кружок в средней группе "Познавательный этикет"
методическая разработка (средняя группа)

Александрова Елена Владимировна

этикет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_2017_1.docx56.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Колпинского района Санкт- Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 кружка «Познавательный этикет»

Тепляковой Е.В.

Средней группы «Лягушата»

срок реализации: 1 ГОД

Колпино, 2017 год


СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел ………………………………………………………………...3

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….3

1.2 Планируемые результаты…………………………………………………… 7

2. Содержательный раздел……………………………………………………...8

2.1 Содержание программы ………………………………………………...........8

2.2 Формы  и методы работы с детьми …………………………………...…....11

2.3 Комплексно - тематическое планирование …………………………..........13

3. 3 Организационный раздел …………………………………………….......18

3.1 Информационно-методическое обеспечение ……………………………..18

4.Список литературы ………………………………………………………….19

1.Целевой раздел

1.2 Пояснительная записка

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.

Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

Программа кружка  «Познавательный этикет»  представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 4-5 лет с основными нравственными показателями, установленным,  принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом, принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников).

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра.

Рабочая программа кружка «Познавательный этикет»  составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).
  • Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 40 комбинированного вида Колпинского района Санкт- Петербурга.

         По виду программа парциальная; направленность программы – познавательная; язык образования – русский.

Рабочая программа кружка рассчитана на 1 год обучения. При проведении занятий учитываются возрастные особенности дошкольников, их подготовленность, существующие навыки и умения, индивидуальные особенности каждого ребенка. Занятия  ведутся в увлекательной форме, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из сказок, детских мультфильмов. Широко используются наглядные пособия: иллюстрации, записи с детскими песнями, сказками.

Возраст обучающихся:  4 – 5 лет.

Количество детей в кружке – до 8-10 человек.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю, по 20-25 минут, в зависимости от возраста детей.

Время проведения занятий – 2 половина дня.

Цель: Воспитание хороших манер у детей, как части общей культуры личности. Развитие эстетических чувств и желание все делать красиво

(сервировать стол и вести себя за столом, в гостях, в транспорте, в общественных местах).

Задача взрослого - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с азами этических норм,

-учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета,

-познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола. Воспитательные:

-способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;

-помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;

-способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.

Развивающие:

-развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;

-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

-развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

За основу работы взяты три основных раздела: культура еды, культура быта и культура общения.

1.2 Планируемые результаты

К концу изучения программы «Познавательный этикет» дети освоят:

  • правила этикета и социального быта;
  • вежливые слова;
  • как вести себя в детском саду, в транспорте, на улице и в других общественных местах;
  • как помочь товарищу и как принять помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, музее, библиотеке;
  • гигиенические требования к еде, жилищу, одежде;
  • основные средства связи;
  • сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине;
  • для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену,
  • беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок,
  • употреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.

2 Содержательный раздел

2.1 Содержание программы

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у дошкольников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

  1. Знакомство с детьми.

Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость.

  1. Поведение в общественных местах.

Общение с людьми различных профессий: билетером, экскурсоводом в музее, посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, в детской библиотеке, парикмахерской, детском саду. Умение соблюдать дисциплину; неуместные капризы.

  1. Прием гостей.

Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение, формы извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство.  

  1. Вежливые слова.

Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Мимика и жесты, усиливающие просьбу. Вежливая просьба в различных ситуациях.

  1.  Одежда и прическа как форма выражения отношения.

Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Личная гигиена.

  1. Мы играем.

Понятие об опасных играх. Предупредительное отношение к товарищу, опасность травматизма в игре. Игра как  фактор духовного и физического развития.

  1. Человек заболел.

Формы проявления заботы о человеке. Добрые слова и поступки, беседы у постели больного, соблюдение правил гигиены. Инфекционные заболевания и пути их распространения. Поведение больного, соблюдение режима, терпеливость и выдержка.

  1. Телефонный этикет.

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговора по телефону. Ситуации: ты звонишь другу, подруге, родителям на работу. К телефону просят сестру, брата, маму, папу, ошиблись номером. Телефон на улице, его назначение. Продолжительность разговора.

  1. Ты и незнакомый человек.

Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»

  1.   Взрослые и дети.

Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых.

  1.   Ты и вещи.

Вещи, их цена и ценность. Поведение в магазине при покупке, примерке, умение быть сдержанным. Бережливость, аккуратность. Понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.

  1.   Наши четвероногие друзья.

Ответственность принятия решения завести животное. Уход за животным. Для чего человек приручил животных. Выбор кличек различными животным. Рассказ о своем любимце. Животное не может быть подарено без согласования с будущим владельцем.

  1.   Праздники в нашей жизни.

Какое событие может быть праздником. Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований.

  1.   Письмо.

История письма. Письмо и технические средства связи. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность  ответа. Чужое письмо.

  1.   Этикет от прошлого до наших дней.

Проследить на достигнутом уровне логику развития этикета, замену отживших норм поведения новыми, диктуемыми новыми условиями времени. Обобщить полученные за год учащимися знания по этикету.

  1.   Обобщающее занятие.

Подвести итоги проведения занятий этикета, уровень усвоения учащимися этических норм и применение их в разных ситуациях. Возможно проведение в форме соревнований между командами, отдельных конкурсов, викторин.

2.2 Формы и методы работы с детьми

Основными методами реализации программы кружка являются изучение речевого этикета, приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

В процессе работы основная цель – оказать помощь ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии. Работа включает следующие элементы: моделирование и оценивание ребенком различных ситуаций поведения в ДОУ, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Форма занятий – групповая.

Структура занятий:

  • постоянный ритуал начала занятия;
  • игры – перевоплощения или игры – беседы с обсуждением и анализом ситуаций;
  • этические сказки, пластические этюды, игры с элементами музыкальной, изо деятельности;
  • обсуждение занятий с детьми;
  • ритуал прощания.

При необходимости вводится «минутка шалости». При комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития. Занятия проводятся в кругу, не за столом, соблюдая все принципы создания развивающей среды. На занятиях всегда присутствуют сказочные персонажи. Проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел. На занятиях используется дифференцированный подход: возможность высказаться нерешительным, застенчивым детям; дать возможность выразить свои эмоции детям «холерикам»; подвижных детей всегда держать в «поле зрения», использовать все возможные методы и приемы для реализации речевого мышления детей.

Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы).

Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.

Сюжетно – ролевые игры, рисование, викторины, конкурсы, беседы, экскурсии.

  1. Календарно - тематическое планирование

п/п

     Тема

        Виды деятельности

Цели, задачи

Оснащение образовательного процесса

Октябрь

1

«Что такое этикет»

Беседа

Познакомить детей с понятием этикет, общими правилами этикета и для чего он нужен людям.

2

«Кто я такой»

Беседа

Чтение

стихотворения

А. Барто «Имя и фамилия».

Игра «Кто

позвал»(назови ласково, строгопо-домашнему)

Знать полное имя, отчество,

фамилию, адрес, телефон, страну и сведения о родителях, развивать самосознание детей.

Стихотворение

А. Барто «Имя и фамилия», сведения о детях и их родителях.

3

«Зачем нужен друг?»

Беседа

Разучить песню Шаинского

«Дружба».

Художественное творчество.

Рисование «Мой друг»

Воспитывать и развивать

осознанные взаимно

доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.

Карандаши цветные, альбомы, карандаши простые.

Ноябрь

1

«ДРУЖБА»

(давай никогда не

ссориться)

Д/и «Не забывай

о товарищах»

Игра формирует положительные

взаимоотношения между детьми, побуждает их к добрым поступкам.

Демонстацион

ные картинки «Друзья»

2

«С чего

начинается утро или слово «здравствуй»

Беседа

Чтение книги С.Козлова «Трям!

Здравствуй»

Закреплять в речевом обиходе вежливые формы приветствия.

Словарная работа: здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Книга С.

Козлова «Трям!

Здравствуй».

3

«Вежливая

просьба»

Беседа

Познакомить детей с различными формами выражения просьбы,

адресованной кому-либо

(близкому человеку, незнакомцу, ровеснику) в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Мяч.

4

«Что

значит -

заботится о

малышах»

Беседа

Поведенческий тренинг.

«Кукла Даша

упала и разбила

нос. Ей больно и

обидно. Утешь

её».

Познакомить детей о том, что к младшим нужно относиться с заботой и вниманием: ввести в речевой обиход некоторые слова и выражения.

Кукла.

Декабрь

1

«Помогаем дома»

Беседа о том, как

дети помогают

дома, есть ли у них свои

обязанности. На примере рассказа

В. Осеевой

«Волшебное

слово»

Закрепить правила вежливости.

Рассказ

В. Осеевой

«Волшебное

слово».

2

«Что такое

хорошо и что

такое плохо»

Чтение

произведения В.

Маяковского «Что такое

хорошо и что

такое плохо»

Игра «Плохо-

хорошо»

Чтение отрывок

из сказок.

Оценить

поступки героев

(плохо или

хорошо

поступили)

Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило: «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим».

Произведение В.

Маяковского

«Что такое

хорошо и что

такое плохо», демонстрационные картинки «Хорошо – плохо».

3

«Зачем

уступать друг

другу?»

Беседа

Ситуативная

игра: в группе

появилась новая машина. Все мальчики хотят с ней поиграть, как им поступить?

Объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу.

Машина, кукла.

4

«Что может показать наше лицо»

Беседа

Игра «Найди

жильцов»

(домиков радости, печали,

нежности)

Попросить детей определить

настроение друга.

Картинки с разными эмоциями.

Январь

1

«Комплимент»

Беседа

Игра. «Сделаем

по кругу друг

другу подарок».

Учить детей говорить друг другу комплименты.

Мяч.

2

«У тебя в

гостях подруга».

Беседа

Чтение рассказа

Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса»

Научить ребенка вежливо

беседовать со своим гостем; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствий. Словарь: проходите, пожалуйста;

как приятно, очень рады, всего хорошего. Закрепить правила поведения в гостях.

Рассказ

Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

Февраль

1

«За столом»

Беседа о

правилах

культурного

поведения за

столом.

С. р. игра «День

рождения»

Учить детей правильному

поведению за столом. Дать понятия о хороших манерах.

Куклы, стол, скатерть.

2

«Столовые

приборы»

Беседа: «Для чего нужны столовые приборы: вилка,

ложка, нож?»

Игра-лото

«Пользование

столовыми

приборами»

Научить детей, как правильно пользоваться столовыми приборами, для чего они нужны.

Столовые приборы, стол, скатерть.

3

«Сервируем стол»

Игровая

ситуация «Обед

для Незнайки».

Познакомить детей с правилами сервировки стола. Какие приборы и посуда для этого используются. Уточнить правила поведения за столом.

Игрушка Незнайка, столовые приборы, стол, скатерть.

4

«Как

помочь птицам зимой».

Беседа

Чтение

стихотворения

Е. Благиной

«Мороз».

Поговорить с детьми о том, что такое доброе отношение к птицам, объяснить детям, сто в отношении к животным и птицам проявляется культура человека.

Стихотворение

Е. Благиной

«Мороз», картинки с изображением птиц.

Март

1

«Волшебные слова -наши верные друзья»

Беседа

Закрепить представление о том, что вежливые слова помогают человеку, вызывают добрые чувства к тем, кто говорит их.

Мяч.

2

«Поведение в общественном транспорте»

Беседа

С.р.игра «В

автобусе».

Показать ребёнку, как принято вести себя в общественном транспорте.

Стулья для имитации автобуса.

3

«Вежливый

разговор по

телефону».

Беседа

Чтение

художественной

литературы:

«Телефон» К.

Чуковский.

Сформировать навыки вежливого разговора по телефону. В процессе игры добиваться автоматической реализации в речи ребёнка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.

Произведение «Телефон» К.

Чуковский, 2 телефонных аппарата.

4

«Учимся

мириться».

Тренинг

Научиться сдерживать

негативные побуждения,

избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развивать чувство юмора.

Ленточка, машинка.

Апрель

1

«Тебя пригласили

в гости».

Беседа

Закрепить правила поведения в гостях.

Пригласительная открытка, имитация подарка.

2

«Добро и зло»

Беседа

Посмотреть

мультфильм

«Приключение

Кота Леопольда».

Тренинг эмоций

(показать

шаловливых

мышат, сердитых,

весёлых).

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло».

Подвести к выводу, что добрым быть лучше.

Ноутбук, мультфильм

«Приключение

Кота Леопольда».

3

«Поведение в кафе».

Беседа

С. р. игра «Кафе».

Познакомить детей с правилами речевого общения в кафе, научить: вежливо беседовать с официантом.

Сервированный стол, меню.

4

«Помощь взрослым»

Беседа

Вспомнить правило: «Любое

задание нужно выполнять

старательно, аккуратно».

Хорошо выполненное задание

доставит удовольствие и тебе и взрослому.

Веник, посуда.

Май

1

«Наши

верные друзья».

Беседа

Рисование на

тему: «Мой

верный друг –

собака».

Продолжить разговор о добром и внимательном отношении к животным, учить правильно к ним относится.

Карандаши цветные, альбомы, карандаши простые.

2

«Убирай

за собой мусор».

Беседа

Художественное творчество.

«Чем больше в мире красоты,

Тем счастливее я

и ты».

Закрепить правило поведения в природе.

Карандаши цветные, альбомы, карандаши простые, картинки с изображением природы.

3

«В гостях у феи Вежливости»

Итоговое

развлечение

Применять все правила этикета.

Кукла в наряде феи.

4

Диагностика

Диагностические карты.

3 Организационный раздел

3.1 Информационно-методическое обеспечение

Настольные дидактические игры из серии «Этикет», дидактические игры, детская обучающая DVD – программа «Уроки хорошего поведения», плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера.

4.Список литературы

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
  2. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  3. Сертакова Н.М. «Патриотическое воспитание детей». – М.:2005
  4. Пашкевич Т.Д. «Социально – эмоциональное воспитание детей». - СПб.:2007
  5. Куликова И.П. «Методика обучения дошкольников правилам современного этикета» . – М.:2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...

Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...

Кружок для средней группы

Кружок для средней группы...

Презентация "Театральный кружок" в средней группе.

Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой...

Кружок в средней группе

Тема опытно - экспериментальной работы: «Развитие творческих способностей ребёнка в процессе использования нетрадиционных художественных техник   в образовательном процессе»....

кружок старшая группа "Веселый этикет"

Предлагаю вашему вниманию разработанный мною перспективный план кружка "Веселый этикет"для детей старшего возраста....