Главные вкладки

    Что такое любовь к детям? Научное обоснование этико-педагогического понятия «любовь к детям»
    статья на тему

    Мишарина Оксана Михайловна

    Статья представляет собой научное обоснование этического профессионального педагогического понятия «любовь к детям» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chto_takoe_lyubov_k_detyam.docx27.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Что такое любовь к детям?

    Научное обоснование этико-педагогического понятия «любовь к детям»

    «Любовь к детям» – это нравственно-эмоциональное чувство, показывающее степень развития нравственного сознания учителя. Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений к ним. Эти отношения характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. К ним относятся и взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность. 

    (Шевченко Л. Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза Монография Москва 2010 ббк 74)

    1. Любовь к детям

    1)положительное эмоциональное отношение к ним; специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений;

    2) одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего педагогическую деятельность.

    (Педагогический словарь. — М.: Академия. Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.)

    1.  «Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

     (Василий Александрович Сухомлинский)

    1. Любовь к детям - это реальная и всесторонняя забота о них, причем такая, чтобы сами дети, объединившись в развивающийся воспитательный коллектив на основе серьезного труда-заботы, с помощью воспитателей или даже без них создали достаточный для себя и для общества образ жизни

     (Антон Семенович Макаренко)

    Проанализировав взгляды выдающихся педагогов на тему любви к детям, я пришла к выводу, что светочами педагогической культуры  они стали именно потому, что любили детей. Ян Амос Коменский, Песталоцци, Ушинский,  Лев Толстой,  Макаренко, Януш Корчак, Сухомлинский считают, что любовь, гуманность - это фундамент воспитания, на котором складываются надежные взаимоотношения с детьми.  Любить - это, прежде всего, давать, а любящий детей педагог может дать много: свои знания, свою радость и печаль, свои интересы и свою любовь. Он делится с детьми тем, что ему дорого, что его тревожит, что обязательно пригодится детям в жизни. Любить  - это умение не оценивать ребенка, а быть рядом, умение ставить себя на место маленького человека.

    Именно воспитание в любви способствует развитию ребенка, становлению его как личности. Дети должны жить в любви, воспитывать надо любя.

    Читая труды этих великих людей, невозможно оставаться равнодушной. Особенно вдохновляет опыт Сухомлинского. Даже в самой «изуродованной, покрытой язвами и струпьями», циничной душе ребенка, Василий Александрович видит Человека. Не такого, какой он есть сейчас, а такого, каким он должен быть. «И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем — частица моей души» - пишет В.А.Сухомлинский в книге «Как любить детей».

    В учебном пособии Маленковой Л.И. «Теория и методика воспитания» я открыла для себя истину: чтобы полюбить детей надо стать оптимистом полюбить жизнь. Любить жизнь во всех ее проявлениях, уметь наслаждаться ею в каждое мгновение жизни, находить везде прелесть бытия. Уметь удивляться совершенству мира. И постепенно, исподволь передавать все эти чувства и ощущения ребенку (подростку), всем детям.

    В основе понятия «любовь к детям» во всех исследуемых мною трактовках лежит гуманное отношение к воспитаннику в процессе воспитания и обучения. И все же некоторые различия имеются.

    А.С. Макаренко к своим воспитанникам подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. Любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”. Антон Семенович считал наказание допустимым, за исключением физического воздействия.

    Сухомлинский  уважал детское незнание. Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится». Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Свое сердце, Василий Александрович действительно отдал детям, причем отдал полностью. 

    Несмотря на различия в педагогических системах Макаренко и Сухомлинского, в результате мы видим исцеленные души трудных детей и подростков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция образовательных областей: научное обоснование вопроса.

    Введение новшевств - процесс, который повсеместно вызывает обсуждения, споры, постоянно требующий аргументированности его неоходимости.Вместе с коллегами мы изучили вопрос Интеграции образовательных о...

    Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Колосок»

    Положениео нормах профессиональной этики педагогических работниковмуниципального казенного дошкольного  образовательного учрежденияДетский сад  «Колосок»...

    Кодекс профессиональной этики педагогических работников

    Кодекс профессиональной этики педагогических работников...

    Кодекс профессиональной этики педагогических работников

    Кодекс профессиональной этики педагогических работников МКДОУ детский сад №11...

    Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

    С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...