Главные вкладки

    Методическая разработка по физкультуре по теме:
    Подвижные игры. Их влияние на развития у детей умения ориентироваться в пространстве

    Елисеева Мария Владимировна

    Подвижные игры. Их влияние на развития у детей умения ориентироваться в пространстве

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    I а) Актуальность

    Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры как одно из важнейших условий укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста. Одним из таких средств является подвижная игра.

    Игра - занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника  и потому рассматривается как одно из главных средств воспитания

    Подвижная игра это сознательная активная двигательная деятельность детей направленная на решение двигательных задач выполнения двигательных правил и на совершенствование двигательных навыков. Любая подвижная игра и развивает умение ориентироваться в пространстве. Поэтому, я рассмотрю сначала подвижные игры. Их особенности, характеристику, на что должен ориентироваться педагог при выборе той или иной игры, рассмотрю каждую возрастную группу с ее особенностями ориентировки в пространстве. Так же я приведу примеры подвижных игр из моей практике.

    Особенности подвижных игр:

    • подвижная игра имеет правила (а именно определенные требования, которые должны выполняться всеми играющими) Овладеть правилами, это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им и подчинять его определенной задаче.
    • Каждая подвижная игра должна иметь несколько усложнений
    • Подвижная игра это творческая деятельность
    • В подвижной игре движения должны быть хорошо знакомые детям.

    Подвижные игры разнообразны по своему содержанию. Их классифицируют по сложности, по двигательному содержанию, по степени физической нагрузки, по преимущественному формированию двигательных качеств, по использованию пособий и снарядов.

    Гипотеза

    Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а так же способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от  того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков .

    II Характеристика подвижных игр

    1) Подвижные игры с сюжетом. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

    Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных транспортных средств служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

    Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

    Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом ("У медведя во бору", "Гуси", "Зайцы и волк" и др.).

    Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

    Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

    В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры - зайцев - двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.

    Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся ориентировке в пространстве в пределах спортивного зала, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: дети, изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться на идущего впереди: автомобиль тормозит и останавливается на красный свет (взмах красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.

    Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.

    Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.

    В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач.

    Меньшие возможности в сюжетных подвижных играх имеются для упражнения детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывание мячей, шаров в определенном направлении и в цель, лазанье по гимнастическим лестницам. Младшие дошкольники еще слабо владеют этими движениями, поэтому игровые ситуации не только не создают выгодные условия для их выполнения, а, наоборот, еще больше затрудняют детей. Следовательно, обучение малышей этим движениям наиболее целесообразно проводить в форме упражнений.

    Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы, скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.

    В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению путем показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.

    В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их выполняет воспитатель.

    2) Подвижные игры бессюжета. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

    Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

    Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

    В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

    Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как "Догоните меня", "Догоню". В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место - "домик", где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

    Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету фляжка в руках у ребенка, или туда, где звенит колокольчик ("Найди свой вдет", "Где звенит колокольчик?"). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.

    В таких играх, как "Береги предмет", "Не опоздай", к детям предъявляются требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.

    В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, "Школа мяча") дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: "Прокати мяч", "Попади в воротца", "Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.

    Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

    3) Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.)

    В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение движений. Особенности физического и психического развития младших дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности, сюжетности заданий.

    По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.

    Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится элемент игры (например, "По мостику", "Через ручеек"). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.

    Во время таких упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличие от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений у детей.

    Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре и особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.

    4) Игры-забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными, для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели), основная масса детей является зрителями. Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

    Важно знать, какую цель ставит перед собой воспитатель при выборе игры.

    Выбор подвижной игры зависит, прежде всего, от

    • задач
    • возрастной особенности детей
    • времени года
    • погодных условий
    • интересов детей и физической подготовленности
    • места в режиме дня
    • состава группы детей
    • состояния здоровья детей

    III Этапы развития  навыков детей ориентирования в пространстве.

    В данной работе, я постараюсь показать, на примере своего педагогического опыта, некоторые подвижные игры, которые я использую для развития умения ориентироваться в пространстве у дошкольников. Для этого проходим несколько этапов.

    Первый этап. Нужно подобрать игру. Здесь нужно учитывать состав группы детей. Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются от детей, ранее посещавших ясельные группы. Поэтому в начале года надо организовывать подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих. Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре. Подготовка к игре состоит из нескольких важных моментов. Одним из них является предварительное ознакомление воспитателя с содержанием подвижных игр, причем необходимо знать игры не только своей группы, но и смежных возрастных групп, особенно предшествующей данному возрасту.

    Хорошее знание практического материала позволит педагогу легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными особенностями детей, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости от условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды, воспитательных задач и т. п.

    Второй этап - это подготовка к проведению уже конкретной игры. Здесь необходимо, прежде всего, знать, в каких условиях будет проводиться игра: на участке или в зале, с каким количеством детей. Это поможет воспитателю заранее продумать, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее освоить игровые действия.

    Третий этап. Подготовка непосредственно перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра: в зале надо провести влажную уборку, открыть фрамуги, форточки или окна.

    Из своего опыта и опираясь на источники педагогической литературы, я пришла к тому, что чтобы ребенок свободно играл в подвижные игры, где нужна ориентировка в пространстве, у него должен быть определенный жизненный опыт, в котором ребенок сначала должен освоить « схему» собственного тела. Рассмотрим разные возраста. Для этого на занятиях по всем видам деятельности, мы вносим элементы по обучению детей ориентировки в пространстве.

    II младшая группа. Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.). И в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево). Различать правую и левую руки.

    Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной обруч, справа от меня гимнастическая стенка, слева - окно, сзади гимнастическая скамейка).

    Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко - близко (конус стоит близко, а воспитатель стоит далеко).

    Старшая группа. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева - справа, вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. А также в соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).

    Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Машей, позади Кати, перед Наташей, около Юры».

    Подготовительная группа. Ориентировка в пространстве позволяет располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, перед, за, между, рядом и др.).

    В своей работе по развитию пространственной ориентировки, я использую метод «От простого к сложному»

    1) На первом этапе развивают способность отвечать заранее обусловленным двигательным действием на хорошо известный ученику сигнал. Например,  метание мяча в ту мишень, которую указывает учитель с помощью светового (звукового) сигнала.

    2) На втором этапе развивают способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися условиями выполнения. Например, метание мяча в движущуюся с разной скоростью мишень. На последнем этапе развивается способность использовать именно то двигательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно возникшей ситуации. Для развития такой способности прибегают к различным подвижным и спортивным играм.

    Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок, является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их графических знаков. Педагогам нашего детского сада, я рекомендую развитие ориентировки в окружающем мире в следующей последовательности:

    - определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе;

    - дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого уха;

    Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку:

    - вытянуть в сторону правую (левую) руку. Перечислить предметы,

    находящиеся с этой стороны, т.е. справа (слева);

    - определение пространственных соотношений между 2-3 предметами.

    Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами - дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке. В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и чтог найдешь?». В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.

    Вначале, проводя эти игры, педагог дает указания в ходе действия: «Дойди до стола... Повернись направо... Дойди до окна... Повернись налево...» и т. д. Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка. Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения. Если вначале дети определяют лишь парные направления: вперед - назад, направо – налево. То позднее направления указывают в любом порядке: вперед - направо, направо - назад и т. д.

    Выводы

    Подвижные игры помогают обеспечить разностороннее развитие моторной сферы, способствует формированию умения действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве. Но нужно учитывать, что этот эффект будет только тогда, когда все педагоги детского сада будут работать в единстве. Таким образом, я пришла к выводу, что игры на ориентировку в пространстве, должны присутствовать в различных видах деятельности детей. И в математике, и в музыке, и в занятиях по ИЗО. Только если заниматься планомерно, можно достичь высоких результатов.

    Ниже я провожу игры по возрастам, которые использую в своей практике, для развития умения ориентироваться в пространстве.

    Игры для трехлетних детей

    Найди свой домик (Солнышко и дождик)

    Описание игры

    Дети сидят на стульях или скамейках, поставленных вдоль стены комнаты или по сторонам площадки, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит: «Какая хорошая погода! Идите гулять!» Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел,— говорит воспитатель,—бегите домой!» Дети бегут к стульям и занимают свои места.

    Воспитатель приговаривает: «Кап, кап, кап» — и стучит пальцами о какой-нибудь предмет, изображая, как дождь бьет по крыше.

    Постепенно дождь утихает, и воспитатель снова говорит детям: «Идите гулять! Дождь перестал».

    Так повторяется 3—4 раза. После этого дети возвращаются в домики, а воспитатель осматривает их одежду и расспрашивает, не намочили ли они платье, ботинки.

    Затем игра возобновляется.

    Игру следует повторить 4—5 раз.

    Правила игры

    Дети уходят из дома по сигналу: «Идите гулять!»

    Дети бегут домой по сигналу воспитателя: «Дождь пошел!»

    Указания к проведению игры

    Игру можно постепенно усложнять: дети вначале занимают любой стул, а затем только свой.

    Вместо домика можно устроить переносный навес (из материи, большого платка или одеяла), растягивать который помогает воспитателю ребенок из старшей группы. Дети прячутся от дождя под навес.

    Сначала дети собираются под навесом в определенном месте, а потом навес устраивается в разных местах площадки.

    Во время прогулки дети могут собирать грибы, ягоды.

    Иногда ходьбу можно заменить пляской.

    При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя) и находить свое место и ориентироваться на площадке. Дети упражняются в ходьбе и беге.

    Бегите к флажку

    Описание игры

    Дети получают флажки двух цветов: одни — синего, другие — красного.

    Воспитатель становится на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой — красный флажок. Дети с флажками синего цвета свободно группируются возле воспитателя напротив синего флажка, дети с красными флажками — напротив красного. Затем воспитатель предлагает всем погулять, и дети начинают ходить и бегать по площадке. Воспитатель в это время переходит на другую сторону площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги!» Он протягивает в стороны руки с флажками, дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра проводится 4—5 раз.

    Правила игры

    1) Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять».

    Бежать к воспитателю и становиться против флажка своего цвета можно только после слов: «Раз, два, три, скорей сюда беги!»

    Указания к проведению игры

    Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него. Воспитатель включает в игру добавочный сигнал «Стой». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель тем временем бесшумно переходит на другое место площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги!» Дети бегут к воспитателю и становятся против флажка своего цвета.

    3) Вместо флажков детям можно повязать на руку ленточку соответствующего цвета или дать в руку платочек того же цвета. С платочками дети могут поплясать, а затем по сигналу собраться возле воспитателя.

    При помощи этой игры воспитатель развивает у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Дети упражняются в беге, ходьбе.

    По ровненькой дорожке

    Описание игры

    Дети сидят на стульях, на скамейках или на траве. Воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну.

    Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе, следующий текст:

    По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки раз, два, раз, два. По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам... В яму — бух! При словах «по ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель  говорит:"По камешкам, по камешкам",- прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь  вперед. На слова «в яму — бух» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,— говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель дает им отдохнуть, потом повторяет стихотворение.

    После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст:

    По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Устали наши ножки, Устали наши ножки. Вот наш дом — Там мы живем.

    По окончании дети бегут к стульям и занимают каждый свое место. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.

    Повторить игру можно 2—3 раза.

    Правила игры

    Движения должны соответствовать тексту стихотворения.

    Вставать с корточек можно только после слов воспитателя: «Вылезли из ямы».

    Убегать домой разрешается только после слов: «Там мы живем».

    Указания к проведению игры

    Воспитатель может удлинить или укоротить текст, повторяя каждую строчку большее или меньшее число раз.

    Вначале воспитатель сам идет впереди колонны. Потом отходит в сторону и следит за тем, чтобы темп и ритм движения детей соответствовали темпу, в котором произносится стихотворение.

    Дети не должны долго находиться в положении на корточках.

    При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение двигаться ритмично (согласовывать движения со словами), находить свое место(ориентироваться в пространстве). Дети упражняются в ходьбе, в прыжках, в приседании, в беге.

    Для детей четвертого года жизни

    Птичка и птенчики

    Описание игры

    Дети делятся на 3—4 группы по 5 6 человек; каждая группа имеет спои домик-гнездо. Дети изображают птенчиков, сидящих в гнездышках. У каждой группы птенчиков есть птичка-мать. По слову воспитателя «полетели» птенчики вылетают из гнезда. Они летают около дома, помахивая руками, как крыльями. Птички-матери также вылетают из гнезд, они улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «домой» птички-матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок, и птичка-мать кормит их воображаемыми червячками. Затем игра повторяется.

    Игра проводится 3—4 раза.

    Правила игры

    Все птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «полетели».

    Птенчики возвращаются домой по зову птички- матери.

    Птички-матери возвращаются домой по слову воспитателя «домой».

    Указания к проведению игры

    1) Воспитатель устраивает «гнезда» для птичек, делая кружки при помощи веревки, концы которой связаны, или чертит кружки на земле.

    2) До начала игры следует рассказать детям о том, как птички-матери кормят своих птенчиков.

    3) Воспитатель сам выбирает птичек-матерей.

    При помощи этой игры воспитатель развивает умение выполнять движения по сигналу, запоминать свое место. Дети упражняются в беге в разных направлениях, не задевая друг друга, учатся ориентировке в пространстве.

    Что спрятано?

    Описание игры

    Дети сидят в комнате на стульях, на полу по кругу или по одной линии. Воспитатель кладет в центре круга 3—5 предметов и предлагает их запомнить. Затем играющие встают и поворачиваются спиной к центру или к стене и закрывают глаза.

    Воспитатель прячет одну-две вещи, лежащие в центре круга, и говорит: «Посмотрите!» Дети открывают глаза, снова поворачиваются лицом к центру и вспоминают, каких вещей нет. Воспитатель подходит к некоторым детям, и каждый из них на ухо говорит ему, что спрятано. Когда большинство играющих даст правильный ответ, воспитатель громко называет спрятанную вещь. После этого игра возобновляется.

    Продолжительность игры 3—4 минуты.

    Правила игры

    Когда воспитатель прячет вещь, играющие поворачиваются спиной и закрывают глаза.

    По сигналу «посмотрите» играющие открывают глаза и снова повертываются лицом к центру круга.

    Указания к проведению игры

    В игре воспитатель подбирает однотипные предметы.

    Например, игрушки, изображающие животных (лошадку, корову, собачку).

    Число предметов, положенных в центр, зависит от возраста играющих; примерно их должно быть 3—5.

    Проводя эту игру с детьми, можно закрепить у них знание основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого). Для этого нужно взять кубики или флажки разных цветов.

    Может быть такой вариант: воспитатель вызывает только одного играющего, тот поворачивается и по сигналу «посмотри» говорит, какая вещь спятана.

    После трех повторений игры дети разбегаются по площадке и по сигналу воспитателя «садитесь на места» снова занимают свои места в кругу, и игра возобновляется.

    При помощи этой игры воспитатель развивает у детей зрительную память, внимание, умение ориентироваться в пространстве.

    Игры для детей пяти лет.

    Быстрей по местам

    Описание игры

    Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Место каждого играющего отмечается каким-нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол.

    По слову воспитателя «бегите» или по удару в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке (комнате). Воспитатель тем временем убирает один из предметов, лишая, таким образом, места одного из играющих. При ударе в бубен или после слов «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое свободное место. Оставшемуся без места дети хором говорят:

    Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.), Быстро место занимай.

    Когда игра проводится последний раз, воспитатель кладет на место кубик для того, чтобы все дети имели место.

    Игра повторяется 5—6 раз. Правила игры

    Место в кругу можно занимать только после слов воспитателя «по местам» или при ударе в бубен.

    Нельзя оставаться на своем месте или внутри круга после слова «бегите».

    Указания к проведению игры

    В то время когда дети бегают по площадке (комнате), воспитатель может играть на бубне в разном ритме: для бега, ходьбы, поскоков.

    Надо следить за тем, чтобы дети отбегали подальше от круга.

    В начале игры один или два раза воспитатель не прячет кубик, чтобы никто из детей не оставался без места. В дальнейшем можно убирать 2 и даже 3 кубика

    Если игра происходит в зимних условиях на воздухе, втыкаются в снег флажки. Если снега мало, дети приносят его на лопатках или привозят на саночках и устраивают снежные бугорки.

    При помощи этой игры воспитатель развивает ориентировку в пространсте и умение выполнять движения по сигналу. Дти упражняются в быстром беге, в ходьбе, подпрыгивании.

    Чья колонна (звено) скорее соберется

    Описание игры

    Дети делятся на 3—4 группы с одинаковым числом играющих; им даются флажки трех-четырех цветов.

    В разных концах площадки или по одной стороне ставятся на подставках или кладутся на стулья 3—4 флага разных цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета.

    Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен, и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, которые даются воспитателем.

    По сигналу «на места» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой. После двух повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стой».

    По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места». Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается, какая колонна построилась первой. Общая продолжительность игры 4—6 минут. Вариант. По сигналу «стоп» дети останавливаются и закрывают глаза, а ведущие тем временем меняются местами. По сигналу «на места» дети открывают глаза и занимают места за своим ведущим.

    Правила игры

    Можно строиться в колонну только после сигнала воспитателя: «На места».

    Нельзя открывать глаза до сигнала воспитателя.

    Указания к проведению игры.

    Воспитатель должен следить, чтобы дети отходили дальше от того места, где помещаются флаги.

    На летнем празднике можно каждой колонне дать веночки из цветов: одной колонне из белых цветов, другой из желтых и т. д., или дать в руки букетики цветов.

    При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову), воспитывает чувство коллективизма, умение ориентироваться в пространстве, честность — не подсматривать, когда воспитатель меняет места флажков. Дети упражняются в быстром беге и построении в колонну.

    Самолеты

    Описание игры

    Дети строятся в 3—4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся «к полету». По сигналу воспитателя «к полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками — «заводят мотор». «Летите!» — говорит воспитатель. Дети поднимают руки в

    стороны и «летят» врассыпную в разных направлениях по площадке.

    По сигналу воспитателя «на посадку!» «самолеты», находят свои места и «приземляются»: строятся в колонны и опускаются на одно колено.

    Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

    Продолжительность игры 5—7 минут. Правила игры

    Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя: «Летите!»

    По сигналу воспитателя «на посадку!» играющие должны возвратиться в свои колонны на те места, где «выложен знак» (положен флажок).

    Указания к проведению игры

    I) Ведущими колонн надо назначать первое время более активных детей.

    2) Следует обращать внимание на легкость бега детей.

    При помощи этой игры воспитатель развивает у детей ориентировку в пространстве, закрепляет навык построения в колонну. Дети упражняются в беге.

     Мы веселые ребята.

    Описание игры.

    Дети стоят на  одной стороне площадки или у стены комнаты Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

    Дети хором произносят текст:

    Мы, веселые ребята,

    Любим бегать и скакать.

    Ну, попробуй нас догнать.

    Раз, два, три — лови!

    После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

    После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка.

    Игра продолжается 6—7 минут.

    Правила игры

    Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови».

    Тот, до кого дотронулся ловишка, отходит в сторону.

    Того, кто перебежал на другую сторону площадки за черту, ловить нельзя.

    Указания к проведению игры

    Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.

    Если после двух-трех перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка.

    Расстояние между двумя чертами не должно превышать 10—12м

    При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Дети упражняются в беге по определенному направлению с увертыванием, в риентировке в ориентировке в пространстве. Игра способствует так же развитию речи.

    Игры для детей 6-7 лет.

    Хитрая ласа

    Описание игры

    Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.

    Вне круга очерчивается «дом лисы». Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится «хитрой лисой». Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса — не выдаст ли она себя чем- нибудь. Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга.

    Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

    Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного, т. е. того играющего, до которого она коснулась рукой, лиса отводит к себе в дом.

    После того как лиса поймала 2—3 детей, воспитатель говорит: «В круг». Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется.

    Продолжительность игры 6—8 минут.

    Правила игры

    Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в третий раз хором спросят: «Хитрая лиса, где ты?», и лиса скажет: «Я здесь».

    Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

    Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

    Указания к проведению игры

    Воспитатель следит за тем, чтобы во время выбора хитрой лисы глаза у играющих были закрыты.

    Если лиса долго не может поймать кого-нибудь из играющих, игру следует приостановить и назначить новую лису.

    Выбирать следующую хитрую лису может, по поручению воспитателя, кто-нибудь из играющих.

    Заканчивая игру, следует отметить лису, которая поймала большее число детей, и тех играющих, кто ни разу не был пойман.

    Если площадка большая, нужно отметить границы ее флажками или очертить линиями, чтобы играющие, убегая от лисы, не перебегали границ.

    При помощи этой игры воспитатель развивает у детей выдержку, наблюдательность. Дети упражняются в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

     Скворечники

    Описание игры

    В разных местах площадки играющие чертяг кружки или делают их из шнура, шишек. Это дома для «скворцов» — «скворечники». В каждом скворечнике помещается одна пара скворцов. Число играющих — нечетное, а число скворечников равно половине числа играющих без одного, так что одному скворцу всегда не хватает места. Дети, изображая скворцов, бегают («летают») по площадке в разных направлениях. По сигналу воспитателя «скворцы прилетели» они бегут в скворечники. Один опоздавший остается без места и считается проигравшим.

    Когда все скворцы разместились (т. е. встали по двое в кружки), воспитатель говорит: «Скворцы летят». Тогда все играющие выбегают из кружков и опять бегают по площадке. Игра начинается сначала, и дети могут занимать любые кружки.

    Продолжительность игры 5—7 минут.

    Правила игры

    Занимать место в скворечнике можно только по сигналу воспитателя «скворцы прилетели».

    Вылетать из скворечника можно только по сигналу «скворцы летят».

    Один кружок могут занимать только двое играющих.

    Указания к проведению игры

    Нужно следить за тем, чтобы играющие подальше отбегали от кружков.

    Если играющих четное число, в игру включается воспитатель

    При помощи этой игры воспитатель развивает у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и умение действовать по сигналу. Дети упражняются в беге. 

    Горелки

    Описание игры

    Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2—3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих — «ловящий»—становится на эту линию; ему воспрещается оглядываться назад и смотреть по сторонам. Все стоящие в колонне говорят:

    Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо — Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три — беги!

    После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь схватиться за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару п становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого-нибудь из пары, он остается в той же роли.

    Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2—3 раза.

    Правила игры

    Нельзя выбегать из колонны раньше слова «беги».

    Бегущие должны соединиться в пару впереди черты, на которой стоял ловящий.

    Нельзя возвращаться в колонну, не соединившись в пару.

    Указания к проведению игры

    .        Если ловящему приходится ловить несколько раз, то, во избежание утомления, его надо сменить. Он становится впереди колонны в пару с одним из бежавших, а второй, стоящий в паре, становится ловящим.

    Число участвующих не должно превышать 13—15 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

    При помощи этой игры воспитатель развивает у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Дети упражняются в быстром беге.


                                         Содержание

    I  Введение

    1) Актуальность проблемы

    2) Цель проблемы

    3) Гипотеза

    II  Характеристика подвижных игр

    1. Подвижная игра с сюжетом
    2. Подвижная игра бессюжетная
    3. Игровые упражнения
    4. Игры- забавы

    III  Этапы развития навыков детей ориентирования в пространстве

     VI  Выводы и рекомендации

    V  Литература

    Московский институт Открытого образовании

    кафедра физического воспитания

    Подвижные игры. Их влияние на развития у детей умения ориентироваться в пространстве

    Слушатель:

    Елисеева М.В.

    Инструктор по физической культуре

    Округ ЮЗАО

    Москва 2018г.

    Литература

    1. Вавилова Е.Н. « Укрепляйте здоровье детей», М., 1986г
    2. Воспитатели и родители / Сост.Л.В. Загик, В. М. Иванов. М., 1985
    3. Годинай Г. Н., Э.Г. Пилюгина, « Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста», М., «Просвещение»1998г
    4. Дьяченко О.М., Е.Л. Агаева « Чего на свете не бывает?», М., «Просвещение» 2001г
    5. Журнал « Дошкольное воспитание» № 8, 1998г
    6. Кальпио Н.Н. « 80 игр для детского сада», М., 1973г
    7. Лайзане С.Я. « Физическая культура для малышей», М., 1978г
    8. Михайлова З.А. « Игровые занимательные задачи для дошкольников» , М., 1995г
    9. Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду», М., 1968г

    10) Усова А.П. « Игра и организация жизни детей» , М., 1962г




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие у дошкольников умения ориентироваться в пространстве

    В данной статье раскрыто понятие "ориентировка в пространстве", а также преставлены описание ее поэтапного развития....

    Словесные игры, их влияние на развитие речи детей.

    Дошкольный возраст считается возрастом игры. Дети играют всегда и везде, в одиночку и с друзьями, с родителями и со сверстниками. Бег наперегонки, постройка башен из кубиков, шитье платьев для к...

    Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада по теме: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»

    Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского садаТема: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»Программные задачи.Образовательные: I...

    Дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве

    Представленные игры помогут детям закрепить умение ориентироваться в пространстве...

    Программно-методический материал"Подвижные игры- их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста"

    Программно-методический материал« Подвижные игры- их влияние на развития ребенка дошкольного возраста»ВВЕДЕНИЕПодвижная игра — это не только развлечение. Это важная составляющая развития ребенка. В да...

    Дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве

    Представленные игры помогут детям закрепить умение ориентироваться в пространстве...