ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КТО НАМ КНИЖКИ РИСОВАЛ»
проект (подготовительная группа) на тему

Кондрашина Татьяна Владимировна

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с иллюстрацией готовит детей к восприятию произведений изобразительного искусства. Чтобы ребенок мог осознать замысел, идею картины, он должен научиться воспринимать ее, разбираться в изобразительных средствах, которыми воспользовался художник для создания образа. Каждый воспитатель читает детям книги, но редко когда уделяет внимание иллюстрации, а это важно. Дети — это будущие посетители картинных галерей, будущие ценители и хранители искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kto_nam_knizhki_risova.docx105.43 КБ

Предварительный просмотр:

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с иллюстрацией готовит детей к восприятию произведений изобразительного искусства. Чтобы ребенок мог осознать замысел, идею картины, он должен научиться воспринимать ее, разбираться в изобразительных средствах, которыми воспользовался художник для создания образа. Каждый воспитатель читает детям книги, но редко когда уделяет внимание иллюстрации, а это важно. Дети — это будущие посетители картинных галерей, будущие ценители и хранители искусства. C:\Users\Татьяна\Downloads\93292115_7.jpg

Содержание

Актуальность проекта

Цель

Задачи

Проблема

Ожидаемые результаты

Организация деятельности проекта.

Игровая деятельность.

Художественно-речевая деятельность

Музыкально- театрализованная деятельность

Художественно- эстетическая деятельность

Открытое мероприятие «ЭКСКУРСИЯ –

«Познакомим детей старшей и средней групп

с художниками иллюстраторами»»

Работа с родителями

Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность проектаC:\Users\Татьяна\Downloads\93292115_7.jpg

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствие с ФГОС восприятие художественной литературы и фольклора является одним из видов деятельности детей в возрасте от 3 до 8 лет, через которую реализуются цели и задачи программы.

В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами.

Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.
Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М.Конашевич, Т. А. Маврина и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Для них обращение к стилю эпохи, к формам народного искусства было средством приблизиться к литературному произведению; обращаясь к стилистике старого,"прижизненного" искусства, художники стремились глубже проникнуть в душу времени и народа, ощутить поэтику народного, национального мировосприятия, войти в далекий чужой мир, зажить в нем.

Рассматривая такие иллюстрации, дети приобщаются к основам изобразительного искусства, учатся воспринимать различные объекты в сложных ракурсах, чувствовать изысканность цветовых сочетаний.

Программа дошкольного образования рекомендует познакомить детей с иллюстрациями художников – сказочников, художников «весёлой книги», с художниками – анималистами, с фольклористами. Круг имён художников – иллюстраторов очень широк и освоить его можно только при ведении комплексной работы, включая ознакомление с книжной графикой в разные виды занятий и общаясь с книгой вне занятий.

 

Цель: помочь детям через рисунок глубже понять содержание книги.

Задачи:

1. способствует как нравственному, так и эстетическому воспитанию, а также способствует эмоциональному развитию детей.C:\Users\Татьяна\Downloads\93292115_7.jpg

2 способствует развитию у детей интереса к книге, 3.воспитывает бережное отношение к ней, как к произведению искусства.

4.формирует художественный вкус у детей.

5 помогает ребёнку видеть, воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных произведениях он не всегда видит и они более сложны для понимания. Цвет, ритм, композиция, линия, фактура и другие понятия в иллюстрациях детям более понятны и доступны.

6 даёт огромные возможности в развитии речи детей: составление описательных рассказов, характеристика разных эмоциональных состояний, обогащение словарного запаса

7 позволяет использовать специальные упражнения, игры, которые помогают активизировать все психические познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и способствуют их развитию.

8 знакомство с творческой манерой художников – иллюстраторов стимулирует желание детей рисовать и даёт возможность совершенствовать их изобразительные навыки.

9.Развивает радость общения, способствует эмоциональному развитию детей.

Проблема: у детей нет книг иллюстрированных художниками советской эпохи. Наплыв зарубежных героев. Не переиздаются старые добрые книги.

Ожидаемые результаты:  умение детей различать технику художника- иллюстратора, воспитание чувства патриотизма и уважения к героям наших сказок, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, посещение библиотеки.

Место проведения: МБДОУ ЦРР- «Детский сад №125».

Сроки проведения: 2 месяца

Режим работы: во время и вне занятий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители

Возраст детей: 6-7 лет.

Организация деятельности проекта.

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Детский сад»,  «Семья», «Школа», «Магазин».

Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении. Развивать у детей аналитические способности, расширять словарный запас, уточнить названия книг иллюстрированную художником.

Малоподвижные игры «узнай героя», «Кто рядом?».

Цель: узнавать элементы иллюстрации играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.

Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие «иллюстрация», воспитывать любовь и уважение к окружающим, различать характер и манеры героев на основе художественного образа, учить внимательно слушать, развивать речь и память.

Чтение и рассматривание иллюстраций : Сутеев и его рассказы. сказки А С. Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. фольклорные песенки, потешки и прибаутки (Ладушки, Радуга-дуга), народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки, Буратино А. Н. Толстого, Изумрудный город А. М. Волкова, и других классиков русской литературы, журналы «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка»C:\Users\Татьяна\Downloads\93292115_7.jpg

Музыкально-театрализованная деятельность.

Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

1. Музыкальные инструменты сохранили свою привлекательность и для иллюстраторов и живописцев. Ф. Шопена (художник Э. Делакруа), М. П. Мусоргского и А. П. Бородина (художник И. Е. Репин), Н. А. Римского-Корсакова (художник В. А. Серов), Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (художник А. Я. Головин), С. С. Прокофьева (художник П. П. Кончаловский), К. Н. Игумнова (художник П. Д. Корин), К. А. Караева (художник Т. Т. Салахов) и др.

2. Драматизация по сказке «лиса со скалочкой», «Колобок на новый лад», "рассказы сутеева", "Заячья избушка".

 Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

Коллективная работа «как мы книги создаем»

Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе  с бумагой  клеем.

Выставка рисунков «Мои любимые сказки».

Цель: развивать творческие способности  детей в процессе рисования.

Выставка в группе «Кто нам книги рисовал»

Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о хороших иллюстрированных книгах, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности походу в библиотеку.

Комплексное тематическое занятие «караван истории».

Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных представлений о создании музея иллюстрации .

Открытое мероприятие «ЭКСКУРСИЯ – «Познакомим детей старшей и средней групп с художниками иллюстраторами»»

Экску́рсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной... (Википедия)C:\Users\Татьяна\Downloads\93292115_7.jpg

Экскурсоводы сами дети.

 Задачи: Развивать умение принимать на себя роль и действовать в соответствии с ней. Закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикет. Закреплять умение моделировать речевой диалог.

Виктор Чижиков - художник, который мог работать в разных стилях и жанрах: пейзажи, портреты, шаржи, карикатуры, работы, выполненные акварелью и гуашью, цветные и черно-белые, все они настолько интересны, не похожи друг на друга. За свою долгую плодотворную творческую жизнь Чижиков проиллюстрировал около ста детских книг, более того, издания переиздавались, книги с иллюстрациями Виктора Александровича выходили на английском, французском языках.

Виктор Чижиков стал автором образа Олимпийского медвежонка по имени Миша, который являлся талисманом Московской Олимпиады - летних игр 1980 года. 3 августа 1980 года состоялась церемония закрытия Олимпийских игр, в честь которой был запущен в небо талисман – медвежонок Миша.

Конашевич не собирался становиться иллюстратором детских книг, а его первая на этом поприще работа родилась почти случайно. Оторванный от семьи, уехавшей в 1918 году на Урал, художник писал жене и к каждому письму прикладывал картинки с буквами для четырехлетней дочери.

Отношения Конашевича, которого сейчас считают классическим иллюстратором Чуковского, с автором детских книг были очень непростыми. Сначала «паршивенькие» и «тупые» (именно так Чуковский отзывался об этих рисунках) работы художника категорически не нравились Корнею Ивановичу, и только спустя годы он оценил доброту, любовь к детям и радость жизни, которыми пронизаны иллюстрации. "Благодаря Вам я впервые после большого перерыва снова почувствовал себя неплохим литератором и заранее завидую тем пятилетним, шестилетним советским гражданам, которые будут "читать" эту книжку, " – так напишет один «детский» мастер другому. 

Родился Е.Н. Чарушин 11 ноября 1901 года в г. Вятке в семье губернского архитектора. В семье царил культ искусства и природы.C:\Users\Татьяна\Downloads\93292115_7.jpg

Все начиналось с детства. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, и потом все это превращалось в чудо – сад. Вместе с мамой они выкармливали уток и тетеревят, лечили зверей, держали коз, индюшат, кроликов и голубей. Это были друзья мальчика. А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать - рисовать. Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. Чаще всего изображал животных и битвы индейцев. Женю очень часто брал в свои поездки отец, они наблюдали восходы солнца и утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Его рисунки узнаешь без подписи. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Приглядимся к любой из книжек Е.И. Чарушина. Мы видим единство иллюстрации и текста

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 г. в чувашском селе Лопьял Вятской губернии (ныне — в Кировской области), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Себя художник считал скифом. Образование получил в Вятской духовной семинарии. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873).

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты

Иллюстратора детских книжек Леонида Викторовича Владимирского знают все дети современной России. А также их родители. Более того: бабушки и дедушки тоже росли на книжках, проиллюстрированных Владимирским.

В 1953 для диафильма «Приключения Буратино» по сказке А. Н. Толстого художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке — образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим.

Леонид Викторович Владимирский написали две собственные книги: "Буратино ищет клад" и "Буратино в Изумрудном городе". Сделал к ним рисунки. Ему очень захотелось написать сказку о своих любимых героях. Он очень любил Буратино и Страшилу, вот и перезнакомил их наконец.C:\Users\Татьяна\Downloads\93292115_7.jpg

Владимир  Григорьевич стоял у истоков советской мультипликации. Он был и художником, и режиссёром мультфильмов. Написал около 40 сценариев мультипликационных фильмов, почти по всем из них были сняты мультфильмы. Преподавал на курсах художников - мультипликаторов при студии "Союзмультфильм". Позднее работал в издательстве "Детгиз" (теперь это "Детская литература"), иллюстрировал книги для детей. А в 1952 году вышла первая книга самого Сутеева-"Две сказки про карандаши и краски".

Все свои сказки Владимир Григорьевич иллюстрировал сам! Поэтому практически каждая важная мысль сказки или рассказа предстаёт для ребёнка в наглядных образах! А в дошкольном возрасте наглядность для ребёнка, который пока обладает не слишком большим кругозором, важна очень - очень! Иллюстрации Сутеева помогают ребёнку увидеть на картинке всё, о чём ему прочитали, а это огромная польза для развития детского мышления! Сказки Владимира Сутеева так и хочется перечитывать по много раз и пересказывать, а иллюстрации в этом помогут!

Рачев родился в 1906 году в Томске. В 1928 году он с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум, затем недолго учился в Киевском художественном институте и с 1930 года начал сотрудничать в различных издательствах в качестве художника-иллюстратора.

Рачев исполнил сотни иллюстраций, и в каждой его работе, будь то красочная акварель к детской сказке, натурный рисунок животного или аллегорический образ басенного персонажа, виден умный, добрый и веселый человек, глубоко чувствующий поэзию родной природы, любящий людей и ненавидящий тех, кто мешает им жить дружно и счастливо.

Он иллюстрирует преимущественно русские народые сказки, басни и сказки классиков русской литературы. Из всего многообразия сказочных сюжетов и басен Рачев, естественно, выбирает те, которые ближе ему как художнику-анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные. Художник использует тонко наблюденные им природные качества, повадки и привычки животных, вводит в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода

C:\Users\Татьяна\Downloads\93292115_7.jpg

Вывод. Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Знакомство детей со сказочными образами - одна из важных задач, они начинают более внимательно рассматривать, сравнивать, обсуждать, иной раз даже спорить. 

 Необходимо познакомить детей с литературным произведением, обратив внимание детей на необычный образ.

Мне в работе над проектом помогла,  разработанная серия занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы и книжной графики.

Рисование для детей – это внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка - умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает.

Работа с родителями.

Памятки, консультация для родителей, выставки, изготовление атрибутов к играм, совместное посещение библиотеки, создание мини-книжек «я тоже книгу рисовал..»

ЛИТЕРАТУРА

Дехтерев Б. Иллюстрация - произведение художественное // Детская литература. - 1969. - № 4.- С. 77-84.

 Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. - 1972. - № 3. - С. 56-63.

Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. - М., 1973., 115с.

Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1968.,187с.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕC:\Users\Татьяна\Downloads\93292115_7.jpg

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- «ДЕТСКИЙ САД №125»

ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ

«КТО НАМ КНИЖКИ РИСОВАЛ»

Разработала: Кондрашина Татьяна Владимировна

                                             воспитатель МБДОУ ЦРР- «Детский сад №125»

Барнаул 2017