"Зачем ребенку нужна игра"
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Илларионова Любовь Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebenku_nuzhna_igra.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребенку нужна игра?

    Игра – это единственный вид деятельности ребенка, существующий у всех народов. Ребенка не надо учить игре: он играет спонтанно, но с удовольствием. Для нормального развития здорового ребенка необходимо много двигаться, заниматься, играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, сосредоточенность, фантазии, логическое мышление. Поэтому родителям важно помнить, что для детей игра – не только забава, а важное и серьезное дело.

   Постоянно требуя от ребенка тишины и идеального порядка в квартире, мы обрекаем его на безделье, скуку, капризы, а главное затормаживаем его общее развитие. Ребенок, не знающий, чем себя занять становится либо большим шалуном, либо вялым, малоподвижным, неловким в движениях. В итоге будет трудно привить устойчивые интересы, что позднее отразится на его обучении в школе. Помните: нужно уважать занятия вашего ребенка, даже если он еще совсем малыш. Отвлечь его очень легко, поэтому если он чем-то занят, не стоит прерывать это занятие, ради того, чтобы накормить ребенка, минута в минуту или отправить на прогулку.  

    Постарайтесь проявить терпение и предоставьте ему немного времени, чтобы закончить свою игру. Вмешиваться в занятия малыша нужно лишь в некоторых случаях, например, если ребенок испытывает какие-либо затруднения, скажем, не знает, как обращаться с новой игрушкой.

Влияние игры на психическое развитие и личностное развитие.

    Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения и всех познавательных процессов. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками он должен запомнить, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и т.д.), что обозначает он должен быстро сообщить, как поступит в неожиданно возникшей ситуации, он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребенок может следовать сознательной цели. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Он должен быть готовым к любой неожиданности, которую тут же надо правильно решить, он должен уметь действовать с заместителями отсутствующего предмета в соответствии с игровым названием. Предмет заместитель становится порой для мышления.

    Игра также влияет на развитие личности ребенка. Именно здесь ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его, подчинятся правилам, содержащимся  во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игрушка как средство психического развития.

    Игрушка предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющейся средством психического развития ребенка. Также игрушка это средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка.

     Готовая игрушка знакомит ребенка со сложными предметами, развивает воображение. Паровоз или трактор обязательно должен перевозить какие-либо грузы, куклы должны спать, ходить в гости, одеваться и раздеваться. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор.

    В игре с полуготовыми игрушками перед ребенком ставиться какая-нибудь задача, разрешение которой требует не просто фантазии, а дисциплины мышления, логики, понятие в соотношении частей. Недостаток таких игрушек в том, что эти задачи более однообразны и быстрее надоедают ребенку.  

    Игрушки материалы самые дешевые, но самые сложные в игре. Если ребенок может занять себя такими игрушками, значит, у него есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности.

    Какому же типу игрушек отдать предпочтение? Наилучший вариант – комбинирующая всех типов, но не в избыточном количестве иначе ребенку сложно будет сосредоточиться. Главное в детской игре добиться того, чтобы ребенок, был увлечен по настоящему. Только в этом случае, игра пойдет на ему на пользу.

    Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности  занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения компьютером и просмотром телевизионных передач. И, к сожалению, дети часто ломают игрушки, из-за чего у родителей появляется негативное отношение к приобретению новых, «Пять минут поиграет, сломает и бросит». Почему же дети ломают игрушки и как к этому относятся взрослые? Надо ли наказывать ребенка за сломанную игрушку и отказывать за это в приобретении новой? Наблюдения показывают, что ребенок ломает игрушки потому, что устает от однообразия и пресыщения. Чаще всего это происходит с заводными механическими игрушками, поскольку с ними трудно создать сюжетную игру, они могут выполнить лишь одну функцию или однообразное действие. Первое время ребенок, конечно, смотрит на такую игрушку с восторгом, но долго быть пассивным наблюдателем надоедает, он начинает скучать и в скором времени либо забрасывает её, либо пытается приспособить под игру с другими придуманным сюжетом, а для этого частенько приходится что-то «реконструировать». То есть ребенок ломает игрушки из лучших побуждений или из чистого любопытства, чтобы посмотреть, а что там в нутрии? За это ругать его не нужно вы можете погубить в ребенке желание к исследованию.

    Возможные причины того или иного поведения ребенка необходимо внимательно анализировать. Прежде чем наказывать за сломанную игрушку, постарайтесь выяснить, при каких обстоятельствах это случилось.

    Бывает, что дети, ломая только, что подаренную игрушку, выражают протест против человека, подарившего её, потому не стоит недооценивать детскую проницательность и остроту чувств.

Почему ребенок в игре принимает одни и те же роли?

    Причина заключается в том, что ребенок или недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому, что так с ним играли взрослые) или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). Так же на ребенка может произвести впечатления восприятия чего-то необычного и хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре с взрослыми, то развертывать более разнообразную игровую деятельность, переключаться и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиниться взрослому.

Время для игры.

    Вы, наверное, замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры прервать её, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание.

    Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребенком время. Составить с ребенком режим дня, и для  ребенка и для взрослого, и показывать этим пример своему чаду.

    В заключении хочу сказать, что дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка, а игра это ведущая деятельность она оказывает значительное влияние на развитие ребенка, но, прежде всего в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зачем ребенку нужна игра"

Родительское собрание....

Зачем ребенку нужна игра?

«Игра – не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д.В.Менжерицкая К сожалению, современные дети, те, для кого игра - жизненная необходимость и услови...

Зачем ребенку нужна игра?

консультация для родителей...

Консультация для родителей На тему: «Зачем ребенку нужна игра?»

Консультация для родителей  срдней группыНа тему: «Зачем ребенку нужна игра?»...

Консультация для родителей. Зачем ребенку нужна игра?

laquo;Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (А.Н. Леонтьев)...

Консультация для родителей: "Зачем ребенку нужна игра?"

Как важно взрослым понять, что значит игра в жизни ребенка. С помощью игры можно повлиять на внутренний мир малыша: научив его многим важным для взрослой жизни вещам, освободить от существующих компле...

Зачем ребенку нужна игра?

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра,  в процессе которой развивается ребенок: его внимание, память, воображение, ловкость и т.д. Кроме того игра...