ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОВРОЛИНОГРАФИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деменкова Светлана Анатольевна,

воспитатель,

МДОАУ детский сад № 9, г. Свободный

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОВРОЛИНОГРАФИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В последнее время раннее развитие становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Важное место здесь занимают развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка, познавательное и речевое развитие.

Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, а следовательно, и речевого развития  является метод ковролинографии.

В группе изготовлен  ковролинограф - ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа.

Современные материалы (ковролин и липучка) имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.

В отличие от фланелеграфа и доски ковролин  создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения организованной образовательной деятельности.

Ковролинограф – удобное приспособление для игр и занятий. Очень часто ковролинограф используют в детских садах, но и дома его достаточно легко сделать. Для игры на ковролинографе используются бумажные картинки, фетровые или другие игрушки с липучками. Липучка прочно крепится к петельчатому ковролину. Картинки не падают с ковролинографа от неловких движений.

Использую ковролин как в организованной деятельности, так и в свободное от занятий время, в ходе режимных моментов.

Для детских игр и занятий ковролинограф более удобен по нескольким причинам: Липучки легко пришиваются, клеятся или крепятся степлером на картинки или плоские игрушки. Игрушка легко крепится на ковролин, не падает, чтобы ее оторвать необходимо приложить усилия. Для активных малышей с пока еще несовершенными движениями очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения. Традиционный ковролинограф - это кусок петельчатого однотонного ковролина, прибитый к стене и оформленный рамкой из деревянных реек.

Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.

Работа на ковролине способствует  формированию сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Для этого используются игры  «Собери ёлочку», «Укрась елочку», «Собери предмет»; «Собери грибочки»,  «Что лишнее»,  «Найди такой же»  и др.

Ковролинограф позволяет организовывать организованную  образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально.

С помощью ковролина я провожу игры и занятия по всем разделам: по формированию сенсорных эталонов  (дидактические игры «Сделай по образцу», «Что ещё такой же формы» и др.), по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи («Кто что ест», «Чьи детки» и др.), по изобразительной деятельности («Заборчики», «Дорога для паровозика», «Длинная дорога Колобку», «Иголки ёжику», «Лучики для солнышка», «Травка зеленеет», «Цветы на поляне» и др.). Причем все это происходит динамично и наглядно, что очень привлекает внимание малышей.

На ковролине также можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Ребенку раннего возраста понять это трудно. Этому могут помочь дидактические игры на ковролине. 

Ковролин удобен для раскладывания героев сказок . Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пытаются пересказывать текст с использованием картин.

Несомненно, количество игр и заданий, которые могут быть придуманы, значительно больше и разнообразнее. И необходимость их будет определяться целью проводимого занятия и содержанием программного материала; уровнем развития детей, их подготовки; творческим потенциалом педагога.D:\Документы\28 февраля\Деменкова\фото\DSCF7194.JPG

Метод ковролинографии является одним из способов совершенствования пальчиковой моторики, развития зрительного восприятия дошкольников. 

Работая над развитием зрительного восприятия детей, я в своей группе изготовила ковролиновое полотно  и комплект пособий по темам занятий по изобразительной деятельности, выполненных из виниловой кожи на липучке. Липучки легко отстают от ковролина, что дает возможность создавать все новые предметные изображения и сюжеты. D:\Документы\28 февраля\Деменкова\фото\DSCF7136.JPG

Итак, использование  ковролинографа в работе с детьми раннего возраста совершенствует интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь); развивает творческие способности дошкольников; развивает координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле; развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п. ); создаёт положительный эмоциональный настрой в группе;

Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным и полезным.D:\Документы\28 февраля\Деменкова\фото\DSC_1667.JPG

Можно сказать, что ковролиновый комплекс - это современный вариант школьной доски, содержащий в себе неограниченные возможности. Он позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру.D:\Документы\28 февраля\Деменкова\фото\DSC_0008.JPG

Педагогам можно использовать в работе еще и маленький комплекс , который позволит ребенку не только наблюдать со стороны за действиями взрослого, но и самостоятельно выполнять некоторые задания. Это немаловажно для интенсивного развития способностей ребенка и более успешного решения педагогических задач. Сочетание этих комплексов позволяет организовывать учебно-образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально.

Работа с комплексом способствует развитию творческого потенциала педагога и совершенствованию его квалификации. Ведь, используя этот комплекс, педагог может самостоятельно придумывать игры и задания, отражая в своей деятельности все аспекты и направления образовательной работы с детьми.

Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным и полезным.

Список литературы:

  1. Магомедова Т. Ковролинография — активная среда развития ребенка.
  2. Вакилова Р.Ф. Использование ковролинографии
    в работе с детьми раннего возраста (из опыта работы) МАДОУ «Детский сад №15 «КУБЭЛЭК» г. Набережные Челны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего и младшего возраста"

Ковролин - материал интересный, необычный и очень приятный на ощупь. Если у вас остался кусок, не выбрасывайте, а смело применяйте в работе с детьми....

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)...

Презентация «Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста»

laquo;Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста»...

Консультация для родителей "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста"

Консультация для родителей "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОВРОЛИНОГРАФИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОВРОЛИНОГРАФИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА Данное пособие – это совокупность дидактической и словесной игры, но в отличие от дидактической игры, охватывает многообразие раз...

Консультация для родителей на тему «Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста»

Цель консультаций - повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений ро...

Рекомендации: "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста"

Одним способом совершенствования пальчиковой моторики является метод ковролинографии....