Ролево-игровой проект "Морское путешествие"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Перова Марина Анатольевна

В нашем детском саду комбинированного вида  для ЧДБ детей  проблеме сохранения и укрепления детского здоровья уделяется особое внимание. Сохранение детского здоровья педагогическими  средствами воздействия возможно через организацию в каждой группе полноценной работы педагогов по воспитанию валеологической культуры дошкольника. Как актуализировать для дошкольника валеологические знания? Эту задачу в нашем коллективе попробовали решить через преобразование предметно-игровой среды. Предлагаю вашему вниманию свой проект, направленный на валеологическое воспитание дошкольников через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolevo-igrovoy_proekt_morskoe_puteshestvie.doc683 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

Дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Ролево-игровой проект

Автор:

педагог дополнительного образования Перова М.А.

Пгт. Пойковский, 2011

Паспорт проекта

Название проекта

«Морское путешествие» - игра по освоению дошкольниками валеологических знаний, умений и навыков, осуществляемая в валеологическом уголке группы

Автор

 Перова М.А., педагог дополнительного образования детей НРМ ДОБУ Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Цель проекта

освоение детьми валеологичеких знаний, умений и навыков,  обеспечение необходимой двигательной активности через организацию игры «Морское путешествие»

Задачи проекта

  1. превратить  обучение  в действительно увлекательную игру
  2. усовершенствовать  предметно-развивающую среду в группе, обогатить валеологическую предметно-развивающую среду
  3. повышать интерес детей к валеологическим знаниям, приобщать к ЗОЖ.
  4. развивать познавательную активность дошкольников
  5. обеспечить освоение программных областей через их интеграцию в игровой, образовательной, исследовательской деятельности детей

Тип проекта

Ролево-игровой

Вид проекта

Групповой

Участники

Воспитанники и  воспитатели группы, младший воспитатель, родители

Сроки реализации

Долгосрочный

2009-2010 учебный год

Прогнозируемее результаты

  1. Организация богатой здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в группах
  2. Оформление картотек оздоровительных игр, игр валеологического содержания
  3. Повышение мотивации детей к получению валеологических знаний
  4. Улучшение показателей освоения валеологических ЗУН согласно содержанию программы «Детство»
  5. Рост познавательной активности дошкольников
  6. Развитие игровой деятельности дошкольников в группе
  7. Организация двигательной активности детей в группе

Актуальность проекта для ДОУ

Глубокий анализ работы по валеологическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду позволил сделать вывод о том, что реализуемая сегодня в ДОУ программа «Детство» нацеливает педагогов на формирование у детей  дошкольного возраста валеологических знаний, но не предусматривает создания целостной системы, основанной на инновационных методах оздоровления, где знания  являются только одной из составляющих валеологической культуры дошкольников, формируются отрывочно.

Стоящие сегодня перед педагогическим коллективом детского сада задачи  требуют постоянного педагогического поиска, нового нетрадиционного подхода к созданию инновационной здоровьесберегающей среды.

Мы с вами прекрасно знаем, что важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании, реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.

Такой         подход способствует эффективному решению педагогических задач, соблюдению основных принципов обучения, интеграции  усилий  специалистов и воспитателей групп по вопросу формирования валеологической культуры дошкольников.

Вышеуказанные  положения послужили прологом к нашей работе по созданию такой модели организации здоровьесберегающего развивающего пространства группы  и детского сада, преобразования которого стали бы актуальны для дошкольного образования на современном этапе.  

Непрерывный педагогический поиск привел к идее создания в группе новой единицы предметно-развивающей среды – валеологического уголка и нового игрового сюжета, способного превратить обучение в увлекательную игру.

Суть идеи: создать в группе валеологический уголок с  определенным игровым сюжетом.

Гипотеза:

Если:

То:

придумать увлекательный игровой сюжет

удастся превратить процесс обучения в игру

валеологические знания через проигрывание игрового сюжета будут интегрироваться  в течение дня в разные режимные моменты

Воспитание  валеологической культуры будет всесторонним, реализующим не только обучающую функцию, но и воспитательную: воспитание культурно-гигиенических навыков, двигательной культуры и т.п.

в игре предусмотреть образовательное содержание программных  областей «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура»  

процесс формирования  валеологической культуры дошкольника будет полноценным и успешным

В игру включить родителей

Взаимодействие с родителями встанет на качественно новый уровень, они станут активными участниками образовательного игрового пространства группы

Цель проекта: освоение детьми валеологичеких знаний, умений и навыков,  предусмотренных разделами «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», обеспечение необходимого уровня двигательной активности через организацию в группе ролевой игры «Морское путешествие».

Задачи проекта:

  1. превратить  обучение  в действительно увлекательную игру
  2. усовершенствовать  предметно-развивающую среду в группе, обогатить валеологическую предметно-развивающую среду
  3. повышать интерес детей к валеологическим знаниям, приобщать к ЗОЖ.
  4. развивать познавательную активность дошкольников
  5. обеспечить освоение программных областей через их интеграцию в игровой, образовательной, исследовательской деятельности детей  

Новизна и оригинальность задумки заложена  в форме организации педагогического процесса – получение детьми знаний через проживание игрового сюжета. Такая форма помогает детям успешно и без переутомления осваивать необходимые для их возраста валеологические знания.

Этапы реализации проекта

Этап

Деятельность на этапе

Диагностико-прогностический этап    Июнь – август 2010 года

-Анализ программы «Детство», программно – методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса,  подбор, накопление  и изучение литературы

-Изучение  литературы по организации предметно-развивающей среды в группе

-Анализ предметно-развивающей среды в группах

-Создание дизайн-проекта валеологического уголка в группе в соответствии с возрастными особенностями

-Придумывание сюжета и правил игры

-Составление сметы расходов по проекту, мониторинг цен на материалы

-Освоение способов организации работы детей в уголке, создание примерных  тематических планов и воспитательных мероприятий  с интеграцией в них валеологических знаний

Организационный этап

Сентябрь – октябрь 2009 года

-Укрепление материально- технической базы: пополнение лабораторного оборудования, наглядных средств обучения, ТСО

Этап реализации

Октябрь – декабрь

2010 года

- Изготовление  валеологического уголка в группе

- Создание и оформление картотек

- Насыщение валеологического уголка  игровым, дидактическим и методическим материалом, физкультурно-оздоровительными пособиями, картотеками различных игр (подвижными и малоподвижными, оздоровительными и д.р.)

Этап  опробации игрового сюжета в валеоуголке

Январь – апрель

2010 года

- Диагностика валеологической культуры дошкольников (начальная)

- Диагностика уровня познавательной активности детей, наличие мотивации   к  получению валеологических знаний

- Объяснение правил игры

- Организации игровой, оздоровительной, исследовательской деятельности детей

Результативный этап

Май 2010 года

-Анализ  показателей валеологической культуры дошкольника до и после реализации проекта

-Презентация проекта

-Презентация валеологических уголков по группам

Оформление методических брошюр, сборников занятий, проектов, сценариев мероприятий и т.д.

Обобщение и оформление опыта

Этап ближайшего последействия

Июнь - сентябрь

2011 года

- Распространения опыта работы - проведение районных мероприятий (семинаров, дней открытых дверей и т.д.) для обмена опытом.

- Анализ мониторинга валеологической культуры дошкольника

Интересы участников проекта

Группа

Интересы участников проекта

Дети

  1. Получат возможность  превратить процесс обучения и воспитания в настоящую увлекательную игру
  2. Расширят  навыки поисково-исследовательской и проектной  деятельности
  3. Получат возможность сознательно формировать отношение к своему здоровью, приобретать «валеологические» привычки поведения.
  4. Получат  дополнительные валеологические знания
  5. Получат возможность участвовать в  проектах, тем самым повышая свой общеобразовательный уровень в других областях

Педагоги

  1. Повысить уровень профессионализма в вопросах организации опытно-исследовательской и проектной деятельности, а также в вопросах интеграции образовательных областей.
  2. Получить возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка, способствовать формированию здорового образа жизни .

Родители

  1. Получат возможность  принимать активное участие (заочное и очное) в организованной образовательной игре
  2. Получить дополнительную возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка, способствовать формированию здорового образа жизни .

Механизм реализации игры «Морское путешествие»

Условия проведения игры:

  1. Наличие в группе валеологического уголка  
  2. Наличие определенного игрового сюжета
  3. Картотека игр (обучающих, подвижных, оздоровительных)
  4. Наглядные пособия, макеты
  5. Физкультурно-оздоровительное оборудование, в том числе нетрадиционное  

Сюжет игры «Морское путешествие»

в валеологическом уголке «Океан здоровья»

 «На нашей большой и прекрасной планете  существует волшебный  и самый полезный для всех людей - океан здоровья. По океану разбросаны острова: остров знаний, витаминный остров, остров физкультурников, остров хорошего настроения, остров безопасных советов. Жителями этих островов являются ребята группы, которые по желанию становятся жителями того или иного острова (по 5-6 человек). Но есть в этом океане одна беда – по нему постоянно бороздит пиратский корабль, пираты которого Угрюмыч, Чихайкин, Лежебокин, Обжоркин и Нехочуха высаживаясь то на один, то на другой остров  всячески досаждают их жителям. Сообщение между островами обеспечивает житель океана – верный товарищ островитян Альбатрос, который выполняет важную работу. Он почтальон. В его почтовой сумке периодически находятся:

  1. задания (творческие, исследовательские, развивающие) от жителей одного острова к другому
  2. сигналы SOS от жителей того или иного острова в случае опасности или нападении пиратов
  3. новые игры (дидактические, подвижные, оздоровительные) и т.п., которые для поддержания дружественных отношений между жителями островов они шлют друг другу

Также по океану бороздит большой теплоход. Периодически на нем проводятся развлекательные мероприятия, в которых участвуют все жители островов.

Правила игры:

В  течение дня в почтовой сумке Альбатрос приносит почту: различные игры, задания, музыку и т.д. Почта – это задания, которые дети по очереди готовят друг для друга дома. Таким образом, получается, что ежедневно в течение дня жители острова   физкультурников  предлагают музыку для танцев, правила какой-либо подвижной игры, правила игры на улице.

Жители острова полезных советов могут прислать познавательный видеофильм, познавательную информацию на тему «Это интересно и полезно!!!»

Жители острова хорошего настроения могут  предложить веселый рассказ и т.п.

В игре также в качестве жителей островов участвуют воспитатели и младший воспитатель  группы. Они дополняют знания детей, обеспечивая полноценное освоения содержания программных областей «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура». Например, утром во время завтрака воспитатель-капитан рекомендует блюдо, характеризуя все его полезные свойства и необходимость для роста детского организма, а после сна воспитатель-капитан предлагает новую взбадривающую гимнастику.

Уже выполненные задания или игры отправляются на маяк, где хранятся игры, которые могут использоваться детьми повторно, по желанию.  Все атрибуты для подвижных игр, нетрадиционное оборудование для закаливания - находятся в катерке, на котором можно отправиться в виртуальное путешествие.

Смета расходов на изготовление игрового оборудования

для «Морского путешествия» в валеологическом уголке

Наименование товара

Количество

Стоимость

1

Пластик белый

1 шт

2000 руб

2

Пластик прозрачный

1 шт

1000 руб

3

Фанера

1 лист

600 руб

4

Аракал  

2 метра

Х 200 руб = 400 руб

5

Лак

1 бут

80 руб

6

Конверт для игр на молнии

50 шт (25 шт – А4, 25 шт. – А5)

1000 руб

Итого

5 080 руб

Практическая значимость

Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности его  реализации в условиях любого дошкольного образовательного учреждения. Всё зависит от фантазии педагога.

С помощью такого способа организации предметно-развивающей среды педагоги смогут спроектировать в группе целостный, но при этом вариативный здоровьесберегающий педагогический процесс, где будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку быть здоровым, любить движение, спорт, максимально раскрыться, развиться в разных видах детской деятель ности и общении.

Представленный опыт по организации предметно-развивающей среды,  как современный подход к проведению разных форм организации занятий позволит повысить интерес ребенка к сохранению своего здоровья, обеспечению собственной безопасности жизнедеятельности, увлечь в игру, а это уже почто 100% -ный результат успеха.  

Полученные в ходе реализации проекта результаты    

  1. Уровень познавательной активности вырос на 23 %
  2. Уровень двигательной активности составляет 72 %
  3. В группе создана картотека валеологических игр, заданий, медиатека
  4. Уровень педагогической компетентности в вопросах организации игровой,   опытно-экспериментальной и проектной деятельности педагогов группы повысился на 15 %
  5. В качестве обмена  передовым педагогическим опытом было проведено 15 открытых тематических мероприятий
  6. Положено начало созданию методической копилки: «Организация педагогической работы  с детьми в валеологическом уголке»
  7. Созданы авторские  наглядно-дидактические и методические пособия по теме сохранения здоровья

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системная паутинка"Ролево-игровой проект"Редакция газеты"Журавушка".

                                                      ...

Ролево-игровой проект «Здоровый малыш »

Ролево-игровой проект «Здоровый малыш» направлен на сохранение здоровья воспитанников дошкольного учреждения. Предлагаемые материал направлен на развитие и укрепление эмоциональной сферы детей, воспол...

Ролево - игровой проект "Рождественские колядки" для дошкольников

Актуальность проекта В наши дни мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.С уверенностью можно сказать, ч...

"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"

"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...

«В гостях у сказки» театрализованная деятельность в диагностической группе. Проект средней продолжительности, групповой, ролевой - игровой, творческий.

Цель проекта: способствовать развитию социальных отношений ребенка посредством различных театрализованных игр....

Конспект сюжетно - ролевой игровой деятельности "Доктор"

Дети играют в игровой комнате. вдруг слышат, плачь (плачет зайчонок). Дети идут в сторону, откуда слышен плачь, видят зайчиху у которой в руках зайчонок, который очень сильно плачет. Дети интересуются...