"Организация дидактических игр в целях формирования навыков безопасного поведения для детей 5-8 лет."
консультация (подготовительная группа) по теме

Ильина Надежда Николаевна

Организация дидактических игр в целях формирования навыков безопасного поведения для детей 5-8 лет.(Из опыта работы.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya2.pptx2.16 МБ
Файл doklad.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Организация дидактических игр в целях формирования навыков безопасного поведения для детей 5-8 лет.

(Из опыта работы)

Воспитатель I кв. категории

Ильина Н.Н.


[Слайд 1.0]

Понятие опасность прочно вошло в жизнь человека. Практически на каждом шагу мы сталкиваемся с разными ее вариациями.

Формирование навыков безопасного поведения у детей – это повседневная трудная и крайне важная работа.

Свою работу по организации дидактических игр в целях формирования навыков безопасного поведения у детей 5-8 лет я начала с изучения дидактического пособия «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет». Данное пособие входит в комплект методической литературы по программе «Радуга». Затем, я составила перспективный план работы с детьми подготовительной группы на целый год. В соответствии с этим я стою свою работу по следующим направлениям:

  1. Безопасность на улицах и дорогах;
  2. Безопасность в быту (рукотворные предметы, микроорганизмы, микробы, правила личной гигиены);
  3. Безопасность в природе (растительный и животный мир, природные явления, стихии);
  4. Безопасность взаимодействия с социумом;
  5. Пожарная безопасность.

Работу в своей группе я начала с обогащения уголка безопасности, в котором сосредоточены атрибуты и игры, настольно-печатные игры, плакаты и альбомы по безопасности, подборка детской художественной литературы для чтения детям, также, имеется демонстрационный материал, подборка машин. Этот материал находится в свободном доступе, согласно принципов безопасности и доступности среды.

[Слайды 1.1, 1.2, 1.3, 1.4]

Любую новую тему я начинаю с беседы, она занимает 2-3 минуты, в (утренние или в вечерние часы. Темы беседы беру из книги Н, Н, Авдеевой «Безопасность». Пользуюсь методической картотекой, которая представлена в пособии «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет». И все полученные знания я закрепляю через дидактические игры. По разным разделам, использую разные дидактические игры. Например, «Безопасность на улицах и дорогах», детям очень нравится игра «Это я, это я, это все мои друзья». Она помогает детям моей группы осознать к чему может привести нарушения правил безопасного поведения на улицах и дорогах, быстро оценивать опасность ситуации и быстро реагировать на неё. Я читаю текст и задаю вопрос, если дети согласны, то хором отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья». Если дети не согласны, то они молчат. Поиграв в эту игру несколько раз, я предложила задавать вопросы ребёнку, спросив, кто хочет? Сначала желающих было мало не все хотел, видимо боялись, что не справятся с заданием. Вначале договорились задавать по одному вопросу, по два и т. д. Хорошо справились с ролью ведущего  Владик Леньшин, Адушкин Архип.    

[СЛАЙД 2]

Игра «Запрещается- разрешается» способствовала осознанному освоению детьми моей группы правил дорожного движения, воспитывает уважение к общему для всех закону дорог и улиц. Я беру два варианта этой игры, где я произношу фразу, а дети добавляют последнее слово.

Например: Идти по тротуару – разрешается (дети)

                  Переходить улицу на красный сигнал светофора – запрещается (дети). Этот вариант игры я провожу со всеми детьми. А для второго варианта я беру медленных детей, с более низким уровнем знаний (Кирилла, Милану, Олю, Максима). Если они затруднялись в ответах на какой-либо вопрос, наглядно рассматриваю ту или иную ситуацию на плакатах, иллюстрациях. На ответ – запрещается – дети поднимали красные кружки, а на ответ- разрешается – зелёные.

[СЛАЙД 3, 4]

С интересом дети играют в игру «Дорожная математика». В этой игре я побуждаю детей к осознанному выполнению правил дорожного движения, формирую умения решать логические задачи, доказывать выбор результата.

Вначале я читаю стихотворение:

«Мне вам напомнить очень надо,

Что будет только там порядок

Где каждый чётко, без сомненья

Выполняет правила дорожного движения.»

          Участники решают логические задачи, выигрывают игроки, правильно ответившие на вопрос, с позиции соблюдения правил дорожного движения.

Например: Шестеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?

Никто из ребят. Играть на проезжей части нельзя

В эту игру я играю с 2-3 детьми. с разными уровнями знаний. Усложняю в зависимости от того, как дети усваивают материал, предлагаю самим придумать ту или иную ситуацию , решить её другим участникам игры.

С интересом откликаются на такие задания Митя Лобаев, Рома Ермолаев, Лида Перевезенцева.

По разным направлениям я использую различные д/и. После беседы по безопасности в быту, предлагаю ребятам игру «Раз, два, три – опасный предмет найди». В этой игре я конкретизирую представления детей об источниках потенциальной опасности дома и в детском саду. Играя в эту игру первый раз, водящий была я, говорю слова:

«Раз, два, три, внимательней смотри!

Раз, два, три,

Опасный предмет –найди

За это время игроки находят предметы, которые могут быть опасны (электрическая розетка, угол стола , дверь, окно, стул).Затем я подхожу к каждому ребёнку и спрашивая , почему он сделал такой выбор, прошу объяснить, что надо предпринять для предотвращения опасности. За лучшие ответы поощряю детей.

Играя в следующий раз, предлагаю роль водящего ребёнку. Дети с желанием выполняют роль за воспитателя. Я решаю усложнить эту игру, предлагаю, не только найти предметы, которые могли быть опасны, но и зарисовать их. А затем объединяем в книгу «Опасные и безопасные предметы».

[Слайд 5]

Большое внимание уделяю направлению «Безопасность в природе». После беседы играю в д/и «Удивительный мир насекомых», в которой конкретизирую представления детей о насекомых, типичных для нашего региона, упражняю в их различение формирую умение понимать необходимость соблюдения правильного поведения в природе.

В разных местах группы располагаю обручи-домики для соответствующих групп насекомых. Детям раздаю карточки с изображением насекомых, по моему сигналу: День, игроки разбегаются, Ночь-собираются у своего обруча. Цвет обруча обговариваю до начала игры: у красного – опасные насекомые, у зелёного-безопасные. Выигрывает группа детей, правильно и первой занявшая свой домик. В дальнейшем я меняла расположение домиков, перенося обручи в другие места. Детям эта игра нравится, так как многие участники игры сталкивались с опасными насекомыми во время летнего отдыха и даже давали советы, как можно защитить себя. Свою историю рассказывал Костя Осипов, как его укусил клещ и, что нужно делать чтобы себя обезопасить. Такие практические примеры из опыта, дети быстрее запоминают и усваивают.

[Слайд 6, 7, 8]

Безопасность взаимодействия с социумом ещё одно важное направление в организации дидактических игр в целях формирования навыков безопасного поведения. В своей группе я предлагаю поиграть в игру «В поиске добрых слов». Развиваю у детей коммуникативные умения и социальные навыки, побуждаю использовать вежливые слова, высказывая просьбы, поручения, упражняю находить способы контакта с малознакомыми детьми. Использование сюрпризного момента, всегда интересно не только в младшей группе, но и в подготовительной. Дети моей группы эмоционально откликнулись на приход игрового персонажа. Я разыгрываю ролевой диалог с персонажем и приглашаю детей к обсуждению проблемной ситуации.

Персонаж: Ну, вот и я, наше вам с кисточкой! Я к вам в гости пришёл, дайте мне скорее конфет, много конфет. Только я шоколадные люблю. Сыпьте мне их сюда. Я пойду дальше к ребятам соседней группы, а там игрушек возьму. Люблю ходить в гости, там всегда подарки дарят. Ну скорее давайте мне конфет!

Воспитатель: «Постой, подожди. Я ничего, ребята, не понимаю, что происходит. А вы не догадались?»

Дети делают вывод, что персонаж невежливый. Он не знает добрых и вежливых слов, правил поведения. Я объясняю это персонажу.

Персонаж: А что это такое- вежливые слова?  

Воспитатель: Есть слова особые, добрые, которые принято говорить друг другу в разных ситуациях, чтобы окружающим было приятно. Утром, просыпаясь, говорят доброе утро, а вечером, встречаясь, говорят добрый вечер, провожая в дорогу, говорят в добрый путь.

Персонаж: Ой, а я такие слова слышал, но не знал, что от них так приятно на сердце становится. А ещё есть такие слова?

Я предлагаю детям помочь найти вежливые слова. Подсказываю ситуации, требующие употребление вежливых слов. Например, какие слова надо сказать, если ваш товарищ чихнул? (Будь здоров!) А перед обедом, что принято желать друг другу? (Приятного аппетита.)

В процессе обсуждения, я цитировала стихотворение Токмаковой «Счастливого пути.» и Кондратьева «Пожалуйста.» По окончанию моей беседы персонаж раскаивается и обещает в дальнейшем употреблять вежливые слова при общении со знакомыми и малознакомыми людьми. Заверяет детей, что требовать подарки и угощение- это неприлично, и так вести себя больше не будет.

[Слайд 9, 10]

Активными участниками этой игры были Ильнар, Алёна, Егор, Света, Денис.

А после беседы по правилам пожарной безопасности, предлагаю поиграть в игру «Собери рюкзак спасателя», где упражняю детей в классификации предметов, вычленяя те, что подходят для профессиональной деятельности спасателей, закрепляю знания о назначении предъявленных предметов. Я делю детей на две команды на расстоянии 5-6 метров, устанавливаю общий стол, на котором лежат разнообразные предметы. По моему сигналу, играющие бегут с рюкзаком к столу, и выбирают предметы, необходимые для спасателя. Такая игра-соревнование нравятся детям, провожу её со всей группой 2-3 раза, обязательно даю оценку и хвалю детей. Выигрывает команда, первая и без ошибок, собравшая рюкзак.

[Слайд 11, 12, 13]

Эту игру лучше проводить в спортивном зале. В следующий раз соревнуемся между мальчиками и девочками. На будущее можно провести такие соревнования с другими группами.

Плюсом в нашей группе есть интерактивный стол. Дети с удовольствием играют и закрепляют свои знания по безопасному поведению через дидактические игры.

[Слайд 14, 15, 16]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"

Использование дидактических игр  на практике -  как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью в формировании навыков безопасного поведения дошкольников....

"Методические рекомендации в помощь воспитателям для формирования навыков безопасного поведения у детей безопасного поведения вблизи дороги".

Данная стать познакомит с причинами дорожно-транспортных проишествий и как сформировать у детей дошкольного возраста навык безопасного поведения....

Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников

. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых на...

Конспект НОД в средней группе по ПДД. Тема: «Мой друг светофор». Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

В ходе занятия дети вместе с гостями Светофором и Зеброй вспоминают, закрепляют правила дорожного движения. В конце занятия изготавливают аппликацию светофор....

«Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ в условиях детского дома»

Данная статья содержит материал обобщенного опыта работы по использованию дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ....

Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста

Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста . •Актуальность: Тв...