картотека игр на развитие познавательных процессов
картотека на тему

Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, воображения.

Предлагаемые упражнения не потребуют больших затрат времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить во время прогулки, свободное от непосредственно-образовательной деятельности время, в режимные моменты. Рекомендуемые игры могут быть использованы воспитателями детских садов, педагогами дополнительного образования, а также родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_poznavatelnyh_protsesov.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

В познавательном плане ребенок, к поступлению в школу, достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.                                                                  

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.      

 Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, при поступлении в школу обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, достаточно трудно.

Еще большее значение, чем воображение и память, для обучения детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.

Речевая готовность детей к обучению и учению прежде все проявляется в  умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, представляющая собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Если проанализировать познавательные и дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развитие игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий, дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Именно дидактическая игра способствует развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения: развитию памяти, внимания, наблюдательности, сообразительности, обогащают словарь. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Назови лишнее слово»

 Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребенок должен услышать и назвать это другое слово:

Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора

Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос

Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса 

Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша

Если ребенок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.

«Назови звуки».

Ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка…

«Объясни инопланетянину»

Предложите ребенку представить, что он встретил инопланетянина, который не знает значения многих слов в нашем языке, и он (ребёнок) должен ему всё объяснить. Слова можно брать любые, но начинать надо с простых, хорошо знакомых (нож, велосипед, шапка, телефон). Постепенно переходите к более сложным понятиям (холодно, весело, радость, горе, счастье). Важно, чтобы ребенок сам мог назвать назначение предмета и его существенные качества или признаки (велосипед – для того, чтобы ездить, у него есть колёса, педали, руль).

«Что бывает. Какое бывает»

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…).

Или наоборот: "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.

"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твердое? И так далее…

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

«4-й лишний»

Можно выкладывать предметы, показывать картинки, для детей постарше – просто называть слова. Назвать, что не подходит к трём остальным словам и почему.

Яблоко, груша, картофель, слива

Шапка, брюки, пальто, сапоги 

Чашка, ваза, миска, ложка

Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

«Что можно сделать?»

Что можно сделать, например, со стаканом. Из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или божью коровку. Каждый игрок предлагает свой вариант. Кто больше?

«Разрезные картинки»

Возьмите любую картинку, открытку и разрежьте её на несколько частей (в зависимости от возможностей вашего ребёнка). Попросите собрать. Если ребенок справляется, постепенно усложняйте задания, выбирая картинки с более сложным рисунком или разрезая их на большее количество частей.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«Новое назначение предмета»

Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

«Я – вещь»

Попросите ребенка представить себя какой-либо вещью, почувствовать её характер. От имени этой вещи он рассказывает о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, привычках, о её прошлом и будущем. Можно это делать по очереди: один ребенок представляет, что она скатерть, другой ребенок – машинка; можно давать друг другу задания.

«Ты рисуешь, ты и угадывай»

Количество игроков: кратное двум 

Дополнительно: листы бумаги, карандаши или фломастеры, повязка на глаза

Игроки разбиваются на команды. 1 команда загадывает рисунок. Из второй команды вызывается «художник», ему завязываются глаза и команда противников начинает говорить, куда вести карандаш (вверх, вниз, влево, вправо). Художник выполняет команды и старается угадать, что за рисунок в конечном итоге должен получиться.

Как только художник угадывает рисунок, его команда получает очко. Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

«Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть

Задавайте простые вопросы: «Ты любишь конфеты?», «Какого цвета снег?». Ребенок должен отвечать, не говоря слов «да», «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок – уровень самоконтроля достаточно высок.

«Внимательный радист»

Ведущий говорит:

- Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать.

Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук»:

а) с наращиванием ряда: тук - хлоп; тук, тук - хлоп, хлоп; тук, тук, тук - хлоп, хлоп, хлоп и т.д.;

б) со сменой темпа (быстро - медленно);

в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).

«Раз, два, три – говори»

Данная игра учит детей придерживаться двух разных условий выполнения задачи: одно из них — узнать предмет на картинке и правильно назвать его; второе — удержать уже известный ответ и не называть предмет раньше времени.

В качестве игрового материала можно использовать картинки, отражающие предметное окружение ребенка (посуда, цветы, насекомые, одежда и пр. Всего нужно набрать 10-15 картинок.

Ребенку предлагают поиграть с картинками: "Я буду показывать тебе интересные картинки по одной, а ты их называть. Только называть нужно не сразу, а после сигнала. Сначала внимательно посмотри, что нарисовано, и вспомни, как это называется. Но ничего не говори, пока я не скажу: "Раз, два, три — говори!" Если ты правильно и, главное, вовремя назовешь картинку, ты получишь ее в награду. Давай попробуем!" После этого вы берете первую картинку, предлагаете подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. Слова "Раз, два, три — говори!" произносятся четко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза. Если ребенок дает ответ вовремя, ему вручают картинку как награду.

Хорошо, если в такую игру играют несколько детей, тогда она происходит как соревнование — кто больше картинок выиграет.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

«Все помню»

Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребенок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.

Дом, солнце, ворона, часы, карандаш

Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка

Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка

Научите ребенка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.

«Чего не хватает?»

Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек.

«Волшебный мешок с подарками»

Дополнительно: различные мелкие предметы

На пол высыпаются 10-15 предметов разной формы, функциональной принадлежности, цвета. В течение минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает их обратно в мешок и просит ответить на вопросы о предметах:

-Какого цвета был брелок?

-Сколько резинок для волос лежало на полу?

Тот, кто правильно отвечает, получает предмет в подарок.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

«Узнай предмет»

Дополнительно: полотняный мешочек, мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушка, кубик, шарик, конфета, ручка, ластик и т.д.

 Предложить ребёнку определить на ощупь, что это за вещи.

 Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) – угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

«Составь картинку»

Дополнительно: простые картинки с изображением знакомых предметов. Одна картинка целая, другая разрезана на  части.

Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.

Варианты заданий:

а)    взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

б)     для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.

«Кто наблюдательнее»

Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.

Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Каждый ребёнок должен по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребёнка.

Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.

Список использованных источников

  1. Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей. М., 1985.
  2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1989.
  3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.
  4.  Истомина 3.М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. М., 1978.
  5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
  6. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. М., 1985.
  7. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождец до семи лет). М., 1960.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. II
  9. Амонашвили Ш.А. В школу-с шести лет. М., 1986.
  10.  Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
  11.  Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка Ростов-на-Дону, 1987.
  12.  Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. М., 1987.
  13.  Никифоров Г.С. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста М., 1989.
  14.  Панько Е.А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. Минск, 1984.
  15.  Поддьяков Н. Н.  Мышление дошкольника. М., 1977.
  16.  Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект - М., 1987.
  17.  Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении.-М., 1988.
  18.  Безруких М.М. Ступеньки к школе. М., 2001.
  19.  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  20.  Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.
  21.  Винокурова Н. Магия интеллекта. М., 1994.
  22.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Играем в слова. Ярославль, 1997.
  23. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Я готовлюсь к школе. Ярославль, 2002.
  24.  Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
  25.  Ковалева Е., Спицына Е. Готовим ребенка к школе. М., 2000.
  26.  Коноваленко С. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М., 1998.
  27.  Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.
  28.  М ихайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Волгоград, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие познавательных процессов и мыслительных операций

в картотеке представлены игры на развитие памяти, внимания, мышления, которые можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной и подгрупповой деятельности детей в ...

Картотека игр на развитие познавательных процессов.

Использование игровых заданий, упражнений благоприятно влияют на организм детей.Развивают восприятие, память, внимание, речь и мышление, воображение и фантазию, создают положительный настрой и снимают...

Картотека игр на развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы

Подборка игр на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональной сферы...

Картотека игр на развитие познавательных процессов

Старшие и подготовительные группы...

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

КАРТОТЕКА  ИГР  НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  ПРОЦЕССОВ.         Успех в школьном обучении во многом зависит от качества и умений, которые сформиро...

Картотека игр на развитие познавательных процессов у детей 4-6 лет с использованием светового песочного стола

Интеллектуальная готовность ребенка к школе является одним из параметров школьной готовности. Целенаправленное развитие восприятия, внимания, памяти , мышления, воображения, речи у детей в дошко...