Мастер-класс. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины»
методическая разработка на тему

Хасанова Светлана Владимировна

Создание условий для проявления патриотических чувств гордости за свою страну, за ее достижения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx525.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины»

Цель. Создание условий для проявления патриотических чувств гордости за свою страну, за ее достижения.

Задачи.

Образовательные:

- способствовать формированию гражданственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к делам и событиям страны;

Развивающие:

- способствовать развитию чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства сопричастности и уважения к культурному наследию своего народа.

Ход мастер-класса

Воспитатель. Для начала, я предлагаю подойти к столам участников фокус-группы.

Послушайте загадку:

Наряд ее  белый чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Воспитатель. Кто догадался, о чем эта загадка? (о березе)

Правильно, о березе. Посмотрите, у меня в руках березка.

- Береза – это символ какой страны? (России)

Воспитатель выкладывает березку на лепбук.

Мы с вами патриоты России и для нас она самая-самая-самая.

- Попробуйте  закончить мои фразы:

  • Наша страна  самая ……….. большая
  • У России самая протяженная сухопутная……. граница
  • В России самое большое количество……….народностей
  • В России почти все климатические……. зоны
  • Россия богата многообразием…… флоры и фауны
  • У России огромное количество  природных ……..  ресурсов

http://smart-poliv.ru/wp-content/uploads/2017/04/klimat_russia.jpg

Воспитатель. Молодцы, вы назвали много слов, характеризующих нашу Родину-Россию.http://www.klassnye-chasy.ru/userfiles/image/granicy-rossii2.jpghttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1355/000606c4-05629797/img11.jpghttp://gallery.ykt.ru/galleries/history/2013/03/24/1231275_0.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1252/00026fc9-f4baf521/3/img6.jpghttps://pptcloud3.ams3.digitaloceanspaces.com/slides/pics/000/416/664/original/Slide5.jpg?1480326295

Мудрые мысли (метод лото)

Воспитатель. Многие великие люди с любовью высказывались о Родине. Перед вами  карточки. Вам нужно соединить стрелкой начало и конец высказывания.

(Т.Г. Шевченко) «В ком нет любви к родной стране …

как нельзя жить без сердца»

(К.Паустовский) «Человеку нельзя жить без Родины …

обречена на вымирание»

(А.П.Чехов) «Не спрашивай, что дала тебе  Родина, … 

те сердцем нищие калеки»

(Л.Н.Толстой) «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и народных героев …

Скажи лучше, что ты для нее сделал»

- Произнесите, что говорил о Родине Шевченко.(щелчок)

- А Паустовский сказал: … (щелчок)

- А что сказал о Родине Чехов? (щелчок)

- А мне очень нравится высказывание Л.Н. Толстого: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и народных героев …(щелчок)

        Именно это высказывание подчеркивает актуальность и  значимость выбранной мной темы.

Воспитатель. Вот мы и пополнили 1 часть  лэпбука в категории «Россия-Родина моя» мудрыми высказываниями. Кроме того, здесь представлены картотека стихов о березке, картотека пословиц и поговорок о Родине и многое другое.

Воспитатель. А сейчас, внимание на экран. (На экране последовательно представляются для участников мастер-класса  группы предметов, за один из которых они голосуют) Перед вами на экране набор картинок из четырех предметов, среди которых есть тот, что считается историческим символом России, а у вас на столе  изображения этих предметов.

Категория «Исторические символы России»

  1. Сандалии
  2. Валенки
  3. Сланцы
  4. Кроссовки
  1. Самовар
  2. Сковорода
  3. Вилка
  4. Пиала
  1. Скрипка
  2. Рояль
  3. Барабан
  4. Балалайка

- Покажите карточку с этим символом.(Аналогично со второй и третьей группой картинок)

Воспитатель. Действительно, для многих иностранцев Россия ассоциируется именно с этими предметами. (валенки, самовар, балалайка)

Воспитатель. Теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке.(-) Таких нет.

Воспитатель. Из этого следует вывод: они стали историческим прошлым страны.

Кроме представленных символов, есть множество других предметов символизирующих нашу страну.

- Посмотрите на экран. Перед вами 4 группы предметов. Выберите и назовите по одному неофициальному символу  из каждой группы.

- Какая игрушка  является неофициальным символом России?(щелчок)

- Назовите цветок – символ России.(щелчок)

- Какое блюдо считается символом России? (щелчок)

- А теперь выберите символ из категории животных. (щелчок)

Разместим конверт с неофициальными символами на лепбуке.

Воспитатель. Вот мы и пополнили лэпбук  в категории «Исторические символы России».  Для работы в этой категории представлены:  

Информация об исторических символах России,  собраны разрезные картинки, стихи, раскраски.

Воспитатель. Теперь я предлагаю с помощью голосования пополнить следующую категорию нашего лэпбука «Исторические события».

Ведь нашу страну называют великой не только за размер ее территории, но и за великие события, которые помнят и которыми гордятся поколения ее граждан.

Воспитатель. На экране портреты А.С. Пушкина,  Е. Медведевой и А. Загитовой,  Ю. А. Гагарина,  П. И. Чайковского и др.

- Перед вами портреты людей, подумайте, что их объединяет? (Все они знаменитые люди России)

Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Отбери портреты». Работать  будем в парах. Перед вами портреты знаменитых людей России. В каждой коробке люди двух видов деятельности. Договоритесь между собой и отберите соответствующие портреты.

- Назовите эти категории (писатели, композиторы, поэты, художники)

Воспитатель. Итак, в результате вы отобрали знаменитых людей четырех  категорий деятельности. Такие игры с детьми помогают  знакомить дошкольников со знаменитыми людьми России.

Воспитатель. Таким образом, мы пополнили категорию лепбука «Знаменитые люди».

На магнитной доске картинки с изображенными на них  событиями,  которые нужно сопоставить со значимостью для страны, по вашему мнению.(Евровидение 2008 года, Великая Отечественная война, освоение космоса, присоединение Крыма к России)

У каждого из вас по три фишки. Сейчас каждый из вас подойдет и выберет 3 самые значимые, по вашему мнению, для России события.

Итак, голосование начинается:

Воспитатель. Подведем итоги голосования. Итак, самые значимые события – это Великая Отечественная война, освоение космоса, присоединение Крыма к России. (Воспитатель выбранные события размещает на лепбуке).При проведении такого голосования с детьми используются  события важные, но понятные для детского восприятия. Этот прием помогает популяризовать исторические события нашей страны.

Вот мы пополнили еще  одну категорию лэпбука «Исторические события».А для работы в этой категории собраны еще рассказы и стихи об исторических событиях страны, сведения о медалях и орденах, исторических личностях, дидактическая игра «Значение слов».

Воспитатель. Переходим в   категорию «Достопримечательности  России».

Сейчас  я коротко скажу о некоторых достопримечательностях нашей страны, не называя их, а вы попробуйте догадаться, о чем идет речь.

1. Озеро  Байкал. Это самый большой водоем в мире с пресной водой. Это гордость планеты, ее жемчужина и самое глубокое озеро. Его воду используют, как источник питья идля приготовления пищи.(щелчок)

2. Московский кремль. Крупная крепость, расположенная на Боровицком холме в российской столице — Москве. С давних времен является градообразующим, историческим, политическим и культовым центром нашей столицы.(щелчок)

3.Памятник «Родина-мать».  Это памятник воинам и героям ВОВ, находится он в городе-герое Волгограде. Скульптура  -  это женщина,  стоящая высоко на кургане с мечом в руках.(щелчок)

4. Эрмитаж. Это самое большое и значительное место культуры и художества в России. Расположен он в Санкт-Петербурге. Он состоит из пяти зданий, одно из которых – Зимний дворец.(щелчок)

Воспитатель. Об этих и других достопримечательностях нашей страны  можно черпать в лепбуке.  Здесь есть игра «Путешествие по России», которая позволяет знакомить детей с нашей Родиной.

Воспитатель. Скажите, вы любите праздники?  Тогда, все внимание на экран. Я предлагаю вам по видео-отрывкам угадать государственные и народные праздники России.

Вниманию участников предлагаются видео-отрывки, которые ассоциируются с такими праздниками как День Победы, День народного единства, Масленица, Сабантуй,

- А это праздник «Раськеньозкс» [Родовое моление]. Кто знает, какой народ его празднует?

Молодцы, правильно назвали все праздники. А каждый праздник сопровождался песнями, танцами,  играми. И мы пополним категорию лепбука«Праздники России»  картотекой народных игр.

Воспитатель. Вот мы и подошли к последней категории лепбука под названием «РУССКИЕ СИМВОЛЫ И ОБЕРЕГИ»

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов.   Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», стихийных бедствий и разных напастей. Менялись быт, утварь, жилье и другие аспекты жизни. Но неизменным оставалось стремление уберечь свой дом от бед и напастей.  При этом каждый символ имел свою задачу.

 (На слайде предметы: –монета, чеснок, гребешок, гречка, бобы)

Сейчас я предлагаю подумать иназвать  предмет, который обозначал то, что я назову:

Богатство –монета;

Защита от нечистой силы- чеснок;

Здоровье и спокойная жизнь –гребешок;

Достаток в доме- гречка;

Символ сытности, физической силы- бобовые.

        С  символами, а их очень много, дети могут познакомиться при помощи

вот такой ромашки (). На каждом лепестке изображение символа, а под лепестком – его значение. Воспитатель прикрепляет ромашку на лепбук.

А для вас я приготовилапамятки, из которых вы сможете узнать о символах, которыми  на Руси украшали обереги и другие магические предметы.

Сегодня я предлагаю вам изготовить оберег для вашего дома своими руками –это будет подковка. Вы можете украсить ее теми символами, что  желаете себе и своим близким.

- Используя памятку, отберите символы для своего оберега, а затем закрепите их на подковку, используя клей.

(Работа участников мастер - класса под музыку)

 (Рассказвоспитателя в процессе работы участников)Подковы каждый из вас заберет с собой на память о нашей встрече. Если вы хотите, чтобы подкова притягивала в дом деньги, счастье и удачу, то ее нужно повесить кончиками вверх над дверью с внутренней стороны дома. Если подкову вы повесите кончиками вниз, то оберег будет защищать ваш дом и семью от недоброжелательных людей, сглаза и других неприятностей и такую подкову лучше повесить с наружной стороны дома.

Многие люди вешают две подковы: внутри и снаружи дома. Это означает, что дом всегда будет «полной чашей», в нем будет царить мир, согласие и материальное благополучие, и при этом он будет защищен от негативной энергетики.

Подкова–символ удачи и везения. А удача – переменчивая вещь, но я надеюсь, что благодаря вашим оберегам - подковкам, она всегда будет на вашей стороне.

Воспитатель складывает лепбук и при этом говорит:

Мой мастер-класс закончился, друзья

Настало время подводить итоги.

Скажу с уверенностью я:

Во многом помогли вы мне сегодня.

Я рада опыт свой вам передать

О том, как нам традиции хранить,

Как честь Отчизны нам не растерять,

Урок любви к истории подать!

Спасибо за внимание!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление  с историей и культурой русского народа

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности....

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление  с историей и культурой русского народа

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности.В. В. Путин ск...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление  с историей и культурой русского народа

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности....