«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
статья (средняя группа) на тему

Шинкарь Людмила Григорьевна
Цель: развить мелкую моторику рук у детей через специальные упражнения. Для осуществления данной цели, я определила Задачи: Улучшить трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Активизировать и обогащать словарь, развивать связную речь. Развивать координацию движений. Закреплять усвоение сенсорных эталонов. Развивать психические процессы (восприятие, память).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ     ПРИ  ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

                                                                       Автор: Шинкарь Людмила Григорьевна, воспитатель, 1 квалификационная категория, педагогический стаж 33 года, МБДОУ «Детский сад «Мальвина».

Одним из немаловажных аспектов подготовки ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. А по положению ФГОС ДО, одним из ориентиров готовности ребенка к школе, является развитие крупной и мелкой моторики, когда ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Мы знаем, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Таким образом, есть основание рассматривать кисть руки как орган речи. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями овладения навыками письма. Детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. Мною отмечен тот факт, что у некоторых детей пальцы малоподвижны. Движения их отличаются неточностью, несогласованностью. Некоторые дети даже в среднем и старшем дошкольном возрасте держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисть, карандаш, ножницы, не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Анализ психолого-педагогического мониторинга детей 5-7 лет показал расхождение между достаточно высоким интеллектуальным уровнем наших воспитанников, и недостаточным уровнем развития у них мелкой моторики рук, особенно у дошкольников, посещающих логопедическую группу и занимающихся на логопедическом пункте.

 Размышляя и анализируя результаты диагностических исследований, поставила в своей работе

Цель: развить мелкую моторику рук у детей через специальные упражнения. Для осуществления данной цели, я определила

Задачи: Улучшить трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.  Активизировать и обогащать словарь, развивать связную речь. Развивать координацию движений. Закреплять усвоение сенсорных эталонов. Развивать психические процессы (восприятие, память).

 Для эффективного развития мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму нужно соблюдать необходимые условия:

    В работе с детьми рационально сочетать различные виды детской деятельности: игру, индивидуальную работу, совместную со взрослым и самостоятельную деятельность детей. Обеспечить вариативность организации педагогического процесса, учет контингента воспитанников. Использовать в работе с детьми многофункциональные, практичные, современные дидактические пособия, способствующие решению нескольких задач одновременно.  Использовать игровые упражнения (традиционные и нетрадиционные), самомассажи кистей и пальцев рук с применением оборудования и без него. 5. Активно привлекать к сотрудничеству родителей, повышая их информированность в вопросах воспитания и развития дошкольников.      

Видовое разнообразие работы по развитию мелкой моторики позволяет решать задачи в комплексе, охватить весь спектр нарушений развития мелкой моторики рук, интегрировать эту работу в различные направления детской деятельности:

  Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками.  Специальные упражнения без речевого сопровождения (различные виды массажа и самомассажа, упражнения на релаксацию).  Игры и действия с карандашами.. Изобразительная деятельность: рисование различными способами, в том числе в нетрадиционной технике, лепка, ручной труд, работа в тетрадях. Материал, применяемый в работе:

Мелкие предметы, скрепки, прищепки, пуговицы, мелкий конструктор, мозаика, крышки, пробки, брелоки, крупы (рис, гречка, горох), игрушки из “киндера-сюрприза”, игрушки из “чудесного мешочка”, игры шнуровки.

Пособия: «пальчиковые шаги», «озорной карандаш», «пальцы помогают говорить», «Чудесные ладошки», «маленькие помощники».  

Я в свое практике применяю разные игры и упражнения для развития мелкой моторики:

1.Пальчиковая гимнастика.Пальчиковые игры дают возможность родителям и педагогам играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику2.Лепим  вместе с ребёнком3.Массаж рук Для развития силы. Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.

4.Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Возраст от 2 до 6 лет является наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: крупинками, бусинками...

.5. Забавные фигуры из «Геометрического конструктора» Геометрический конструктор – это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенкус4лет.Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8 на 8см из картона разрезают на 7 частей. Используя все 7 частей, плотно присоединяя, их друг к другу, при этом они не должны перекрываться.  Можно составить много различных изображений по образцу и по собственному замыслу.

6. Дидактическая игрушка «Занимательный цветочек» Дидактические и развивающие задачи:Учить детей различать и называть цвет,обучение навыкам счета,обогащать словарь детей,развивать мелкую моторику руки.

7. Озорной карандашик. Штриховка (короткие частые штрихи, длинные параллельные отрезки,  центрическая штриховка, штриховка с возвратом);

8. Работа с трафаретами. Работа с трафаретами воспитывает и усидчивость, развивает терпение и даёт первые навыки держать карандаш, развивает наблюдательность. Проводить линии правильно, по контуру. Работа трудная и здесь нужна помощь педагога: контроль, показ. Некоторые дети не могут сами обвести контур, поэтому ему нужно на первых порах помочь. Другие быстро начинают обводить и трудностей не ощущают.  Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). 9. Лабиринт. Лабиринты всегда привлекают детей своей формой и яркими цветами. Но это не только увлекательная игра, это настоящий тренажер для развития пальчиков и подготовки руки ребенка к письму, кроме того, развивает ловкость и мышление10.Использую в своей работе пособие И. Н. Агафоновой "Готовимся к школе", предназначенное для комплексной подготовки детей к школе. Оно включает в себя: психологическую подготовку; подготовку к тестированию; упражнения по развитию внимания, памяти, мышления, тонкой моторики руки, фонематического слуха. 11. Игры с мозаикой и пазлами.12.Игры: «Юный металлист», «Золушка»,«Фрукты, овощи»,«Что в сундуке?» «У кого больше?» ,«Приз», «Снайпер», «Шофёр» и  т.д.13.Игры с крупами и семенами.

   Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:  перемотка ниток, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, собирание разрезных картинок, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков, разбор круп (горох, гречка, рис ) и так далее.

  Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т.д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем. Подводя итоги можно констатировать, что трудности в письме, испытываемые детьми имеют значительную выраженность и требуют организации специальной работы, и чем раньше эта работа будет проводиться, тем эффективнее будут результаты. Таким образом, для повышения качества подготовки детей к школьному обучению следует проводить целенаправленную работу по развитию мелкой моторики, укреплению общей моторики и подготовки руки к письму. Лучше всего эту работу вести в форме игр и упражнений, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.      Таким образом, маленькие пальчики ребенка учатся производить множество самых разных, простых и сложных действий. Развитие мелкой моторики у ребенка позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Важно проникнуться терпением и уважением к ребенку, который стоит на пороге овладения речью, чтобы грамотно помочь ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.Для создания игр для развития мелкой моторики рук используйте всю свою фантазию. Главное – помните, что любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений на развитие мелкой моторики в формировании речи у детей с речевыми нарушениями.

•Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенический путь развития моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, т. к. их развитие протекает  на фоне нарушений деятельности...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ влияет на развитие речи....

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения....

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста"

Консультация для родителей детей раннего возраста. Какие можно использовать игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей....

Альбом «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...