Создание игровой мотивации в различных видах НОД детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Рассказывается о способах мотивации детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание игровой мотивации в различных видах НОД детей раннего возраста»

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

 При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

 1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

 2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

 3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и

     показ заинтересуют детей.

 4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный

    (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.)

 5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

 6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

 При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать на аппликации, конструировании, рисовании.

 - Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, нарисовать красками)

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

 Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

 Каждому ребёнку даётся посильное задание.

 В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. Использовать можно на ИЗО, в трудовой деятельности.

 - Ребята, я хочу полить цветы. Но я одна, а цветов много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Третий тип мотивации - «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

 1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите

     детей научить вас этому.

 2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

 3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

 4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно

     следует похвалить его.

Например: - Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

 Четвертый тип мотивации - «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими (конструирование, логика, ручной труд, художественное творчество)

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и

    спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

 3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук –

     важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например:

 - Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

 - нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка

   будет свой путь решения проблемы)

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

 - действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их

   достижения.

 Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

 Игрушки или игровые персонажи:

- должны соответствовать возрасту детей;

- должны быть эстетичными,

            - должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

- должны иметь обучающую ценность,

- должны быть реалистичными;

            - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

- игровых персонажей не должно быть много.

 Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

  С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Алгоритм подготовки НОД.

Четко определить и сформулировать тему НОД

Определить место темы в учебном плане соответственно с ФГОС.

            Определение целей и задач

            Определить целевую установку занятия — для себя и для детей. Обозначить триединую задачу НОД: обучающую, развивающую и воспитывающую. 

Планирование учебного материала

 1. Подобрать литературу по теме. Продумать материал, который служит решению познавательных задач простым способом.

2. Подобрать задания на узнавание материала и творческий подход.

3. Упорядочить игровые задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Продумывание «изюминки» занятия

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для младшего - среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.

В ходе НОД применяются методы:

  1. Объяснительно иллюстративные, которым относятся рассказы, показ картинок,

     способов выполнения тех или иных заданий.

 2. Репродуктивные

 3.  Поисковые, требующие умственной работы

3. Исследовательские, опыты

 4. Готовность педагога к занятию.

 5. Целевая установка НОД.

 6. Соблюдение требований СанПин.

 7. Индивидуальный подход.

8. Наличие обратной связи.

9. Рациональность использования времени.

 10. Организация рабочего места.

 11. Практические навыки и умения.

 12. Самостоятельная работа.

 13 Развитие речи, качество ответов детей.

 Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает нам, педагогам работать, а нашим малышам — получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

Используемая литература: Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей

Игровая мотивация нужна, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание заниматься...

ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены материалы для проведения Круглого стола по теме...

Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности детей дошкольного возраста

        Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно ак...

Доклад из опыта работы по теме: «Интеграция физкультурно-оздоровительной работы в различных видах деятельности детей старшего возраста»

Физкультурно-оздоровительной работе  я стараюсь уделять  большое внимание также потому, что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к катег...

Создание игровой мотивации в различных видах образовательной деятельности.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребёнка к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели....

Игра как форма детской активности в различных видах деятельности детей раннего возраста.

види игр для детей раннего возраста, о значении игр для детей данного возраста...