Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
материал

Иликбаева Ирина Валерьевна

Метод активации правого полушария

Ментальные карты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Метод активации правого полушария

Ментальные карты

(проецируется на экране)

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

  1. Их легко составить
  2. Можно запомнить быстро и качественно много информации
  3. При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение
  4. Экономия  времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)
  5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
  6. Концентрация информации на важных моментах.

Мыслительные карты могут использоваться для:

  1. изучение нового материала
  2. закрепление материала
  3. обобщение материала
  4. планирования деятельности
  5. подготовка проекта, презентации
  6. написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  7. упорядочивания и систематизации информации
  8. конспектирование

Рассмотрение 2-3 примеров использования карт

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Давайте разберем...

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.

2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.

3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.

4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. Д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

Практическая часть

  1. Разделимся на группы: младший, средний, старший возраст. Попробуем применить данный метод в различных видах деятельности:

1 группа (младшего возраста) «Изучение основных цветов»

2 группа (среднего возраста) «Планирование деятельности с детьми по теме «Домашние животные и их детеныши»

3 группа (старшего возраста)  подготовка проекта  «Домашние животные и их детеныши»

  1. Работа в группах по составлению мыслительных карт.
  2. Обсуждение результатов работ (1 человек с группы)

Этот метод можно применить и для распределения для своего бюджета. Н-р:………(показать на примере)

Свойства мыслительных карт:

-  Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Данный метод дает возможность:

- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

- активизировать деятельность

- выявлять причины затруднений

- корректировать знания воспитанников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ» (Тони Бьюзен )

Мастер-класс на тему: "Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)...

Тезисы "Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности"

Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности....

«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозго...

Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...

Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием "Мыслительных карт" (Тонни Бьюзен).

Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием "Мыслительных карт" (Тонни Бьюзен)....