Мастер - класс для педагогов «Использование светового песочного стола в работе педагога-психолога»
учебно-методический материал по психологии

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.Ребенку нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Песок хороший медитативно - расслабляющий материал, который гармонизирует состояние ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса

«Использование светового песочного стола в работе педагога-психолога»

Цель: познакомить педагогов с особенностями новой нетрадиционной техникой рисования песком на световом столе.

Задачи:

  1. способствовать овладению педагогов некоторыми способами, приемами и рисования песком на световом столе, которые используются на занятиях с детьми;
  2. содействовать развитию интереса педагогов к данной технике рисования и введению её в практическую деятельность;
  3. вызвать чувство эмоционального комфорта, снижение эмоционального напряжения.

Ход мастер-класса:        

Выступление педагога – психолога сопровождается презентацией (Слайд 1,2)

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно арт-терапия позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.

Преимущества метода арт-терапии:

  • предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в
  • социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются
  • безопасными способами разрядки напряжения;
  • позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся
  • непреодолимыми;
  • помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
  • способствует возникновению чувства внутреннего контроля и
  • порядка;
  • развивает и усиливает внимание к чувствам;
  • усиливает ощущение собственной личностной ценности,
  • повышает художественную компетентность.

Виды арт – терапии (слайд 3):

  • Изотерапия - рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование;
  • Цветотерапия - (хромотерапия) - это направление, при котором

используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие;

  • Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;
  • Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для

каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может

выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью

игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка,

ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;

  • Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для

исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией;

  • Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;
  • Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию

творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для

гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру,

способствует развитию культуры ребенка.

(Слайд 4) Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

 Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Потенциал песка (Слайд 5):

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Ребенку нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний.

Песок хороший медитативно - расслабляющий материал, который гармонизирует состояние ребенка.

В дошкольном возрасте все еще большинство детей остаются кинестетиками, у которых ведущим каналом развития являются разного вида ощущения.

Играя с песком, стабилизируется эмоциональное состояние ребенка - исчезает страх ошибки, ведь ошибку можно в любой момент исправить.

Задачи, решаемые в коррекционной работе (Слайд 6):

  • Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.
  • Снятие мышечного напряжения.
  • Игры с песком помогают ребенку чувствовать себя защищенным.
  • Развитие активности, расширение жизненного опыта.
  • Стабилизация эмоционального состояния.
  • Развитие внимания и произвольности действий.
  • Развитие творчества детей.
  • Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки.
  • Способствование расширению словарного запаса.

Способы засыпания поверхности стола (Слайды 8-10):

  • Просеивание
  • Расхлопывание
  • Дождик
  • Торнадо
  • Волна

Способы  рисования (Слайды 11-15):

1. Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулачек и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом.

2. Для рисования объектов наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов.

3. Особенности техники изображения: кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, «отсечение» лишнего, высыпание из кулачка.

Материалы для рисования (Слайды 16-17):

  • Ситечко
  • Кисти
  • Линейки
  • Массажный мячик
  • Кондитерский шприц
  • Трубочки для выдувания
  • Трафареты
  • Декоративных украшений

Игрушки для песочной терапии.

  • Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  • Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза». Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  • Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  • Сказочные персонажи добрые и злые.
  • Украшения, камешки.

Знакомство со свойствами песка является обязательным элементом до начала работы с ним. Это помогает ребенку установить контакт с песком, снять механизмы психологических защит, погрузиться в безопасное состояние контроля своих действий.

Проведение мастер-класса за световыми столами

 Упражнение «Здравствуй, песок!»

«Из ладошки на ладошку

Сыпется песочек.

Поиграю с ним немножко –

Пусть меня щекочет».

Упражнения:

  1.  Дотронуться до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
  2. Легко/с напряжением сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
  3. Дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
  4. Перетереть песок между пальцами, ладонями.

 В последнем случае для детей можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - …». 

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло – холодно», «приятно – неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.  

Упражнение «Песочный дождик»

  1. Ребенок медленно/быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
  2. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Физкультминутка “Рыбки” - имитация движений рыбок в воде:

Рыбки плавали, плескались волнообразные движения ладоней

В мутной тепленькой воде: ребро ладони касается песка

То сожмутся, разожмутся, сжимаем и разжимаем руку в кулак

То зароются в песке. закапываемся пальчиками в песок

Упражнение «Необыкновенные следы» 

1.        «Идут медвежата» - дети кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

2.        «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

3.        «Ползут змейки» - дети расслабленными/напряженными пальцами рук делают поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

4.        «Бегут жучки-паучки» - дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Свободное рисование и украшения рисунка под релаксационную музыку (Слайд 18)

Изображение выглядит как текст, человек, торт, внутренний  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как текст, человек, стол  Автоматически созданное описание


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе»

Мастер-класс для педагогического коллектива на тему«Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками»Разработала учитель- логопедЗлобина А. А. МДОУ ДС «Тополёк»...

Мастер-класс для педагогов "Использование методов арт-терапии в работе с дошкольниками"

В настоящее время в дошкольных учреждениях очень остро стоит вопрос  профилактики и коррекции детской агрессивности, о поиске интересных и продуктивных методов, способов и направлений, которые мо...

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми»

Ознакомление педагогов с возможностями дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» для дальнейшего применения по развитию воображения у детей....