"Морское путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Ардынцова Юлия Владимировна

У детей появится познавательный интерес, повысится уровень слухового и зрительного восприятия, внимания и наблюдательности, расширится запас знаний и представлений об окружающем, появится интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morskoe_puteshestvie.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Конспект интегрированного занятия

с детьми средней группы

«Морское путешествие»

Выполнила:

Ардынцова Юлия Владимировна,

 воспитатель

г. Белоярский

2017 год


Организационная информация

Автор занятия (ФИО, должность)

Ардынцова Юлия Владимировна, воспитатель

Образовательное учреждение

МАДОУ «Детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Возрастная группа

Дети средней группы (4 - 5 лет)

Методическая информация

Тема занятия

«Морское путешествие»

Форма совместной деятельности

Интегрированное занятие

Интеграция областей

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Краткая характеристика подгруппы

Дети 4-5 лет: любознательны; появляется потребность в интеллектуальном общении; пытаются осмыслить те явления, которые их окружают; задают много вопросов взрослым; увеличивается объем памяти; появляется произвольное запоминание; развивается связная речь; в процессе освоения речи развивается образная и словесная память; активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности; очень нравится рисовать; активно развивается мелкая моторика.

Цель занятия

Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и изобразительной деятельности

Задачи

Образовательные:

  • обогащать знания детей об особенностях внешнего вида морских обитателей, их строении, образе жизни;
  • формировать умение рисовать нетрадиционной техникой (ладонью, штампиком, печаткой, ватной палочкой);
  • активизировать познавательный интерес.

Развивающие:

  • развивать связную речь, умение рассуждать;
  • развивать наблюдательность, любознательность, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук;
  • обогащать словарь детей: батискаф;
  • развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные отношения к живой природе, в общении со сверстниками;
  • прививать интерес к нетрадиционным техникам рисования;
  • способствовать проявлению положительных эмоций, чувств сопереживания и оказания помощи тому, кто в ней нуждается.

Здоровьесберегающие:

  • создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия материала;  
  • избегать  переутомления детей.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/ воспитанники в ходе занятия

У детей появится познавательный интерес, повысится уровень слухового и зрительного восприятия, внимания и наблюдательности, расширится запас знаний и представлений об окружающем, появится интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Продолжительность интегрированного занятия

25 минут

Необходимое оборудование и материалы

Гуашь (4 цвета), сухой бассейн с песком, сундук, ракушки, таз с водой, ведро, штампики, печатки, ватные палочки, влажные салфетки, полотенца, листы бумаги, подносы, декорации, мольберт - 2 шт., столы – 4 шт., стулья – 7 штук, модули (кубы) – 6 шт., компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Морское путешествие».

Методы и приемы, используемые на занятии

Наглядные (демонстрация слайдов с изображением морских обитателей);

Игровые (создание игровой ситуации, внезапное появление объектов);

Словесные (беседа-диалог, художественное слово, активизация словаря, объяснение, показ, пояснение, похвала, анализ);

Практические (рассматривание песка, ракушек, игра, изобразительная деятельность)

Подробный конспект занятия

Этап занятия

Время, продолжи-тельность

Содержание этапа

Описание действий участников

образовательной деятельности и

прогнозируемые результаты

Подготовительная часть

Организационный момент

3 мин.

Цель: создание благоприятного эмоционального настроя,  знакомство детей с воспитателем, настрой на познавательную деятельность.

Воспитатель встречает детей и приветствует их.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Владимировна, а как зовут вас я вижу на ваших бейджиках (Саша, Маша …) Очень приятно с вами познакомиться!

- Вы слышите какой-то звук, что же это? Откуда он? Мы с вами попали на морской берег. Посмотрите сколько здесь красивых ракушек. Приложите ракушку к уху, вы что-нибудь слышите?

- Все морские раковины - это чьи-то домики, в них живут морские обитатели большие и маленькие, поэтому и раковины имеют разные размеры и формы. Ребята посмотрите, а это что такое? Это же настоящий сундук! Интересно, а что же в нем лежит, давайте мы его откроем!? Вот незадача, на нем замок, наверно там спрятан какой-то клад или сокровища, а где же ключ? Ключа нигде нет, наверное, его смыло в море.

Деятельность воспитателя:

Встречает, приветствует детей.

Деятельность детей:

Дети слышат шум моря, идут к «морскому берегу», присаживаются возле песка, рассматривают ракушки, находят сундук с замком, ищут от него ключ и не находят.

 

Ожидаемый результат:

воспитанники организованы, настроены на занятие, получили эмоциональный положительный настрой.

Вводная часть

1 мин. 30 сек.

Цель: создание мотивации для деятельности, развития познавательной активности, воображения, речи. Обогащать словарь детей: батискаф.

- Я предлагаю вам  отправиться в путешествие на дно морское на поиски ключа! Но как, же мы туда попадем? Море же такое глубокое? Вы знаете, есть такой аппарат для исследования морских глубин, называется «Батискаф» (на экране появляется батискаф).

- Кто может повторить его название? Давайте вместе скажем «Батискаф».

- На батискафе мы опустимся на дно морское, и попадем в подводный мир.

- Вы хотите отправиться в путешествие? Тогда я предлагаю вам занять места в батискафе, пожалуйста, проходите. Все сели? Внимание, начинаем погружение! Поплыли!

Деятельность воспитателя:

Стимулирует детей к деятельности, привлекает их внимание сюрпризным моментом

Деятельность детей: Предлагают варианты, на чем можно опуститься на дно морское в поисках ключа. Садятся в батискаф и опускаются на морское дно.

Ожидаемый результат:

Воспитанники нацелены на достижение определённого результата на занятии; активизированы мыслительные процессы.

Основная часть

Рассказ с элементами беседы об акуле и дельфине

3 мин

Цель: обогащать знания об особенностях внешнего вида морских обитателей, их строении, образе жизни.

- Ребята, посмотрите, кто это плывет? Акула!

Она очень быстро плавает. Это рыба охотник.

- Ребята, посмотрите, а это кто плывет? Правильно, это дельфин! Давайте поприветствуем его. А как вы догадались, что это дельфин?

- Из каких частей состоит его тело? (голова, туловище, плавники). Дельфины это не рыбы, а млекопитающие. Мамы-дельфины выкармливают детенышей молоком. Дельфины дышат легкими, поэтому они не могут долго находиться под водой, и выныривают из воды, чтобы вдохнуть воздух»

- Дельфин, не видел ли он ключ от сундука?!

(Батискаф движется дальше)

Деятельность воспитателя:

Предлагает детям понаблюдать за обитателями подводного мира и рассмотреть их. Привлекает внимание к слайдам.

Деятельность детей:

Дети обращают внимание на слайд, наблюдают за акулой, дельфином, рыбой-клоуном, рассматривают их, спрашивают не находили ли они на дне морском ключ от сундука.

Ожидаемый результат:

Воспитанники включаются в предлагаемую деятельность, отвечают на вопросы педагога.

Зрительная гимнастика

30 сек.

Цель: снять напряжение, которое возникает после просмотра слайдов на экране.

- Ребята, посмотрите какая красивая морская звезда. Внимательно смотрите на экран и не отрывайте глаза от звезды.

Деятельность воспитателя:

предлагает детям зрительную гимнастику.

Деятельность детей:

следят глазами за движением морской звезды.

Ожидаемый результат:

Воспитанники отдохнули, сняли зрительное напряжение.

Рассказ с элементами беседы о рыбе-клоуне и осьминоге

3 минуты

Цель:  познакомить с рыбой-клоуном, обогатить знания об осьминоге, развивать внимание, умение называть отличительные особенности, отгадать загадку.

(Батискаф проплывает возле Рыбы – клоуна)

- Ребята, посмотрите, а это что за рыба?

- Дети, это Рыба – клоун, а называется она так, потому что она очень яркая и красивая.

- Какого она цвета?

- Из каких частей состоит рыба-клоун?

- А вы знаете, чем покрыто ее тело?

- Молодцы, конечно, рыба-клоун очень красивая.

- Рыба-клоун подскажи, не видела ли ты ключ от сундука?

- Давайте помашем рукой рыбке-клоуну!

- Ну, что ж, ребята, нам нужно плыть дальше, до свидания рыбка-клоун.

(Батискаф проплывает возле Рыбы – клоуна)

- Дети отгадайте загадку:

Вы со мною не знакомы?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног –

Вот такой я … (осьминог)

- Дети, из каких частей состоит осьминог?

- Какого он цвета?

- Осьминог может менять свой окрас, свободно двигаться по морскому дну. У него короткое туловище и восемь конечностей с присосками, которыми он может удерживать добычу и прикрепляться к камням на дне.

Деятельность воспитателя:

Привлекает внимание к слайдам,

объясняет задание, загадывает загадку

Деятельность детей:

Дети отвечают на вопросы, отгадывают загадку, рассматривают рыбу-клоуна, осьминога, спрашивают не находили ли они на дне морском ключ от сундука.

Ожидаемый результат:

У детей развивается мышление, внимание, память, зрительное восприятие, умение переключаться с одного объекта на другой.

Физкультминутка

1 мин. 30 сек.

Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.

- Осьминог приглашает вас поиграть с ним.

Осьминожки в море жили,

Головой они кружили.

Вот так, вот так.

Ещё эдак, ещё так. (Качают, вращают головой).

Осьминожки плыть решились.

По волнам они пустились.

Вот так, вот так.

Ещё эдак, ещё так. (Имитируют движения пловцов – плывут)

А потом они плясали,

Дружно ножки выставляли.

Вот так, вот так.

Ещё эдак, ещё так. (Пляшут, выставляя ноги)

Приплыла акула вдруг,

Распугала всех вокруг.

Деятельность воспитателя:

предлагает детям поиграть с осьминогом, проговаривает текст.

Деятельность детей:

выполняют физические упражнения.

Ожидаемый результат:

воспитанники отдохнули, сняли напряжение, утомление мышц, получили ощущение физической разрядки.

Изобразительная деятельность педагога и детей

9 мин. 30 сек.

Цель:  учить рисовать ладонью, штампиком, печаткой, ватной палочкой; способствовать проявлению положительных эмоций, заботливых чувств к живой природе.

(Слышен звук плача)

- Ребята, вы слышите? Кто - то плачет? Кто же это?

- Дети - это же мама-осьминожка?

- Здравствуй, осьминожка, почему ты плачешь?

О.: «Здравствуйте, ребята, вы не видели моих деток осьминожек? Они вышли погулять и куда - то пропали!» (плач)

- Дети, вы их не видели? «Нет, мы не видели!»

О: «Что же мне делать, где искать своих детишек?»

- Не расстраивайся, Осьминожка, у нас очень смелые и умелые ребята, мы тебе поможем. Поможем ребята маме - осьминожке найти своих деток?

- Давайте мы их нарисуем

- Я вас приглашаю пройти за столы.

- А чем мы будем рисовать?

- Правильно, красками. А давайте мы нарисуем деток-осьминожек ладошками. Посмотрите на свои ладошки, они похожи на осьминожек? Голова с туловищем – это наша ладонь, а пальцы – это щупальцы. (имитация движений – пальчиковая гимнастика)

- Мы не будем рисовать кисточками, а будем наносить краску на ладони штампиком.

- Посмотрите, я опускаю штампик в краску и быстро пока краска не засохла, наношу ее на ладонь, прикладываю ее к листу бумаги и прижимаю. Получился отпечаток моей руки. Похож он на осьминожку? (вытереть руку влажной салфеткой)

- Что еще не хватает? (глаз, рта, присосок на щупальцах) Ватной палочкой нарисуем глаза, рот. А присоски на щупальцах можно нарисовать печаткой. Ребята, делаем это аккуратно, чтобы не размазать, и чтобы наши осьминожки получились веселые и красивые.

Наша осьминожка готова.

- Ребята, теперь вы попробуйте нарисовать деток-осьминожек.

Работы детей

- Помните, что они бывают разного цвета. (Индивидуальная работа с детьми)

Мытье рук (заранее таз с водой оформлен в морском стиле)

(дети моют руки, после чего несут свои работы маме-осьминожке)

Деятельность воспитателя:

Обращает внимание детей на беду мамы-осьминога, вызывает желание оказать помощь. Объясняет и показывает, как рисовать нетрадиционными техниками, индивидуально работает с детьми.

Деятельность детей:

Дети рисуют, моют руки.

Ожидаемый результат:

Воспитанники научились рисовать ладошкой, пользоваться штампиком, печаткой, ватной палочкой.

Рассматривание работ

1 мин.

Цель: развивать умение анализировать, находить сходства и различия.

- Возьмите свои работы и несите маме-осьминожке.

- Давайте с вами рассмотрим наши рисунки! Какие замечательные осьминожки у вас получились! (спросить, кому какая осьминожка понравилась и почему)

 (Хвалю детей)

- Оьминожка, мы нашли твоих детей!

На экране появляются веселые осьминожки с музыкальным сопровождением. Появляется мама – осьминожка и к ней выплывают ее дети. (Голос осьминожки)

О: «Спасибо вам ребята большое, что вы помогли мне найти моих детишек. За это я хочу вас отблагодарить и подарить вам ключ от сундука, который вы нашли на берегу моря»

(на экране появляется ключ и исчезает, появляется в моих руках) Дети благодарят осьминожку и прощаются с ней.

Деятельность воспитателя:

Обращает внимание на работы детей, предлагает их рассмотреть, берет ключ у осьминога.

Деятельность детей: рассматривают и анализируют работы товарищей, возвращаются на батискафе на берег.

Ожидаемый результат:

Дети справились с заданием, помогли осьминожке.

Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия

2 мин

Цель: развивать умение выражать отношение к своей деятельности.

- Вам понравилось наше путешествие? А где мы были? Кого мы там встречали? А что вам понравилось больше всего? Кому мы помогали в нашем путешествии? Кого рисовали на занятии? Чем мы рисовали? На чем мы опускались на морское дно и плыли? Какое у вас настроение? Молодцы.

- Вот мы и приплыли к берегу. Выходите из батискафа.

- У нас есть еще одно не законченное дело, кто помнит какое? Мы с вами так и не открыли сундук. Давайте откроем и посмотрим, что же там?!

(открываю сундук)

- Ребята, мы же нашли с вами сокровища (достаю подарки).

- За то, что вы были такие умные, смелые, активные я вам подарю эти сокровища.

- Вот и подошла к концу наша с вами встреча, мне пора возвращаться в свой детский сад. Мне очень приятно было с вами путешествовать.

- До свидания, ребята, до новых встреч!!!

Деятельность воспитателя:

Подводит итог занятия. Привлекает детей к рефлексии.

Деятельность детей:

Отвечают на вопросы, выходят из батискафа, открывают сундук.

Ожидаемый результат:

Воспитанники закрепили умение выражать отношение к своей деятельности, пришли к выводу, что цель занятия достигнута.