Картотека игр на развитие познавательных процессов у детей 4-6 лет с использованием светового песочного стола
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Малик Надежда Михайловна

 Интеллектуальная готовность ребенка к школе является одним из параметров школьной готовности. Целенаправленное развитие восприятия, внимания, памяти , мышления, воображения, речи у детей в дошкольнм возрасте  способствует оптимально подготовить ребенка к школе. Используя разнообразные приемы и методы развития  у детей мотивации к выполнению интеллектуальных задач, я обратила внимание, что дети с большим интересом выполняют задания на световом песочном столе. Возможность соединять несколько модальностей, сенсорных ощущений (цвет, музыка, тактильные ощущения) увлекают детей, концентрируют, раскрепощают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svet_stol_poznav_razvitie.docx86.24 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие познавательных процессов у детей 4-6 летс использованием светового песочного стола

«Горка. Зимние забавы. Дом»

Цель: развитие зрительного - моторной координации, мелкой моторики, умения конструировать по образцу.

Условия проведения упражнения: стол обильно равномерно засыпан песком, включен белый цвет. Карточки с образцами домиков. Кубики двух цветов (синий, белый) (1*1см) 20 шт.

Образцы домиков (меняются в зависимости от возраста и возможностей детей)

 

Ритуал вхождения в песочную страну. «В ладоши наши посмотри, в них доброту, любовь найди, Песочный человечек в гости к нам приди!»

– Что можно делать зимой ? (кататься на санках, лыжах, коньках).

- Песочный человечек тоже хочет с нами поиграть. Поиграем. Сначала возьмем в ладошки «снег» «метель, метель, метелица, кружит снежок и стелиться».

- Ой, как много снега намело. Что можно сделать ? (горку, можно покататься на саночках с горки. (дети рисуют горки и пальчиками «скатываются» с них).

- С горки покатались, а теперь песочному человечку пора домой. Давайте построим ему домик изо льда. (по образцу)

«Солнечные зайчики».

Цель: развитие зрительно- моторной координации, ориентировки в пространстве, мелкой моторики.

Условия проведения упражнения: стол без песка  песка, включен белый цвет. Марболсы.

Ритуал вхождения в песочную страну.

Зайка:

Песочный человечек хочет с нами поиграть. Сначала возьмем в ладошки «снег» «метель, метель, метелица, кружит снежок и стелиться»

- ой, как много снега намело.

- мои друзья – солнечные зайчики спрятались за «Снежком»

-Отгадайте, кто отгадает- тот расколдовывает зайчика (кладет желтый камешек - марблс).  (Пока дети отсчитывают себе камушки, психолог чертит на песке Домик солнечных зайчиков «таблицу 3*2 или 3*3, включает желтый цвет ») Готовы?

- Один мой друг, солнечный зайчик, появился слева наверху, ребенок, которого назвал психолог, кладет туда солнечного  зайчика- желтый камешек. И т.д. Когда все клетки заполнятся солнечными зайчиками, Психолог говорит о том, что наступает вечер, солнышко уходит за горизонт и зайчики солнечные прячутся в свои домики, сначала ушел зайчик , который слева внизу- ребенок убирает камешек… И так, пока все солнечные зайчики не уйдут в свои домики.

«Елка Новогодняя»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, умения рисовать по образцу, творческого воображения.

Условия проведения упражнения: стол посыпан   песком, включен белый цвет. Марболсы. Образцы елочек.

Зайка:

- в зимнем лесу я увидел лису, от нее убежал и под деревом спрятался. Угадайте, что это за дерево? Зимой и летом одним цветом? (Ель)- правильно.

Песочный человечек готовится к празднику. Как вы думаете, к какому ? (Новому году) . Он попросил помочь ему. Нет у него елочки. Поможем? Какого цвета елочка? Правильно- включаем зеленый цвет. Психолог показывает разные варианты елочек. Дети выбирают и рисуют, как им нравиться. После этого, они украшают елочки при помощи камешков марблс.  Дети поют песенку про елочку и водят хоровод. Песочный человечек благодарит ребят,  и прощается с ними.

     

«Кто где живет?»

Цель: Развитие зрительно – моторной координации, зрительной, тактильной  памяти.

Условия проведения упражнения: стол обильно равномерно засыпан песком, включен оранжевый цвет.

На песочном столе нарисован прямоугольник с 6 окошками (количество окошек может меняться в зависимости от  возраста и интеллектуальных особенностей ребенка). Психолог предлагает ребятам взять по очереди из чудесного мешочка одну игрушку, например, дикое животное. Можно спросить, какое это животное, и попросить поставить его в определенное окошко (слева наверху). Когда все животные заселятся в домики,  предложить игровую ситуацию: все животные пошли погулять, поиграть. А когда они вернулись, было темно, попросить ребят снова достать из волшебного мешочка животное и вернуть его домой, вспомнить, в каком окошке оно было.

«Выложи дорожку»

Цель: Развитие  пространственной ориентировки в горизонтальном пространстве, умение устанавливать закономерности в ряду  меняющихся объектов.

Условия проведения упражнения: Световой стол чистый, без песка, цвет белый. Перед детьми стоят коробки с марблсами.

Ребятам предлагается построить дорожку по образцу.

Варианты:

  1. Психолог выкладывает начало дорожки, ребята продолжают в такой же последовательности.
  2. Ребятам выдается схема, по которой надо подобрать необходимые камешки и выложить дорожку.

  1. Психолог обозначает начало и конец дорожки. Дорожки могут быть: горизонтальные, вертикальные, диагональные.
  2. Количество дорожек может быть подобрано в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Примеры схем:

        

«Рыбалка»

Цель: развитие распределения внимания, зрительного восприятия цвета, формы, умения согласовывать свои действия с другими.

Условия проведения упражнения: стол без песка, включен голубой цвет. На столе выложены фигуры красного, синего, желтого, зеленого цвета (круглой, квадратной, треугольной форм) с магнитами (или скрепками). Удочки – одна на два ребенка.

- Песочный человечек пришел к реке, просит нам помочь поймать необычных рыбок. Условия: 1.Одной удочкой вдвоем вылавливать 2. Сначала слушать, потом ловить. Психолог дает задание, например, сначала выловить все квадратные фигурки, .. красные, треугольные, желтые..

«Зимняя сказка»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, воображения, мышления, речи.

Условия проведения упражнения: стол с песком, включен  фиолетовый  цвет. Марблсы. Льдинки.

-  Ритуал вхождения в песочную страну. «В ладоши наши посмотри, в них доброту, любовь найди, песочный человечек в гости к нам приди».

Дети закрывают глаза, Песочный человечек просит дать ему правую ручку- кладет туда камушки, льдинки. Дети выкладывают на стол. Потом в левую ручку. Дети выкладывают их на стол. Смотрят, что получилось и дорисовывают до определенного образа. Затем рассказывают сказку по кругу или каждый рассказывает то, что нарисовал (в зависимости от возраста).

-Какие вы фантазеры, какие интересные истории придумали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе детского сада с использованием светового песочного стола Тема «Осень в лесу»

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий...

Картотека игр на развитие познавательных процессов у детей раннего возраста с использованием игровых технологий Фрёбеля, Дьенеша, Кюизенера, Монтессори

Опыт работы по созданию системы игр для сенсорного развития детей 2-3 лет с использованием игровых технологий Ф.Фрёбеля, Дьенеша, Кюизенера, Монтессори...

Мастер - класс для педагогов «Использование светового песочного стола в работе педагога-психолога»

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком....

Конспект развивающего занятия с использованием световых песочных столов «Волшебная, песочная страна»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, нормализация эмоциональной сферы, повышение самооценки. Задачи:Развитие сенсорной сферы.Развитие тактильной чувствительности, мелкой мотори...

Картотека упражнений с использованием различных видов песка на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Песок очень удивительный материал. Он вызывает огромный интерес у детей. Работая с песком, психолог решает большое количество задач. С помощью песка мы развиваем мелкую моторику; внимание, память, мыш...