Словесные игры, их влияние на развитие речи детей.
картотека на тему

Свешникова Ольга Геннадьевна

 Дошкольный возраст считается возрастом игры. Дети играют всегда и везде, в одиночку и с друзьями, с родителями и со сверстниками. Бег наперегонки, постройка башен из кубиков, шитье платьев для кукол – все это игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры, их влияние на развитие речи детей

 Дошкольный возраст считается возрастом игры. Дети играют всегда и везде, в одиночку и с друзьями, с родителями и со сверстниками. Бег наперегонки, постройка башен из кубиков, шитье платьев для кукол – все это игра. Но если для взрослых игра – приятное времяпрепровождение ( не-работа, не-стирка и многие другие желанные не), то для ребенка это серьезное занятие, дело. Только так он может реализовать свои интересы и желания, самовыразиться, создать свой мир. Кроме того, играя, ребенок получает не только удовольствие, но и пользу: он учится общаться, понимать других людей, соблюдать правила, согласовывать действия. Постепенно в маленьком человечке развиваются его природные умственные и физические способности, формируется образное и абстрактно-логическое мышление. А для того чтобы этот процесс проходил быстрее, взрослые придумали развивающие игры – самый простой и приятный способ обучения.

 Сегодня речь о словесных играх. При игре в словесные игры, у ребенка развивается не только речь, но и расширяется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи.

Примерные словесные игры для развития речи детей дошкольного возраста.

«Скажи наоборот»

Подбор слов-антонимов.

Примерный речевой материал:

Добрая собака – злая собака                            

Черная рубашка – белая рубашка

Чистое платье – грязное платье

Большой дом – маленький дом

Высокое дерево – низкое дерево

Короткий пояс – длинный пояс

Ясный день – пасмурный день

Горячий суп – холодный суп…………….и т.д.

«Назови слова-приятели»

Подбор слов-синонимов

Примерный речевой материал:

  Друг – товарищ, приятель

Дом – здание, жилище

Труд – работа

Дорога – путь, шоссе

Солдат – воин, боец

Неправда – ложь

Беда – горе, несчастье

Смельчак – храбрец…………..и т.д.

«Слова-близнецы»

Называние и понимание слов, произносящих одинаково, но имея разное значение.

Примерный речевой материал:

Прозрачный ключ, скрипичный ключ, сломанный ключ;

Острая коса, песчаная коса, девичья коса;

Острые ноготки, душистые ноготки;

Хвойные леса, строительные леса;

Неглубокая норка, пушистая норка.

«Один-много»

Образование слов-существительных единственного числа во множественное.

Примерный речевой материал:

Шар – шары

Комар – комары

Гриб – грибы

Шкаф – шкафы

Дом – дома

Глаз – глаза

Лес – леса

Стул – стулья

Дерево – деревья платье – платья……….и т.д.

«Назови ласково»

Образование слов-существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Примерный речевой материал:

Нос – носик, куст – кустик, сад – садик , стол – столик, корабль – кораблик; лес – лесок, голос – голосок, петух – петушок, друг – дружок; масло –маслице, кресло – креслице, платье – платьице…………и т.д.

«Подумай и назови»

Образование прилагательных от существительных.

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день…………(холодный)

Если на улице шум, то улица………..(шумная)

Если человеку сопутствует удача, то человек……….(удачливый)

Если у человека талант, то человек……….(талантливый)

Если весь день идет дождь, то день…….(дождливый)

Если корова приносит людям пользу, то корова………..(полезная)

Если у человека есть здоровье, то человек…………(здоровый)…..и т.д.

«У кого какая шуба?»

У волка – волчья

У лисы – лисья

У зайца – заячья

У медведя – медвежья……….и т.д.

Таких словесных игр великое множество, нужно лишь только проявить смекалку и немного фантазии. Любое новшество, которое вы предлагаете ребенку, - испытание для его интеллекта, новые условия существования, которые он с благодарностью принимает. Развивающие упражнения и задания можно превратить в игру. Уделите чуть больше внимания своему ребенку, и вы заметите, как быстро у него развивается речь, как с каждым днем он становится более внимательным и общительным.

И помните игра – не только положительные эмоции. Играя, ребенок учится верить в успех и добиваться поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи детей 4-5 лет

Очень важно проводить артикуляционную гимнастику, которая подготовит артикуляционный аппарат малыша к овладению звуками речи. Такая гимнастика обычно проводится на начальном этапе работы. Она нужна дл...

Словесные игры с родителями по развитию речи для старших дошкольников

Вам предлагаются игры, которые помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры мо...

Опыт работы: "Дидактическая игра и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста"

Вопрос о развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста – это серьёзная и актуальная проблема, которой уделяют большое внимание многие педагоги и специалисты. К сожалению, в современ...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста»

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста,указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Простые движения рук помогают ...

Презентация на тему: «Дидактические игры. влияние на развитие речи детей дошкольников»

Презентация на тему:«Дидактические игры.влияние на развитие речи детей дошкольников»...

Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи детей 4-5 лет»

Очень важно проводить артикуляционную гимнастику, которая подготовит артикуляционный аппарат малыша к овладению звуками речи. Такая гимнастика обычно проводится на начальном этапе работы. Она нужна дл...

Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Данная статья будет полезна воспитателям, которые интересуются методами активизации речи у детей дошкольного возраста. В статье рассказывается о классификации пальчиковых игр, раскрывается их взаимосв...