Главные вкладки

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
    картотека (старшая группа) на тему

    Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизни

    в доступных им формах нравственных переживаний.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл did._igry_po_formir._patr._chuvstv.docx29.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД № 93 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

     «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

    КАРТОТЕКА

    ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТРЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

     У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

    Воспитатель: разновозрастной группы

     5-7 лет «Осьминожки»

    общеразвивающей направленности

                                                                                                                Павлюк С.С

    Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель на прогулке, во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей

    « Где я живу…»

    Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города Тихорецка и, номер дома, квартиры, телефона ,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

    Материал: мяч

    Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

    «Мой детский сад »

    Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада..  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

    Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы 

    Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в пространстве

    «Слова-помощники »

      Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства  правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение

    Материал:

    Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова

    «Что такое хорошо и что такое плохо….».

      Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

    Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

    Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.. 

    «Моя страна».

    Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

    Материал:.

    иллюстраций, фотографий

    Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают 

    «Тихорецк - моя малая Родина ».

    Цель: Выявить знания детей о своей Малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Тихорецке

    Материал:  иллюстраций, фотографий города Тихорецка и Краснодарского края.

    Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают 

       

    « Флаг России»

    (города Тихорецка и Краснодарского края)

    Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

    Материал: полосы красного, синего и белого цвета

    Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

       

    «Семья-всему опора»

    Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

    Материал:  Фотоальбом, составленный совместно с родителями с  семейными фотографиями  с генеалогическим древом семь

    «Составь флаг России, города Тихорецка. Краснодарского края»

    Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

    Материал ;разрезные картинки с изображением разных флагов

    Ход игры :  собрать нужный флаг по образцу

    «Путешествие по городу Тихорецку»

    Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры .

    Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города

    Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

    «О чем рассказывает  памятник?»

    Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

    Материал: изображения памятников

     Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

     

    «Чей это портрет?»

    Цель: знакомить детей с  главными людьми   РФ (В.Путин, С.Шайгу, В.Кондратьев, Д.Перепелин)

    Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

    «Моя улица и мой дом».

    Цель:  Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении детского сада

    Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона  

    Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают  о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении дет.сада

    «Узнай виды спорта».

    Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что  занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

    Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

    Ход  игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

    «Моих родителей зовут…»

    Цель:  Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…

    Материал:  семейные фотоальбомы

    Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

       

    «Вчера- сегодня»

    Цель: развивать чувство времени у детей.

    Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

    «Почта»

    Цель: закрепить знания детей о городах России.

    Материал: почтовые конверты, открытки

    Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

    «Кто и в какой стране живет?»

    Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

    Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом .Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец

    Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут

    Китай-китаец, африка-африканец…

    «Путешествие по планете Земля»

     Цель: Закрепить знания детей о том, что  Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца).  Помочь детям найти на глобусе  воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению  Земли, на которой мы живем - как к планете.

      Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,  

     

    «Узнай по описанию: кто это »

    Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

    Материал: Картинки и иллюстрации  с изображением животного мира .

     Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают,

    «У кого какой домик »

    Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

    Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .

     Ход игры: Медведю – берлога

                       Белке – дупло

    «С какого дерева листок»

    Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение   образовывать относительные  прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

    Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников  и листьев

     Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

                   

    «Зеленая аптека»

    Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

    Материал: гербарий, картотека лечебных трав

    Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах

    «Красная книга Краснодарского края »

    Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных , птиц нашего края  занесенных  в

    « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности  

    Материал :»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц  

     

    Ход игры: Воспитатель показывает

     картинку с изображением редких животных и растений,дети называют.Воспитатель

     рассказывает о  них.

    «Страны и народы"

       Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.  

    Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

     Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира .Рассказывает о них

    «По дороге в детский сад?»

      Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение  определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

    Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

    Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.

            

    « Узнай о ком я говорю»

    Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

    Материал

    Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.    

     

       

    «Продолжи пословицу о Родине»

    Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление.

    Материал:

    Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

    «Народные промыслы Кубани»

    Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

    Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

    Ход игры воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.-  

    Дети называют

                 

    «Мир рукотворных предметов»

     Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать  слова прилагательные.

    Материал: Картинки и изображения предметов обихода

    Ход игры:  чугун - чугунный, дерево- деревянный……

    «Собери узор».

    Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

    Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

     Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных  фрагментов.

    «На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

    Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

    Материал; таблица, на которой изображены небо, море,   картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

    Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

    «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»

    Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

    Материал; таблица, на которой изображены небо, море,   картинки: животного мира

    Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

    «Опиши, какой»

     Цель:  закрепление умения   образовывать  прилагательные от существительных , формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.

    Материал:  Картинки и иллюстрации людей разных национальностей

    Ход игры ; татарин-  татарский, мордвин -  мордовский…..

    «Узнай профессию»

    Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

    Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

    Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

     «Праздники»

      Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)  закреплять правила поведения в общественных местах.  

    Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

    Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку

    «Традиции моей семьи»

    Цель: формировать представления у детей о семейных традициях, уважение к ним; развивать связную речь.  

    Материал: семейные фотографии о досуге, отдыхе, совместном труде.

    Ход игры : воспитатель начинает рассказ по фотографии, дети по очереди продолжают.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста".

    Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

    Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

    Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у д...

    Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

    Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

    Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

    В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

    НОД по формированию нравственно – патриотических чувств у дошкольников. «Во имя жизни на земле». ( старшая группа).

    НОД по формированию нравственно – патриотических чувств в старшей группе  « Во имя жизни на земле».  Цель: Воспитывать у детей чувство любви  к Родине, гордо...

    Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

    Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...