Встреча родительского клуба с элементами игрового тренинга на тему: "Адатаптация ребёнка в детском саду"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Старцева Татьяна Витальевна

Расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к условиям ДОУ, о факторах, влияющих на адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_klub_-_kapelki.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ДАР»

   

Встреча родительского клуба

первой младшей группы «Капельки»

с элементами игрового тренинга на тему:

 «Адаптация ребенка в детском саду»

Составила:

 педагог-психолог

Старцева Татьяна Витальевна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2016

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ.
  2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению участников друг к другу.
  3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психолого-педагогической культуры родителей.
  4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Участники: родители детей первой младшей группы «Капельки».

Оборудование: стикеры для визиток, цветные карандаши, фломастеры, игрушка, ниточка, волшебный мешочек, мультимедийный проектор, компьютер, памятки.

Дети -  это бумеранг,

который обязательно к нам вернется.

Только вот с чем... 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросу адаптации детей к ДОУ. И я предлагаю вам поздороваться друг с другом и педагогами группы с помощью игры.

Игра «Поздороваться по-разному»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Вы хаотично движетесь по залу в любом направлении. Когда я хлопну в ладоши один раз - мы с вами останавливаемся и здороваемся с тем, с кем оказались рядом, ладошками, если два раза - то локтями, а если три раза, то - коленочками.

По окончании игры психолог предлагает родителям занять свои места на стульях.

Притча «Ожерелье» 

Однажды по лугу шла удивительной красоты девушка. Орел, летающий высоко в небе, залюбовался такой красотой. Он увидел на ее шее изумительное жемчужное ожерелье и решил попросить его у девушки на память. Так он и сделал. Но когда Орел взмыл со своей драгоценной ношей, то не заметил острого края скалы и задел его ожерельем. Удивительные бусины рассыпались по всей земле.

 Упражнение «Бусинки»

Цель: знакомство участников друг с другом и детьми группы, формирование чувства общности группы.

Инструкция: Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать бусинку. После этого родителям дается 1 мин, чтобы рассмотреть все бусинки и найти одинаковые.

Психолог: На первый взгляд все бусинки похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и мы с вами, и наши дети - очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые "черты". Нужно их только почувствовать и понять.

Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться.  Напишите с одной стороны бусинки свое имя, а с другой - имя Вашего ребенка.

Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на три вопроса:

1.  Как его зовут?

2. Кто ваш ребёнок?

3.  Ваше любимое совместное занятие с ребенком?

Каждый родитель по очереди прикрепляет свою бусинку на ниточку с помощью прищепки.

Психолог: Ну, вот мы с вами и познакомились. Каждый из вас индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт. Но все мы, так же как и ваши детки, будем долгое время жить вместе (как бусинки на ниточке) и от того, на сколько мы грамотно и эффективно построим своё взаимодействие, и будет зависеть красота «каждой отдельной бусинки и всего ожерелья в целом».

Игра «Объединялки»  

Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, снятие мышечных зажимов.

Инструкция: Ведущий просит объединиться в группы тем, у кого одинаковый цвет глаз (варианты: тем у кого день рождения летом, тем, кто любит рисовать, тем, кто читает детям перед сном,
кто любит путешествовать вместе с детьми, кто занимается со своими детьми больше часа ежедневно…).
Психолог: Ответьте на вопросы:

  • Легко ли было выполнить это упражнение?
  • Что мешало? Что получили?

Это упражнение направлено на сплочение нашей команды и понимание того, что наши дети тоже объединяются по интересам.

Упражнение-визуализация «Воспоминания»

Цель: актуализация детских впечатлений родителей о детском саде.

На экране слайд-шоу – фотографии родителей в раннем возрасте под музыку.

Психолог: Попробуйте вспомнить свои первые детские впечатления о детском саде, о школе.

Ведущий подытоживает общий настрой группы и фиксирует различные проявления настроения участников.

Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем, что подсчитать количество адаптационных периодов в жизни человека точно невозможно, и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно выделить следующие, наиболее яркие ситуации, требующие приспособления ребенка к смене жизненных обстоятельств:

  • поступление в детский сад,
  • переход из одной группы в другую,
  • длительная болезнь,
  • длительный отпуск,
  • смена педагога,
  • появление нового ребенка в группе сверстников.

Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

Как выдумаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?

Идет обсуждение, в конце которого психолог подводит итог.

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации:

  • беспокойство,
  • страх,
  • заторможенность (или, наоборот, повышенная возбудимость),
  • капризность,
  • раздражительность,
  • упрямство.

Психолог: В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду.

Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?

Идет обсуждение, в конце которого психолог подводит итог.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

  • являющиеся единственными в семье;
  • чрезмерно опекаемые родителями или бабушками/дедушками;
  • привыкшие к тому, что их капризам потакают;
  • пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
  • не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
  • неуверенные в себе;
  • страдающие ночными страхами;
  • эмоционально неустойчивые;
  • пережившие психологическую травму;
  • с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
  • чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.

Для более успешной адаптации родителям необходимо знать возрастные особенности детей 2 до 3 лет.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

Ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого продолжает развиваться; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.

Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили».

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но могут произносить их с большими искажениями.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и пр. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3-х лет способен различать:

  • 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • 6 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).

Основной способ познания ребенком окружающего мира - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Активное проявление и негативных, и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки - «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

В этом возрасте вашему ребенку важно:

  • Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
  • Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
  • Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
  • Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
  • Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
  • Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2 — 3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
  • Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент ему хочется всего и сразу.
  • То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам, как умным и заботливым родителям, важно:

  • Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
  • Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
  • Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
  • Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
  • Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
  • Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
  • Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
  • Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, а в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Памятка №1 в приложении «Правила для родителей в период адаптации ребенка» и памятка №2 «Игры по дороге в детский сад» выдаются родителям по окончании встречи.

Психолог: И закончим мы нашу первую встречу упражнением «Ожерелье». 

Цель: развитие чувства сплоченности группы, формирование положительного эмоционального настроя между родителями группы и педагогами.

Все участники стоят в кругу и держатся за руки.

Инструкция: Давайте представим, что мы и есть то прекрасное ожерелье из притчи, а каждый из вас – бусинка.  Мы все собрались. Как хорошо, когда мы вместе!  Ведущий «передает» улыбку и тепло, ласково сжимая руку рядом стоящего, тот передаёт следующему, и так, по кругу.

Психолог: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Рефлексия своего состояния.

Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том:

  • что я сейчас чувствую,
  • что мне понравилось,
  • что было полезно,
  • что он хотел бы еще узнать.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ №1

Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.

Правила для родителей в период адаптации ребенка к изменяющимся условиям:

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.

Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребенком детского сада, чтобы он шел туда с желанием.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до первого дня посещения группы детского сада.

Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №2

Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть

1. «Кто как говорит»

Родитель называет животных. Ребенок отвечает, как то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит

Тигр рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2. Вы спрашиваете: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д

2. «Все круглое (квадратное, треугольное)»

Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.

3.«Красные (зеленые) предметы» — по принципу упражнения № 2.

4.«Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.

5. «Загадки»

По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?» Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»

6. Игра «Кто где живёт?»

Ребёнку задаётся вопрос:

Вариант 1.

Кто живёт в дупле? - Белка.

Кто живёт в гнезде? - Птицы.

Кто живёт в будке? - Собака.

Кто живёт в улье? - Пчёлы

Кто живёт в норе? - Лиса.

Кто живёт в берлоге? - Медведь.

Вариант 2.

Где живёт медведь? - В берлоге.

Где живёт волк? - В логове.

7. Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Родитель спрашивает:

– Ворона каркает, а лягушка?

Ребёнок отвечает: Лягушка квакает!

Примеры вопросов:

- Сова летает, а кролик?

- Корова ест сено, а лиса?

- Крот роет норки, а сорока?

- Петух кукарекает, а курица?

- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?