«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»
консультация (подготовительная группа) на тему

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. 

Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвязи  событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Как научить их не только думать, но еще и творить, создавать новое. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»

                                                                               Воспитатель     О.М. Мелаш                                                                                          

1 слайд

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить.  

Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвязи  событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Как научить их не только думать, но еще и творить, создавать новое. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике.

2 слайд

«Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!» - гласит метод правого полушария, который был разработан группой английских психологов. Наиболее известен из них Тони Бьюзен. Его методика направлена на активизацию запоминания и творчества, а также на правильную организацию мышления.

Ментальные карты – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которых развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются память и мышление. Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка. Создавая ментальную карту, дети отражают смысловые, ассоциативные, причинно-следственные связи между понятиями, частями, составляющими предметную область, которую изучают. Применение ментальных карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.

 3 слайд

Карты ума я  использую в 3-х направлениях.

 В первом направлении Решаются такие задачи:

-создать ментальную карту в ходе обсуждения предмета или темы;

-при составлении ментальной карты пополнить активный и пассивный словарь, развивать процессы мышления - анализ, синтез, аналогию, обобщение. (Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально).

Во втором направлении Выполняются задачи:

-создать ментальную карту, как результат итоговой работы по изученной теме;

- развивать у детей умение выделять главную мысль,

- активизировать словарь, припоминая изученное,  

В третьем направлении Выполняются задачи:

-учить самостоятельно, последовательно излагать свои мысли,

- развивать умение составлять распространенные предложения.

При создании ментальных карт я придерживаюсь нескольких простых правил. Эти существенно повысить эффективность карты памяти.

4 слайд

Правила составления ментальных карт таковы:

-  главная тема помещается в центре;

- вместо фраз записываются только слова, несущие основную мысль;

- слова помещаются на веточках, которые отходят от центра т.е. от главной темы к периферии;

- к основным веткам добавляются иллюстрации (картинки).

5 слайд

Результативность применения ментальных карт достигается:

-наглядностью;

-привлекательностью;

-запоминаемостью;

-творчеством;

-возможностью пересмотра.

6 слайд

   Сейчас я хочу познакомить вас с тем, как мы составляли ментальную карту после экскурсии по экологической тропе детского сада в смешанный лес.  

Начали с основы. Так или иначе, при размышлениях мы отталкиваемся от какой-то ключевой, фундаментальной проблемы, предмета размышления, т.е. центральной темы. Эта тема была чётко определена.

7 слайд

   На листе бумаги А-4, расположенной горизонтально в центре приклеили картинку с изображением леса. Это и есть центральный образ, которому посвящена карта. Эта крупная картинка задала направление нашим размышлениям.

8 - 9 слайды

   Далее заключили её в замкнутый контур и написали печатными буквами тему «Лес».

10 слайд

- От центральной темы нарисовали несколько линий-ветвей, расположили на них ключевые слова, которые связаны с темой. С лесом ассоциируются деревья, звери, птицы и т.д.

11 - 12 слайд

   - Продолжая цепочки ассоциаций, от главных ветвей нарисовали ветви второго порядка. Использовали разные цвета.

13 - 14 слайд

На каждую веточку приклеили ключевую картинку, которая ассоциируется с основной ветвью. Деревья – это сосна, берёза, рябина и т.д., звери – это медведь, лиса, белка … .

15 - 16 слайд

 - На соответствующие веточки поместили полоски с их названиями.

17 слайд

- Продолжили цепочки ассоциаций, расширяя карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми рисунками, пока тема не была исчерпана. У медведя тело покрыть коричневой шерстью, питается рыбой, малиной, зимой спит в берлоге и т.п. 

18 слайд

Так мы визуализировали все имеющиеся у нас представления, связанные с главной темой, и увидели их взаимосвязи по ней.

Использование метода мыслительных карт позволило сгруппировать полученные детьми знания, легче запомнить  материал. Способствовало развитию познавательного интереса, мышления и воображения   у детей.

19 слайд

Метод мыслительных карт Тони Бьюзена – это естественный способ организации мышления, удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи, зарисовывания. Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определённую схему действий, упрощают процесс запоминания. Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комитет по образованию администрации города Мурманска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска № 46 Воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 46 О.М. Мелаш «Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»

Слайд 2

Ментальные карты Ментальная карта ( Mind-maps - термин может переводиться как «интеллект карта», «карта ума», «карта мыслей», «карта мышления», «ментальная карта», «карта памяти» или «карта разума») – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации

Слайд 3

Направления использования ментальных карт Цель первого - сбор материала о предмете, объекте или явлении. Задачи : - создать ментальную карту в ходе обсуждения предмета или темы; - пополнить активный и пассивный словарь , развивать процессы мышления - анализ , синтез, аналогию, обобщение . Цель второго - закрепление и обобщение материала. Задачи : - создать ментальную карту, как результат итоговой работы по изученной теме; -развивать у детей умение выделять главную мысль; - активизировать словарь , припоминая изученное. Цель третьего направления - развитие связной речи детей. Задачи : -учить самостоятельно, последовательно излагать свои мысли; - развивать умение составлять распространенные предложения.

Слайд 4

Составление ментальных карт Главная тема помещается в центре. Вместо фраз записываются только слова, несущие основную мысль. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии. К основным веткам добавляются иллюстрации.

Слайд 5

Результативность применения ментальных карт достигается Наглядностью. Привлекательностью. Запоминаемостью. Творчеством. Возможностью пересмотра.

Слайд 7

ЛЕС

Слайд 25

Вывод Ментальная карта – это: Хороший способ самовыражения эмоций и мыслей по какой-либо теме. Более лёгкое запоминание материала. Хорошее средство для подготовки к занятиям, проектам. Развитие познавательного интереса детей. Развитие мышления и воображения дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...

Тезисы "Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности"

Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности....

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозго...

"Метод мыслительных карт" Тони Бьюзена в работе с дошкольниками.

quot;Метод мыслительных карт" - как один из способов разработки проектов в работе с дошкольниками....

Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми

Использование мыслительных карт  в работе с детьми...