Главные вкладки

    «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с природой родного края»
    статья (старшая группа) на тему

    Теселкина Елена Ивановна

       Становление  мировоззрения человека происходит в течение всей его жизни  и начало этого процесса, как известно, приходится на период дошкольного детства. Именно в этот период  происходит становление  фундамента его личности , закладываются ее нравственные основы : экологической и  гражданской культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_sayt.docx27.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства  с природой родного края»

       Теселкина Елена Ивановна - воспитатель МБДОУ«Детский сад №10» г.Дзержинска Нижегородской области

             

       Становление  мировоззрения человека происходит в течение всей его жизни  и начало этого процесса, как известно, приходится на период дошкольного детства. Именно в этот период  происходит

    становление  фундамента его личности , закладываются ее нравственные основы : экологической и  гражданской культуры. На наш взгляд, особенностью  дошкольников является то, что экологическое воспитание тесно связано с патриотическим, понимание Родины у дошкольников  формируется на основе конкретных представлений  о  ближайшем окружении , в том числе о природном. Именно поэтому  нам,  педагогам и родителям  необходимо содействовать  формированию чувства  привязанности к природным и культурным ценностям родного края у дошкольников, что поможет сформировать личностно-положительное , действенное отношение будущего гражданина  к природным ресурсам и достояниям своей Родины.  Чем больше дети будут узнавать природу родного края , тем больше они будут проявлять к ней эмоционально- положительное отношение. Для того чтобы наша работа была более результативна, мы решили организовывать ее с участием родителей.

           Сегодня, когда в обществе идет становление  новой системы дошкольного образования, где подчеркивается   исключительная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения, когда в  Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования идет признание приоритета семейного воспитания,  от нас дошкольных работников   требуется  ориентация на тесное  взаимодействие с  семьей  по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми. В поиске путей решения  задач, определенных Стандартом по взаимодействию с семьями воспитанников ,наше дошкольное учреждение  делает акцент на организации совместной деятельности детей с родителями, в том числе по экологическому воспитанию.   На наш взгляд, одной из ведущих целей взаимодействия детского сада с семьей –это способствовать активизации родителей как активных субъектов,  участников  образовательного процесса. Поэтому при планировании и организации работы с детьми старшей группы по знакомству с природой родного края, мы старались организовывать разные  формы совместной деятельности  детей с родителями.

        Свою работу мы традиционно начали с группового родительского собрания, на котором я познакомила их с перспективами работы, со своими идеями ,предложила вносить свои предложения и  общими обсуждением составить план совместный мероприятий.

      В  течение 2016/17 учебного года были организованны  нетрадиционные и традиционные  формы работы совместной деятельности с семьями воспитанников, многие из этих мероприятий стали составляющей частью проектной деятельности и природоохранных акций, это:

     -экскурсии;

    -прогулки-походы;

    -целевые прогулки;

    -«домашние задания»;

    -мастер-класс;

    -организация групповых конкурсов ,выставок совместного творчества детей с родителями;

    -создание групповых альбомов;

    -создание групповых коллекций;

    -групповых фотовыставок;

    -групповые развлечения и викторины;

         В течение года мы провели   ряд  мероприятий с семьями воспитанников, предполагающих совместную деятельность  родителей с детьми, озвучим  наиболее запомнившиеся из них: экскурсия в городской Дендропарк, где мы познакомились с видовым разнообразием растений и деревьев родного края. Все вместе мы  смогли оценить красоту родной природы, слушали пение птиц, любовались деревьями.. Восторгу детей не было предела! А родители сожалели о том, что редко бывают с детьми на природе.

       В теплое время года (начало осени, весной) многие семьи наших воспитанников выезжают на дачи, деревни, ходят на  семейные загородные пикники, и здесь мы использовали такую форму работу с родителями как «домашнее задание»: мы просили родителей собрать нам природный материал для уголка природы, занятий , т.д. Как продолжение этой формы работы становились фотовыставки «Мир природы родного края», «Деревья наших лесов» и т.д.

       Но особенно важно для нас было создать условия для  развития эмоциональной сферы у  детей, вызвать их эмоциональный отклик , нравственные переживания и желание помочь природе и конечно поддержание детской инициативы. Для этого мы организовывали походы-прогулки, целевые прогулки   на озеро  Утиное, Пионерское, чтобы ребята смогли своими глазами увидеть  охраняемые растения. Затем  совместно с детьми  организовали несколько  групповых выставок, инициаторами которых выступали сами дети ( рисунки были созданы в результате  их самостоятельной деятельности). По результатам групповой выставки совместного творчества детей с родителями «Страницы Красной книги»

    мы создали групповую «Красную книгу» .

         По результатам группового  проекта «Мой край родной» ,совместно с родителями,  был собран материал о родном крае: стихи о Нижегородском крае, городе Дзержинске, загадки о природе родного края, альбомы «Природа родного города», «Земля Нижегородская» и т.д. Дети с радостью узнавали знакомые стихии загадки, гордились участием родителей в их подборке.

    Для изучения природы родного края оформили коллекцию насекомых, где родителями была собрана небольшая информация о насекомых.

    Развитию эмоциональной отзывчивости и разнообразию переживаний детей в процессе общения с природой родного края, способствовали  конкурсы:  «Каждой пичужке наша кормушка» (изготовляли разные кормушки, рисовали газеты, приносили корм для птиц)

       А также родители нашей группы приняли активное участие в создании «Музея природы» в нашем детском саду. Частью которого является  . экспозиция “Природа нашего края”.Родители совместно с детьми собирали  различные коллекции: семена дикорастущих и культурных растений, гербарии травянистых растений и древесных пород, спилы различных деревьев , разнообразные камни, природные ископаемые,  насекомые, коллекция засушенных букетов, злаков и тд.

     Подводя итоги хочется сказать , что совместная деятельность педагога — родителей — детей ведёт к духовной близости родителей и детей не только способствует активизации родителей как активных участников образовательного процесса, но и  формирует  внутренний мир дошкольника, делает его эмоционально- отзывчивым и неравнодушным.

       Наши родители вместе с детьми  являются активными участниками конкурсов и выставок, организуемых внутри детского сада, в рамках природоохранных акциях, а так же в городских, организуемых Эколого-биологическим центром города Дзержинска, таких как « Вторая жизнь упаковки», «Сказочная прививайка» и др. Сплоченный  групповой родительский коллектив с желанием  принимает участие в общедетсадовских   акциях, таких как «Украсим наш дом цветами», организуем к Дню защиты от экологической опасности. А также участие  в городском смотре-конкурсе «Территория детства» в номинации «Лучшая  групповая зона отдыха», где на суд жюри мы совместно с родителями выставили не только оборудованный  инвентарем для детских видов деятельности групповой участок, но и как важную часть его –групповой цветник  и групповой огород.

    Наша  работа продолжается, мы в поиске новых интересных тем и форм работы как с родителями  и с детьми.

    Список литературы:

    1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

     3.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

    4.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Пособие для воспитателей дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.

    5.Жуковская Р.И. Родной край. Пособие для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

         

         

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

    Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

    Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»

    данный проект расчитан на старшую и подготовительную группы. патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края....

    Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края

    В Заречном парке красота!Волны…плещется вода.Своими каплями светя,Ивы плачут у пруда.Там березка, там рябинка,Уже видна зеленая травинка.Вдали белочка мелькнулаИ за елями свернула.Дятел-доктор на сосн...