Тезисы "Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности"
статья по теме

Чебыкина Анастасия Александровна

Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy._chebykina_a.a.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Чебыкина Анастасия Александровна,

Воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад,

Городской округ Красноуфимск

Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена

в проектной деятельности

В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования в нашей стране, актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного, активного, любознательного, креативного поколения.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те современные педагогические технологии, которые формируют базовые способности, необходимые для развития личности и соответствуют ФГОС ДОО.

Метод мыслительных карт американского психолога Тони Бьюзена — это естественный способ организации мышления, удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи, зарисовывания.

Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определенную схему действий, упрощают процесс запоминания. Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Согласно разработанным правилам, носящим характер рекомендаций, но не жестких предписаний, нужно выполнить определенную последовательность действий.

В своей работе метод мыслительных карт я использую в проектной деятельности, что позволяет сгруппировать полученные детьми знания, упрощает запоминание, развивает у дошкольников чувство уверенности.

Что такое песок? Нет, не сахарный, а тот, на котором так приятно поваляться в жаркую летнюю погоду, слепить куличик, построить замок? Такая беседа с детьми старшей группы и явилась мотивом реализации проекта «От песчинки к песку». Первым этапом в реализации проекта стало составление мыслительной карты. В центре листа бумаги формата А-3, мы обозначили основную идею (проблему). Это крупная картинка песочницы с песком, задающая направление нашим размышлениям.

От центральной идеи проводим несколько изогнутых линий (каждая имеет  свой цвет).

Над первой линией-ветвью написали «песчинка». В результате обсуждения появилось три  второстепенных линии: «лупа» (рассмотреть песчинку), «что такое песок?» (определение понятия песок), и картинка пустыни.  Вторая центральная ветвь определила свойства песка «мокрый-сухой» и все недостатки и преимущества использования того и другого (какой тяжелее, какой лучше лепится и т.д.).  Над третьей линией «кому необходим?»: человеку, (строительство, использование в гололед, песочные часы),  животному (верблюд), растению (кактус). Последней центральной линией стала ветвь – «Игра». На ней определили второстепенные линии: песочница, рисование песком, эксперименты, меры предосторожности при игре с песком.  

- Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.

- От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность мыслительных  карт.

При  использовании мыслительных карт в проектной деятельности, визуализируются все имеющиеся представления, связанные с главной проблемой, и видны их  взаимосвязи, что помогает в решении поставленной задачи.

На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике. В качестве учебного упражнения можно   разрабатывать  мыслительные карты по разным познавательным контекстам:  это  тема занятия,  работа по проекту,  попытка соединить разные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ» (Тони Бьюзен )

Мастер-класс на тему: "Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)...

«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Метод активации правого полушарияМентальные карты...

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозго...

Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...

Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием "Мыслительных карт" (Тонни Бьюзен).

Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием "Мыслительных карт" (Тонни Бьюзен)....