, А. И. Лука, были изучены и проанализированы факторы, влияющие на их проявление, такие как: природные задатки, индивидуальные особенности, социальная среда, характер и структура деятельности детей. Рассмотрены следующие условия развития математического творчества:

    -творчество воспитателя в педагогической деятельности,

    -организация определенным образом педагогического процесса;

    -организация обогащенной предметно развивающей среды;

    -раннее начало развития детей;

    -предоставление детям самостоятельности в играх;

    -доброжелательное, внимательное отношение к достижениям ребенка,

    тактичное руководство;


    -учет индивидуальных особенностей.

    Теоретической базой этой работы является система работы, предложенная Б.

    П. Никитиным, З. А. Михайловой, опыт работы практических работников.

    Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

    Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

    -учитываются особенности психики ребенка; -учитываются общие особенности детей;

    • воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

    • используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

    Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Одним из источников решения этой проблемы может стать занимательный математический материал.

    Работа проводилась следующим образом:

    Был изменен подход к способам проведения занятий, их основой стали игры, элементы занимательности, творческие задания.

    Основное требование к занятиям – как можно меньше показа способов действий и, наоборот, как можно больше поисковой деятельности. Был сделан акцент на установление новых взаимоотношений педагога с детьми, новых форм и методов работы, которые реализуются на основе личностно – ориентированной модели воспитания и обучения.

    Планируемый учебный материал используется в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений. Большое внимание на занятиях уделяется развитию творческих способностей,


    вариативного и образного мышления. Дети не просто исследуют математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр,

      предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.

              Используемые мной методические приёмы, сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций, предлагаемых в различных видах занимательного материала, способствовали формированию математических представлений у детей.

    Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:

    -логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);

    -игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала

    – счётных палочек, палочек Кюизенера, логических фигур;

    -загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы;

    -игры – головоломки («Пифагор», «Танграм», «Листик»), кубики «Сложи узор»;

    -дидактические игры.

    Обучение детей младшей группы носило наглядно-действенный характер. Новые знания дети усваивали на основе непосредственного восприятия, когда следили за моими действиями, слушали пояснения и действовали самостоятельно с дидактическим и занимательным материалом. Старалась начинать НОД с малышами с элементов игры, занимательности, сюрпризных моментов. Это заинтересовывало и активизировало детей.

    • средней группе для прочного усвоения знаний необходимо было заинтересовывать детей действиями с математическим материалом. Удачными были использование в игре привлекательных наглядных пособий, занимательный разговор с математическими шутками, использование игровых упражнений и дидактических игр, которые создавали у детей хороший эмоциональный фон. Широко использовала с детьми среднего возраста считалки и математические игры, в которых игровое действие являлось в то же время и элементарным математическим действием


    Включение математического материала в жизнь детей старшей группы начиналось с повсеместного использования считалок, игровых упражнений и дидактических игр. Дети с удовольствием с помощью считалок выбирали водящего для игры, для закрепления названия частей суток применялись загадки, вспоминались пословицы про утро, день, вечер, ночь.

    • детей старшей группы наблюдалось повышение устойчивости внимания, но длительно выполнять одну и ту же работу, сохранять одну и ту же позу пятилетние дошкольники не могут, нуждаются в частой смене видов деятельности. Поэтому, упражнения и игровые задания, требовавшие произвольного внимания, чередовались мной с элементами занимательности, игры.

    Работая с детьми подготовительной к школе группы, пришла к необходимости сотрудничества с учителями начальной школы в вопросах единства обучения детей математике, поэтому педагогический процесс строила с учетом единых подходов и технологий в обучении детей.

    • подготовительной к школе группе широко использовала занимательный материал, направленный на упражнение детей в счете и отсчете предметов, в группировке предметов по разным признакам. Изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа сочетала с игровыми упражнениями в счете с участием различных анализаторов (игры на счет звуков, движений, предметов путем обследования).

    Для упражнения в запоминании чисел использовала числовые курьёзы, логические упражнения, задачки, занимательные вопросы. При обучении детей формулировке арифметических действий были незаменимы стихотворения и загадки математического содержания. Приемы и методы ТРИЗ с успехом использовались мной для развития изобретательской смекалки, творческого воображения, мышления. Целью применения элементов данной технологии было не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, математических закономерностей. С помощью приемов ТРИЗ дети учились выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, а разрешение противоречий — это шаг к развитию мышления.

       Учитывая, что к моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в пространстве, в практику работы мной были включены логические игры и лабиринты.


    При организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие математических представлений у детей, творчески использую широкий спектр техник педагогической поддержки: «активного слушания», «отслеживания реплик» и др. Стараюсь поддерживать инициативу ребёнка при обсуждении или выполнении им различных дел, но не освобождаю от ответственности, т.е. наделяю его полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи. С детьми, у которых наблюдались проблемы с усвоением математических представлений, или, наоборот, были выявлены склонности к математике, проводилась индивидуальная работа с использованием занимательного материала.

    Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но

    • как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при занятии с занимательным материалом. Достаточно эффективным оказывается использование игр и занимательного математического материала в индивидуальной работе с детьми, отстающими в усвоении программы.

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:

    • работе с детьми проводятся математические вечера досуга, конкурсы смекалистых и находчивых, игры соревнования и др. В их содержание включаются занимательные задачи, загадки, задачи -шутки, разгадывание лабиринтов, кроссвордов, которые формируют творческое мышление, умение думать, рассуждать, доказывать.

    Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребёнка в получении результата. Всё это способствует формированию готовности к школьному обучению.

    Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур – силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу,


    обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат. Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур – силуэтов из специального набора «ТАНГРАМ»).

    Математическое развитие детей решается и через организацию самостоятельной деятельности.

    Для этого в группе создан уголок занимательной математики. В него помещается разнообразный занимательный материал: головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей и др. Наблюдая за детьми, было замечено, что их очень привлекают счетные палочки, они пытаются строить из них разные фигуры. Это послужило началом работы по развитию творческих способностей с помощью задач головоломок.

    Анализ результативности.

    Дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

    Работа с наглядными моделями не только помогает детям научиться анализировать, сравнивать, обобщать, но и существенно обогащает их речь; анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии и является одним из хороших показателей готовности ребенка к обучению в школе.

    Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала по математическому развитию. Предполагает большую отдачу от самого педагога, который должен дать полное представление о пространстве и времени, учить ребенка выделять признак количества, анализировать, сравнивать, обобщать, располагать предметы в определенной последовательности с учетом степени проявления того или иного признака, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.

    Адресные рекомендации по использованию опыта.

    Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы. Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присуши актуальность, результативность, оптимальность, стабильность, научность.

    Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых ситуаций при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

    Материал представляет собой обобщенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий....

    Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

    В этой работе раскрывается понятие "дидактическая игра" и роль игры в формировании элементарных математических представлений (несколько игр)....

    Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"

    Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...

    Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

    Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста...

    Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

    Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

    Представление опыта работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".

    Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....