Методическое пособие «Театрализованная деятельность в средней группе ДОО»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Аннотация

Методическое пособие «Театрализованная деятельность в средней группе ДОО» направлено на оказание практической помощи воспитателям ДОО в художественно-эстетическом развитии детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Методическое пособие содержит теоретическую часть, в которой раскрывается понятие, особенности, виды театрализованной деятельности, специфика ее использования в средней группе ДОО, а также практический материал: программу «Мы – артисты», конспект игры-драматизации по русской народной сказке «Теремок», описание развивающих упражнений, игр, этюдов, которые можно использовать в ходе театрализованной деятельности в средней группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_v_sredney_gruppe_doo.docx74.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

«Театрализованная деятельность в средней группе ДОО»

Аннотация

Методическое пособие «Театрализованная деятельность в средней группе ДОО» направлено на оказание практической помощи воспитателям ДОО в художественно-эстетическом развитии детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Методическое пособие содержит теоретическую часть, в которой раскрывается понятие, особенности, виды театрализованной деятельности, специфика ее использования в средней группе ДОО, а также практический материал: программу «Мы – артисты», конспект игры-драматизации по русской народной сказке «Теремок», описание развивающих упражнений, игр, этюдов, которые можно использовать в ходе театрализованной деятельности в средней группе.

Пояснительная записка

Современная система дошкольного образования характеризуется принципиально новой ситуацией, которая заключается в изменении подходов к образовательному процессу в ДОО. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, образовательные задачи решаются прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний, постепенно становится педагогикой развивающей. Это означает, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают видеть основную задачу своей деятельности в развитии личности каждого ребенка.

Особая роль в решении данной задачи принадлежит театрализованной деятельности, являющейся эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в деятельности, которая имеет коллективный характер.  Театрализованная деятельность способствует расширению представлений детей об окружающем мире, человеческих отношениях, развитию их способностей, интересов, познавательных процессов, коммуникативных, творческих способностей.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Полноценное участие детей в театрализованной деятельности способствует развитию эстетического восприятия художественного слова, речевых способностей, умения анализировать, оценивать литературных героев, их поступки.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, проявить активность, индивидуальность, творчество. Следует особо отметить роль театрализованной деятельности в приобщении ребенка к искусству: литературному, драматическому, музыкальному. Дети воспринимают театрализованную деятельность как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного исполнения.

Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка, на его развитие позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств.

Виды театрализованной деятельности дошкольника

  Театрализованная деятельность дошкольников имеет свои особенности. Своеобразие театрализованной деятельности дошкольников заключается в том, что творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т.д. То есть настоящая театрализованная деятельность представляет собой богатое поле для развития творческих способностей детей.  

         Основой театрализованной деятельности является игра. Принято деление театрализованных игр на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. Режиссерские игры могут быть настольные и стендовые. К настольным режиссерским играм относится настольный театр игрушек и настольный театр картинок.

            Настольный театр игрушек включает в себя самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия детей и воспитателя не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

            Настольный театр картинок включает в себя картинки - персонажи и декорации. Все картинки должны быть двухсторонними, т.к. неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми.  Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.

          Для того, чтобы создать представление о месте действия, необходимо использовать элементы декорации: два-три дерева - это лес, зеленая ткань или бумага на столе - лужайка, голубая лента - ручеек. Все это развивает воображение детей, их фантазию.

Другим видом театрализованной деятельности является игра-драматизация. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Признаками персонажа является атрибут, символизирующий его типичные свойства. Это может быть характерная маска зверя, вырезанная из бумаги, шапочка, фартучек (элементы рабочей одежды), кокошник, венок, пояс (элементы национальной одежды) и т.д., которые ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

         Игры-драматизации могут быть в форме пальчикового театра, когда ребенок надевает атрибуты на пальцы, но сам действует за персонажа, изображение которого у него на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показать один ребенок с помощью своих пальцев.  

          Игры-драматизации с куклами бибабо происходят обычно на ширме, за которой скрывается водящий. В этих играх на пальцы руки надевают куклу, движения которой осуществляются благодаря движениям пальцев. Когда игра знакома или куклы водят сами дети, водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, вовлекать их в игру. Это поднимает активность детей, повышает их интерес к игре.

          Театрализованные игры-импровизации - это разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Данный вид театрализованной игры наиболее сложный, но и наиболее интересный для детей.  Чтобы подготовить детей к такой игре, можно вместе с ними придумать тему, обсудить ее, изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Дальнейший шаг - каждый участник должен изобразить тему по-своему. Затем можно предложить детям более сложное задание- ребенок выбирает самостоятельно тему и сам же ее разыгрывает.

           Широкую популярность завоевали в практике детских садов постановка детских спектаклей, театрализованных представлений, проведение концертов. Участники постановок должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям и свободу в действиях, возможность фантазии при изображении образа. Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. Недаром К.С. Станиславский отмечал, что самые лучшие актеры - это дети. Дети искренне верят в реальность изображаемого, они более непосредственны в выражении своих чувств.

           Можно предложить детям поставить небольшую инсценировку, сказку - они с удовольствием откликнуться. В соответствии со склонностями и интересами детей можно также организовать в детском саду занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности. Это могут быть студии «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т.д.  Занятия в студии может проводить как воспитатель, так и специалист. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изодеятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый продукт - концерт, спектакль или праздник. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

   В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом коллектива, способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех, взрослые и дети выступают в этой деятельности как равноправные партнеры взаимодействия.

   

Организация театрализованной деятельности в средней группе

Основные направления развития театрализованной деятельности в среднем дошкольном возрасте заключаются в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти – семи человек, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояние героя, их смена.

Расширение театрально-игрового опыта детей среднего дошкольного возраста осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Усложняется текст драматизаций, который отличается более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. В ходе занятий дети обучаются элементам художественно-образной выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

Ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Детям становится доступен и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и т.д. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам.

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников. Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее на сцене, отвечать на обращения «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников – артистов. Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом тянет репку, мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил) развивается умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно вести куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие. Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.  Четвертая группа умений позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», т.е. определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих для игры атрибутов. Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель уделяет внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывании содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию можно показать по-разному. Ребенок среднего дошкольного возраста уже может проявлять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражании другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

В средней группе для разыгрывания предлагаются сказки, рассказы, содержащие в себя моральную основу, воспитывающие нравственные качества. Это могут быть русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», инсценировка сказок С. Маршака «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.

Театрализованная деятельность дошкольников включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап.  Чтение сказки, сценария, обсуждение. В процессе обсуждения педагог выясняет понимание детьми не только содержания произведения, но и отдельных средств выразительности.

2. Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. С этой целью необходимо использовать различные упражнения. Например, детям предлагают попроситься в теремок так, как просились Лягушка или Медведь. После этого воспитатель спрашивает, кто больше похож по голосу и манерам на данных персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному из детей разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.

         3.Собственно театрализованная игра. При разыгрывании сюжета необходима такая организация театрализованной игры, при которой каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используются разнообразные приемы. Это может быть выбор детьми роли по желанию, назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей, распределение ролей по карточкам, проигрывание ролей в парах. В средней группе рекомендуется не предлагать детям роли отрицательных персонажей, а исполнять их самому воспитателю с помощью куклы.

4. Заключительный этап -  обмен мнений, обсуждение, воспоминание о проведенной игре. Большое удовольствие детям доставляет просмотр видеозаписи, фотографий.

        Психологическому настрою на предстоящую игру служит оформительская деятельность детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декораций, костюмов. Чтобы в театрализованной игре участвовали все, воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зрительный зал, отвечать за музыкальное сопровождение, кого нужно пригласить.

Практический материал

Программа «Мы артисты»

           Цель программы: формирование театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Приобщать детей к театральной культуре.

2. Углублять театрально-игровой опыт детей за счет освоения разных видов театрализованной игры.

3.Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Содержание программы основывается на следующих принципах:

  • доступность, соответствие содержания возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста;
  • комплексность – взаимосвязь театрализованной деятельности с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности;
  • импровизационность – отсутствие жестких рамок, свободная атмосфера, поощрение детской инициативы;  
  • гуманистическая направленность, оптимистическое начало, воспитание добрых чувств, стремления делать добро.

Продолжительность занятия – 20 минут. Реализация данной программы рассчитана на три месяца.

Учебно-методическое обеспечение

        Методологическую и теоретическую основу программы составили исследования А.В. Акуловой, Л.В. Артемовой, Н.А. Ветлугиной, Т.И. Петровой, посвященные специфике детской театрализованной деятельности; методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста художественному творчеству посредством использования театрализованной игры М.Д. Маханевой.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика художественно-эстетического развития детей четырех-пяти лет;
  • развитие творческих способностей детей (интонационная выразительность, мимическая выразительность, навыки имитации);
  • развитие эмоциональной сферы, мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • воспитание дружеских, партнерских взаимоотношений между детьми; коммуникативных умений.

Формы подведения итогов:

  • театрализованные представления;
  • досуги;
  • участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

Тематическое планирование

Форма

Тема

Цель

Содержание

Экскурсия в кукольный театр

Здравствуй, театр!

Развитие интереса к театру, к представителям театральных профессий

1. Беседа о кукольном театре

2.Посещение кукольного театра, просмотр спектакля.

3.Встреча с актерами

Игра-драматизация с куклами бибабо.

Сказка «Лиса и журавль»

Расширение игрового опыта за счет освоения игры –драматизации с куклами

1.Обучение детей действию с куклами бибабо.

2. Чтение сказки

3. Разыгрывание сказки несколько раз с тем, чтобы каждый ребенок смог в ней участвовать

4. Обсуждение.

Пальчиковый театр

Сказка «Курочка Ряба»

Расширение игрового опыта за счет освоения пальчикового театра

1.Просмотр сказки «Курочка Ряба» средствами пальчикового театра.

2. Обучение детей движениям пальцев.

3. Чтение сказки с одновременным ее разыгрыванием детьми.

4.Обсуждение.

Работа над этюдами

Работа над эмоциональной выразительностью детей

Развитие умений передавать образ персонажа с помощью экспрессии

1. Беседа о том, как наши чувства выражаются с помощью экспрессии

2. Рассматривание картинок, изображающих людей в различных эмоциональных состояниях.

3.Разыгрывание этюдов «Остров плакс», «Изобрази настроение».

4. Обсуждение

Работа над этюдами

Работа над речевой выразительностью детей

Развитие интонационной, лексической и синтаксической выразительности

1. Беседа педагога

2.Произнесение скороговорок, чистоговорок.

3. Речевое упражнение «Произнеси с разной интонацией»

4.Творческое задание «Сочиняем сказку».

Игра-драматизация

«Теремок»: по русской народной сказке

Развивать умение детей выражать состояние персонажа с помощью мимики, интонации, голоса,  развивать интерес к произведению, способствовать развитию инициативы в игре.

1.Показ мультфильма «Теремок»

2.Обсуждение с детьми характеров персонажей

3. Распределение ролей.

4. Разыгрывание сказки.

5. Обсуждение

Игра-драматизация

«Колобок»: по русской народной сказке

Обогащать игровые замыслы детей, развивать умение выражать состояние персонажа с помощью мимики, интонации, голоса.

1.Предварительное чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2.Обсуждение характеров персонажей.

3.Распределение ролей.

4. Разыгрывание сказки.

5. Обсуждение

Игра-драматизация

«Репка»: по русской народной сказке

Развивать интонационную выразительность, исполнительские навыки, умение передавать разное эмоциональное состояние персонажей, особенности их характера.

1.Просмотр мультфильма.

2.Обсуждение характеров персонажей.

3.Пантомимические упражнения

4. Распределение ролей.

5. Разыгрывание сказки.

6. Придумывание продолжения сказки

7.Обсуждение

Игра-драматизация

«Маша и медведь»: по русской народной сказке

Развивать творческую инициативу детей

1.Предварительное чтение сказки.

2.Обсуждение характеров персонажей.

3.Просмотр мультфильма.

4. Распределение ролей.

5. Разыгрывание сказки.

6. Обсуждение

Праздник театра

Подготовка к празднику

Развитие интереса к театрализован-ной деятельности, развитие исполнительских навыков,  создание атмосферы творчества

1.Подготовка сценария праздника.

2. Распределение ролей

3. Подготовка пригласительных билетов

4.Репетиция  

Праздник театра

Проведение праздника

Развитие интереса к театру, создание атмосферы творчества

1.Беседа о театре

2. Показ отрывков из различных сказок, используемых ранее на занятии

3. Подведение итогов занятий по программе

Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»

Цель: развивать умение детей выражать состояние персонажа с помощью мимики, интонации, голоса, развивать интерес к произведению.

Задачи:

  • развивать интерес к сказке;
  • обогащать игровые замыслы детей;
  •  способствовать развитию инициативы в игре.

Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

Создание интереса к игре

Показ мультфильма «Теремок»

Смотрят мультфильм

Обсуждение

Вопросы для обсуждения:

Понравился вам мультфильм?

Кто знал эту сказку раньше?

Назовите героев сказки

Где происходит действие?

Почему все звери просились в теремок?

Как вы думаете, почему теремок развалился?

Дети делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы.

Подготовка к игре

Сейчас мы будем играть, только игра у нас своя. Существует несколько вариантов этой сказки. Это народная сказка, то есть ее придумал народ. Сказку рассказывали друг другу. Мамы своим детям, дети своим, когда сами стали родителями и так бесконечно. Каждый что-то добавлял, изменял, и получилось несколько сказок. У нас будет своя сказка.

Давайте подумаем, какие маски нам нужны, какую декорацию мы используем.

 Дети слушают, предлагают свои варианты, подбирают атрибуты, декорацию для игры.

Распределение ролей.

Кого бы вы хотели сыграть в сказке?

 Мы можем сыграть сказку несколько раз, чтобы все по очереди смогли изобразить разных персонажей. 

Дети выбирают себе роли.

Процесс проведения игры.

Выступает в роли автора. По ходу игры стимулирует действия детей, косвенно побуждает детей к активной игре. Например, говорит:

- А это кто так прыгает по дорожке прямо к теремку?

- Какой тоненький голосок у комарика. Но его плохо  слышно. А ну-ка, комарик, еще раз попищи!

Часть детей выступает в роли комарика, мышки-норушки, лягушки-квакушки, зайчика, лисички, волка, медведя. От них не требуется дословное произнесение текста роли, приветствуется импровизация.

Остальные дети – зрители.

Процесс проведения игры.

Хорошо сыграли! А сейчас поменяемся. Другие дети будут разыгрывать сказку, а вы будете зрителями.

Дети меняются ролями.

Заключительный этап

Обсуждение.

Понравилась ли вам игра? Чем?

Получились ли изображаемые вами роли похожими на настоящих?

Будем еще играть?

Какую сказку вы были хотели изобразить?

Дети отвечают.


Упражнения на выразительность речи

  1. Произнести слова «здравствуй», «до свидания», «спасибо» с разной интонацией: радостно, грустно, обиженно.
  2. Произнести стихотворение разными интонациями: грустно, испуганно, удивленно, сердито, радостно:
  • Иван Топорышкин пошел на охоту,

С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.

Иван, как бревно, провалился в болото,

А пудель в реке утонул, как топор.

  1. Произнести, изменяя логическое ударение, следующие фразы:
  • Посадил дед репку
  • Стоит в поле теремок
  • Увидела Машенька медведя
  1. Произнести скороговорки:
  • Из-под топота копыт

пыль по полю летит.

  • Да-да-да — в огороде лебеда,

       Ду-ду-ду — растут яблоки в саду.

  • На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапой кошка.

  • У Ивашки — рубашка,

у рубашки — кармашки.

  • У ежа ежата, у ужа — ужата.
    Не живут ужи, где живут ежи.

5. Произнести разным по высоте голосом. Вопросы - высоким голосом, ответы - низким:

  • Ну, весна, как дела? (высоко)

- У меня уборка (низко)

- Для чего тебе метла? (высоко)

- Снег смести с пригорка (низко)

Упражнения на выражение эмоциональных состояний

  1. Изобразить настроение девочки, которой дарят новую куклу, нахмуриться как осенняя тучка.
  2. Изобразить эмоцию:
  • Ребенок пришел в детский сад, а там никого нет.
  • Ребенок идет по улице, вдруг на него выскакивает огромная            собака.        
  • Ребенок получает в подарок новую игрушку.
  1. Игра-разминка «Передавалки».

По заданию педагога дети должны передавать друг другу конкретные эмоции: улыбку, «сердилку», «испуг», «страшилку».

  1. Этюды:
  • «Баба-Яга» (этюд на выражение гнева)

Баба Яга поймала Аленушку, велела затопить печку, чтобы потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

  • «Ваське стыдно» (этюд на выражение стыда).

У девочки Маши была кукла. Маша играла с куклой, кормила ее, укладывала спать. Один раз положила куклу в кроватку спать. Забрался кот Васька и столкнул куклу на пол. Увидела это Маша и стала ругать Ваську: «Зачем, ты Васька мою куклу уронил?». А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.

  • «Прогулка» (этюд на воспроизведение различных эмоций (радость, удовольствие, удивление)

Летний день. Дети гуляют. Вдруг пошел дождь. Дети побежали домой. Прибежали вовремя, началась гроза. Неожиданно гроза прошла, выглянуло солнце. Дети пошли на улицу и стали бегать по лужам.

Упражнения на выразительность жестов

  • «Тише»

Мышата переходят дорогу, рядом спит кот. Мышата идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».

  • «Расскажи без слов»

Разыграть роли Деда, Бабы, Внучки, Собачки, Кошки, Мышки из сказки «Репка», используя мимику, жесты, но не используя речь

  • «Кто как ходит»

Изобразить, как по дорожке леса идет медведь, лиса, олень, заяц, величественный лев.

  • Разговор через стекло

        Дети становятся напротив друг друга. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить» и т.п.), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Пальчиковые игры и упражнения

  1. Кисточка

  • Мягкой кисточкой покрашу

    Стульчик, стол и кошку Машу.

14.jpg

        Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

  1. Бабочка

  • Бабочка-коробочка,

        Улетай под облачко.

        Там твои детки

        На березовой ветке.

        Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».

89.jpg

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

90.jpg

  1. Веселые маляры

  • Красят домик маляры

 Для любимой детворы.

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

        Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

95.jpg

96.jpg

  1. Веер

  • Солнце светит очень ярко,

                И ребятам стало жарко.

                Достаем красивый веер —

                Пусть прохладою повеет.

        Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

17.jpg

5.Курочка пьет воду

  • Наша курочка гуляла,

Травку свежую щипала.

И пила водицу

Прямо из корытца.

        Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.

98.jpg

6.Пальчиковая игра «ЩИ ИЗ ТОПОРА»

Игровой материал: кастрюля, игрушечный топорик, овощи или карточки — их заместители.

Методика проведения. Предварительно на занятиях дети знакомятся со сказкой «Каша из топора» и на ее основе составляют сюжет новой сказки «Щи из топора». Педагог раздает детям вырезанные геометрические фигуры. Они подбирают похожий по цвету или форме овощ, называя его. Если детям трудно выполнить это задание, то используются муляжи или настоящие овощи. Рассказывая сказку, дети кладут в кастрюлю необходимые продукты. Параллельно с рассказом предлагается двигательное и звукоподражательное изложение сказки.

Для иллюстрирования предлагаются следующие движения:

  • «разжигание огня» — ритмичные щелчки пальцами обеих рук;
  • «раздувание огня» — набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, сложив губы трубочкой в виде буквы «о»;
  • «кипение воды» — дети держат щечки пальцами и, раздувая их, воспроизводят шум кипящей воды или, раздувая щеки и резко выталкивая воздух изо рта, произносят: «Пых-пых-пых...»;
  • «мытье овощей» — одна рука у ребенка сжата в кулак, ладошкой второй руки он трет его. Затем руки меняются;
  • «резка картошки» — по ладошке одной руки ребенок ритмично ударяет ребром другой руки (движения идут от кисти к кончикам пальцев);
  • «шинкование капусты» — руки у детей сжаты в кулачки, продолжительными движениями с усилием ритмично трут ноги выше колен;
  • «шинкование морковки» — четкие, резкие, скользящие движения ладошки одной руки по ладошке другой.

Все движения сопровождаются определенными ритмически организованными звуками, которые заранее подбираются детьми. В процессе иллюстрирования сказки дети должны как можно полнее использовать весь накопленный багаж двигательных и звукоподражательных средств.


Список литературы

  1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.  Игры, упражнения, сценарии [Текст] /Е.А.  Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с. 
  2. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] /О. Акулова  //
  3. Дошкольное воспитание, 2005. – № 4. – С. 24 – 26. 
  4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольника [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Педагогика, 1991. – 122с.
  5. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] /М.Д. Маханева. –   М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128с.
  6. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова, Е.А. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2009. –128 с.