Д.Б. Кабалевский - детям
материал (средняя, старшая группа) на тему

Близнецова Галина Марковна

Данный материал предназначен музыкальным руководителям и воспитателям детского сада. В приложении я предлагаю илюстрации к данному материалу. Он может быть использован, как доплнение к учебному, так и самостоятельно для досуговой деятельности детей средней и старшей групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Д.Б. Кабалевский для самых маленьких»

музыкальный досуг для детей 4-6 лет групп общеразвивающей направленности

Ребята, сегодня мы будем говорить о музыке.  Вам уже знакомо слово «композитор».

Кто это -  «композитор» (дети отвечают, педагог им помогает). Правильно, композитор – это человек, который сочиняет, пишет музыку. Как называются знаки, которыми он пишет музыку? (ответы детей).  Ну, конечно это ноты. Писатель пишет свои занимательные истории буквами и словами, а композитор нотами. Но ноты, написанные даже замечательными композиторами нельзя прочитать. Их обязательно надо услышать, а для этого они должны быть исполнены. При помощи чего могут быть исполнены музыкальные произведения? (ответы детей) Да, вы правы при помощи музыкальных инструментов.

Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным композитором Дмитрием Борисовичем Кабалевским и его музыкой для вас, детей. Композитор Кабалевский родился в Петербурге, а затем жил в Москве. Учиться музыке начал рано, но очень не любил играть упражнения. Он любил просто перебирать клавиши, вслушиваться в звуки, сочинять. Но без упражнений невозможно стать настоящим музыкантом, а тем более композитором. Поэтому он снова начинает  учиться музыке  уже в 14 лет.

Его музыка для детей очень интересна. Она яркая, выразительная. Возможно, композитор писал её такой, чтобы маленькие музыканты играли её с радостью с увлечением.

Я хочу познакомить вас с несколькими сочинениями  композитора. Сейчас мы послушаем пьесу «Ёжик». (Дети слушают фонограмму пьесы Д.Б. Кабалевского «Ёжик»)

Понравилась вам музыка? Каким вы представили себе ёжика? (ответы детей)

Конечно, вы правы, ёжик маленький, осторожный, колючий. Всё это передаёт музыка.

Звуки короткие, острые как иголки у ежа. В аккомпанементе слышны его шажочки, осторожные, но в тоже время топающие. Ёжик так и ходит, быстро, осторожно, всегда готовый к защите. Вот и в конце пьесы слышно три громких звука, как предупреждение – «уколю!» Прослушайте пьесу ещё раз. (повторное слушание)

Вам знакомо понятие – жанр. Мы всегда определяем, что за музыка звучит: песня, танец или марш. Сейчас я включу музыку, а вам предлагаю выйти на ковёр  и начать двигаться так, как подскажет музыка.

Включаю фонограмму «Маленькой польки» Д.Б. Кабалевского. Дети выполняют движения по собственному желанию. Что вы сейчас делали?

Маршировали? (нет).  Пели? (нет) Значит это не марш, не песня, а что же это? (ответы детей) Правильно – это танец. Мы знаем два танца – вальс и полька. Под вальс хорошо кружиться, выполнять движения руками, а под танец полька хорошо скакать, прыгать, хлопать в ладоши. Сейчас ещё раз включу музыку, вы выполните свои движения и скажете мне, что это за танец. (Дети выполняют движения, определяют музыку, как полька.) (Садятся на стулья)

А теперь я познакомлю вас с тремя подружками. Имена у них необычные – Злюка, Плакса, Резвушка. Кто такие Злюка и Плакса  вам известно. А вот кто такая Резвушка?

(Дети высказывают свои предположения, подвожу их к определению- Резвушка весёлая, радостная, неугомонная, заводная девочка)

А у вас в группе кого можно назвать резвушкой? (Дети называют имена детей).

Я приготовила для вас карточки с примерным изображением этих подружек. Попробуем с ними познакомиться. (Слушаем музыку «Злюка» как наиболее характерную) Как вы думаете, как зовут эту подружку. (Дети определяют).  Кто хочет попробовать найти её портрет? (Дети находят соответствующую картинку)

А вот следующая подружка. (предлагаю послушать пьесу «Резвушка»). Дети определяют её по весёлой, радостной музыке, находят её изображение.)

И наконец третья подружка, интересно кто она.( Предлагаю прослушать пьесу «Плакса») Дети, как зовут девочку? Плакса). Как вы это определили?(дети отвечают, что музыка грустная) Правильно, девочка горестно вздыхает, слышны стонущие интонации, ей очень грустно, она плакса. А хорошо быть плаксой? (ответы детей)

Мы сегодня познакомились с музыкой какого композитора? (Если дети затрудняются называю его имя и показываю портрет композитора.)

Вам понравилась его музыка? Что понравилось больше всего? (Ответы ребят) Молодцы, вы очень внимательные дети.

Я буду ждать вас снова в нашем музыкальном зале, а пока до свидания!

Приложение к досугу: 

  C:\Users\User\Downloads\Книги по хореографии и  танцам\Dmitriy-Kabalevskiy.png

C:\Users\User\Downloads\Книги по хореографии и  танцам\0911273fab0f007c1fef6da3445bc039.jpg

C:\Users\User\Downloads\Книги по хореографии и  танцам\upl_1492502396_124942.jpg

C:\Users\User\Downloads\Книги по хореографии и  танцам\2215176.jpg

C:\Users\User\Downloads\Книги по хореографии и  танцам\ec5cc9dd69b14783f64b16228c7d2328.jpg


C:\Users\User\Downloads\Книги по хореографии и  танцам\depositphotos_52338215-stock-photo-positive-charming-curly-little-girl.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое музыкальное занятие по творчеству Д.Б. Кабалевского

Конспект занятия, посвященного творчеству Д. Б. Кабалевского...

Музыкальное занятие средней группы (Слушание Кабалевского)

Основной вид деятельности, на данном занятии- слушают Кабалевского, три характера музыки....  на протяжении всего занятия, дети  должны узнать  характер героя.. по характеру....

Д. Кабалевский "Кавалерийская"

Музыкальная пьеса Д.Б. Кабалевского "Кавалерийская" зазвучит более ярче, если показать детям изображения конницы, наездников....

Презентация " Д.Б.Кабалевский"

Для детей дошкольного возраста...

"Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего возраста "Клоуны" Д.Кабалевский

quot;Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего возраста "Клоуны" Д.Кабалевский...