Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
материал

Калиниченко Ольга Викторовна

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. 

Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвязи  событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Как научить их не только думать, но еще и творить, создавать новое. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике.

Мыслительная карта (от анг.сл. Mind Map) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalinichenko_o.v._soobshchenie.docx27.1 КБ
Файл pamyatka.docx150.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

воспитателя с детьми с использованием

«Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

 Подготовила воспитатель Калиниченко Ольга Викторовна

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить.  

Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвязи  событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Как научить их не только думать, но еще и творить, создавать новое. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике.

Мыслительная карта (от анг.сл. Mind Map) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты - это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Что они из себя представляют?

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Интеллект-карта — это графическое изображение процесса нашего мышления, а т.к. оно имеет радиантную структуру (исходящее из центра в разные стороны.

Если сравнить изображение интеллект-карты и нейрона (клетки нервной системы человека) можно отметить много общего.

Такая организация материала называется многомерной, радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, продолжаются новые. Попытки их упорядочить и записать на бумаге в строгой последовательности обычно приводит к плачевным результатам.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети «правополушарные», поэтому у них возникают сложности при обучении. Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

  1. Их легко составить.
  2. Можно запомнить быстро и качественно много информации.
  3. При составлении М.К. развивается мышление, память, воображение.
  4. Экономия времени (писать нужно мало, написать можно быстро)
  5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
  6. Концентрация информации на важных моментах.
  7. Рисовать их может как взрослый, так и ребенок.

Карты ума   используют в 3-х направлениях.

 В первом направлении решаются такие задачи:

- создать ментальную карту в ходе обсуждения предмета или темы;

- при составлении ментальной карты пополнить активный и пассивный словарь, развивать процессы мышления - анализ, синтез, аналогию, обобщение. (Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально).

Во втором направлении выполняются задачи:

- создать ментальную карту, как результат итоговой работы по изученной теме;

- развивать у детей умение выделять главную мысль,

- активизировать словарь, припоминая изученное,  

В третьем направлении выполняются задачи:

- учить самостоятельно, последовательно излагать свои мысли,

- развивать умение составлять распространенные предложения.

Итак, мыслительные карты могут использоваться с целью:

  1. Изучение нового материала.
  2. Закрепление материала.
  3. Обобщение материала.
  4. Планирование деятельности.
  5. Подготовка проекта, презентации.
  6. Упорядочивания и систематизации информации.
  7. Игровой деятельности (к примеру квест-игры и т.п.).
  8. Организация проектной деятельности по модели трех вопросов

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

Правила создания карт:

  1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т.д. (чем ярче карта, тем мощнее будет эффект) Формат бумаги А4 или А3.
  2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре (ядро).
  3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки (рисование активно задействует правое полушарие – основу методики, которую предложил Тони Бьюзен). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  5. Ментальные карты должны быть красивыми. Если вам приятно смотреть на собственную карту – значит она удалась.
  6. Ветви должны быть изогнутыми, органичными, а не прямыми (как ветви дерева).
  7. На каждой линии – ветви, пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям. Но и не оставляя пустых мест.
  8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Тони Бьюзен рекомендует их рисовать горизонтально. по мнению создателя методики, так их удобно читать.

К примеру, для младшего возраста можно взять тему «изучение основных цветов», среднего и старшего возраста – «Домашние животные и их детёныши», подготовительной группы – состав числа 10 и т.п.

Свойства мыслительных карт.

  1. Наглядность (всю проблему, с её многочисленными сторонами, можно окинуть одним взглядом).
  2. Привлекательность (хорошая карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно).
  3. Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается).
  4. Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает).
  5. Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи).
  6. Возможность пересмотра (пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а так же увидеть новые идеи).

Метод мыслительных карт Тони Бьюзена – это естественный способ организации мышления, удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи, зарисовывания. Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определённую схему действий, упрощают процесс запоминания. Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Ментальные карты – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которых развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются память и мышление. Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка. Создавая ментальную карту, дети отражают смысловые, ассоциативные, причинно-следственные связи между понятиями, частями, составляющими предметную область, которую изучают. Применение ментальных карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.



Предварительный просмотр:

Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.

Делайте главные линии плавными

и более жирными.

Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.

Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».

Старайтесь располагать слова горизонтально.

4. Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры

1. Соблюдайте иерархию мыслей.

2.Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Использование метода мыслительных карт

в проектной деятельности позволяет сгруппировать полученные детьми знания, упрощает запоминание, развивает у дошкольников чувство уверенности, вместо страха («Я не могу! У меня не получится!»),

у детей возникает интерес и желание что-то попробовать самим.

Мыслительные карты при организации проектно - исследовательской деятельности в детском саду используются для:

•  планирования деятельности;

•         упорядочивания и систематизации информации;

•  поиска решений в сложной ситуации;

•  рассмотрения различных вариантов решения задач;

•  улучшения запоминания;

•  подготовки к выступлениям.

Преимущества мыслительных карт в том, что:

-  их легко научиться составлять;

-  можно запомнить быстро и качественно много информации;

-  при составлении мыслительных карт задействовано правое и левое полушарие головного мозга,

-  следовательно, развивается мышление, память, воображение;

-  писать нужно мало, написать можно быстро, следовательно,

-  процесс письма приносит удовольствие;

-  в готовой мыслительной карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

При подготовке материала были использованы интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бьюзен,_Тони

https://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_с

вязей

http://megapoisk.com/majndmepping-

tvorcheskij-podhod-k-resheniju-zadach

https://multiurok.ru/files/mastier-klass-dlia-

piedaghoghov-razvitiie-poznavat.html

http://mnemonica.ru/mindmap/intellektualn

ye-karty-ot-toni-byuzena

http://www.psychologos.ru/articles/view/ka

k-risovat-intellekt-karty-ot-toni-byuzena

город Усолье-Сибирское

МБДОУ

«Детский сад № 43»

Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием

«Мыслительных карт»

(Тони Бьюзен)

Подготовила воспитатель

Калиниченко О.В.

 

Что это такое – интеллектуальные карты?

Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования развития памяти, мышления и т.д.

Интеллектуальные карты на сегодняшний день - это, наверное, один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения  эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.

Майндмэппинг, или как его еще называют, майнд-менеджмент (она же mind map, интеллект-карта, ментальная

карта) – несложная техника графического представления информации, фиксирование собственного мышления, которое изображают на бумаге в виде, напоминающем древовидную диаграмму.

Связи, которые создаются в процессе

майндмэппинга, называют картой мыслей.

Но наши идеи ведь развиваются отнюдь не линейно. Поэтому майндмэппинг построен иначе: он базируется на так называемом радиантном мышлении, при котором в

работе мозга задействованы одновременно и левое, и правое полушария.

Это понятие было введено Тони Бьюзеном. При таком типе мышления мысли, подобно ветвям на дереве, расходятся в стороны от своей сердцевины – от центра к периферии, от центральной идеи — к ассоциативным.

Майндмэппинг позволяет составлять собственные конспекты либо запоминать уже готовые, делать заметки, планировать эссе, курсовые и  дипломные работы, создавать презентации, быстро учить билеты и готовиться к экзаменам.

Законы интеллект-карт

разделяются на законы содержания

и оформления и законы структуры

Законы содержания и оформления:

1. Используйте эмфазу

(визуальное выделение части текста с целью сделать его более заметным)

Всегда используйте центральный образ.

Как можно чаще используйте графические образы.

Для центрального образа используйте три и более цветов.

Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы.

Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).         

Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.

Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.

Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

2. Ассоциируйте

•   Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.

•   Используйте цвета.

•   Используйте кодирование информации.

3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей

Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.

Используйте печатные буквы.

Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.

Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"

Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...

Мастер-класс на тему: МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ» (Тони Бьюзен )

Мастер-класс на тему: "Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)...

Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками

Мастер - класс«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических осно...

Проектно-исследовательская деятельность с использованием мыслительных карт. Мастер-класс по составлению интеллект-карт Тони Бьюзена

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....

Семинар-практикум «Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с педагогами»

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Метод активации правого полушарияМентальные карты...

Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием "Мыслительных карт" (Тонни Бьюзен).

Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием "Мыслительных карт" (Тонни Бьюзен)....