Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие детей с ОНР дошкольного возраста.
статья на тему

Лашкевич Ольга Аркадьевна

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_motorike_.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие детей с ОНР дошкольного возраста.

В настоящее время возрастает количество детей, чье речевое развитие отстает от нормы.

Педагогический опыт работы в дошкольном общеобразовательном учреждении в качестве воспитателя логопедической группы позволяет говорить о том, что дети с общим недоразвитием речи кроме собственно речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических), как правило, имеют неустойчивость внимания, снижение памяти, отставание в развитии пальцевой моторики. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним словом препятствуют своевременной социализации детей.

Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Недаром руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах: «Всё дело в его руках», «Глаза страшат, а руки делают», в загадках. Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.

В.А. Сухомлинский отмечал, что «источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования тонких движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Работа по развитию тонкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут положительный результат.

Развивать мелкую моторику помогут следующие упражнения и игры:

  • раскладывание пуговиц, зёрен, круп (например, фасоль и горох);
  • нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
  • игры с мозаикой, пазлами, строительным материалом, пирамидкой, конструктором;
  • выкладывание фигурок из спичек, счётных палочек, узоров из гороха, фасоли, желудей;
  • наматывание толстых ниток в клубок;
  • завязывание и развязывание узелков на верёвочках, тесьме разной толщины;
  • застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек из разноцветных шнурков;
  • катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков, мелких бусинок;
  • вышивание;
  • лепка из пластилина, глины, теста;
  • упражнения с маленькими теннисными и каучуковыми шариками, грецкими орехами, небольшими резиновыми мячами;
  • упражнения с ручным резиновым эспандером;
  • раскрашивание картинок, обведение трафаретов, шаблонов, предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях;
  • рисование карандашами, мелками, углём, гуашью, красками различными способами ( кистью, тампоном, пальцем );
  • работа с ножницами, с тонкой медной проволокой в пластмассовой изоляции;
  • изготовление поделок из природного материала;
  • различные пальчиковые игры (инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук ребёнка со стихотворным сопровождением):

(поочерёдно загибая пальчики)

Этот пальчик - хочет спать,

Этот пальчик - лёг в кровать!

Этот пальчик - прикорнул,

Этот пальчик-уж заснул.

(остался один большой палец, обращаясь к нему)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

(после небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку)

Встали пальчики! Ура!

В детский сад идти пора.

Игры с пальчиками без стихотворного сопровождения:

  1. «Пальчики здороваются»: кончик большого пальца поочередно касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; здороваются пальцы обеих рук друг с другом – большой с большим, указательный с указательным и т.д.
  2. «Конструирование из пальчиков»:
  • «Лодочка» – прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их;
  • «Зайчик» – локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок;

В повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

С ребёнком необходимо заниматься ежедневно, при этом не забывать отмечать его успехи и хвалить за достигнутые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников"

Семинар для педагогов. Приводятся способы развития мелкой моторики рук которые влияют на развитие речи....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство речевого развития детей"

Применение упражнений по развитию мелкой моторики как средства речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи...

Семинар для воспитателей по теме «Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников».

Истоки способностей и дарования детей  находяться на кончиках пальцев,от пальцев ,образно говоря , идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли...

Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие детей.

В статье говорится,что работу с мелкой моторикой руки у детей нужно  начинать с раннего возраста....

Самообразование. Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие у детей младшей группы.

Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики....

Самообразование. Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие у детей младшей группы.

Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики....

Влияние устного народного творчества в речевом развитии детей 2 группы раннего возраста (из опыта работы).

Задачи работы педагога:   Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;   Приобщить детей к русскому фольклору   Обогащать  речь детей, ф...