Игра как форма детской активности в различных видах деятельности детей раннего возраста.
статья

Крюкова Любовь Геннадьевна

види игр для детей раннего возраста, о значении игр для детей данного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как форма детской активности в различных видах деятельности детей раннего возраста.

Крюкова Любовь Геннадьевна, воспитатель,

МДОУ «Детский сад

 общеразвивающего вида №29

с. Красный Октябрь»

Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития. В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно – игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.

Виды детской активности:

- поисковая;

- познавательная;

- творческая;

- двигательная;

- социальная.

Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.

Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.

Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения, особенность игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности.

Опыт, приобретенный в работе с детьми раннего возраста, знание программных требований и методических приемов позволяют мне каждый режимный момент, и при подготовке к занятиям, и непосредственно на занятиях или в качестве закрепления полученных знаний использовать игры малой подвижности и словесные игры: «Пальчики», «Башмачки», «Маленькие ножки» и другие.

В период адаптации ребенка в ДОУ, жизнь его меняется, что не всегда приносит ему радость, а наоборот ставит перед ним задачи. Чтобы облегчить детям привыкание к новой жизни среди незнакомых людей, я использовала в своей повседневной работе игры. Игры помогали мне отвлекать детей от всего, что огорчало их пребывание в ДОУ.

Вначале я определила направления в играх. Опыт работы с маленькими детьми, наблюдения, индивидуальная работа с малышами, убедили меня в том, что в раннем возрасте ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы, а любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи.

Например, комплекс утренней гимнастики игрового характера имеет свой сюжет, героем которого является интересный и знакомый персонаж. Подбираю яркие игрушки, которые привлекут внимание детей: петушок, мишка, кукла в нарядном платьице, собачка и другие.

Значительное место в процессе обучения и воспитания в моей группе заняли игры и упражнения на развитие ручной моторики, которые я использую в обучении детей раннего возраста.

В своей работе по ознакомлению детей со свойствами окружающего мира использую игры на развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, соотношение частей и т.п.); развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения; развитие познавательной активности (любознательность); воспитание волевых качеств характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, стремиться к получению положительного результата и т.п.).

В раннем возрасте у детей наблюдается отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, поэтому я использую пальчиковую гимнастику, которая не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье малыша.

В пальчиковой игре не только происходит тренировка кистей рук, но также происходит социализация ребенка: он общается с детьми, и с взрослыми.

Когда идет подготовка к занятиям, то продумываешь, как ты будешь привлекать внимание детей. В этом мне помогли игры – молчанки. Игру и обучение я сочетаю так, чтобы одно не мешало, а помогало другому. Потешки  читаю живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это потешки «Сорока-сорока», «Ладушки-ладушки». Разрабатывая занятие, я стараюсь, чтобы все дети участвовали в нем. Каждое занятие делаю игровым.

 Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка второго года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, прошу ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спрашиваю: “Что ты принес? Куда поставил?”. Иногда разыгрываю ситуацию непонимания с целью побуждения к повторению просьбы: “Скажи. Дай Лялю, дай куклу”.

Опыт подсказывает, что в проигрывании жизненных ситуаций через игру ребенок усваивает именно те жизненные ценности, на которые обращает внимание взрослый.

Развитие речи, мышления, воображения стимулируют собственную активность ребенка. Выдумки, которые он использует в театрализованной совместной деятельности, будут способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни: эмоциональной, волевой, познавательной. Чтобы вызвать интерес к театрализованной деятельности я разработала перспективный план: «Театр для малышей».

Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэтому в процессе воспитания использую игрушки и игровые приемы, пробуждающие активность детского мышления.

Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Окружающий детей мир ещё сложен для них. Поэтому малышам я предлагаю доступный им мир игрушек.  

Прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр. Дети с большим интересом играют со мной в такие подвижные игры, как «Поезд», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч» и др.

В начале года беру на себя ведущую роль, а потом передаю ее детям. Малоподвижным предлагаю роли только те, с которыми они справятся. Дети получают удовольствие от игровой деятельности и произвольных действий, которые способствуют достижению определенного результата.

С помощью подвижных игр стараюсь развивать и совершенствовать движения детей, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д.  

Практика показывает, что, если проводить эти игры регулярно, то дети сами овладевают движениями, которые считались для них сложными.  

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Такие игры, как «Мыши», «Идет коза» происходит развитие общей моторики, расширение словарного запаса слов, знакомят с повадками животных.

Самостоятельной деятельностью дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий.

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

В свободную детскую деятельность стараюсь внести разнообразие за счёт игр– забав «Поймай солнечного зайчика", "Жмурки с колокольчиком", "Бусинки рассыпались" (сбор в хоровод) и др.  

Неоценимую роль в работе для всестороннего и творческого развития детей раннего возраста имеют популярные игры Воскобовича.

Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь я знакомлю детей с формой, цветом, величиной.

Одним игровым пространством в освоении математических понятий является «Кораблик «Плюх-плюх». Эта игра представляет собой деревянный кораблик с пятью мачтами, разноцветными флажками и шнуровкой. Этот кораблик очень понравился нашим детям. Игра развивает мелкую моторику, дети снимают флажки, нанизывают их на мачты, закрепляют шнуровкой. Можно флажки надевать на пальчики, нанизывать на верёвочку, усложняя задание подобрать к верёвочке флажки нужного цвета.

В познавательной области эта игра помогает определять понятия - один, много, дети хорошо запоминают цвета, так как на каждую мачту нанизываются флажки определённого цвета.

Художественно-эстетическое развитие тоже осуществляется посредством этой игры. Кораблик очень красочно оформлен, можно по своему вкусу переставлять флажки, составлять разноцветные узоры на мачтах.

Творчески организованная предметно – развивающая среда обеспечила развитие познавательной и двигательной деятельности детей, речевых навыков каждого ребенка. Внимание приобретает более устойчивый характер, начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания, активизируется зрительное, осязательное восприятие. Поэтому в нашей группе представлены разнообразные игровые центры: строительный, речевой, музыкальный, театрализованный, сюжетно-ролевой и другие. Кроме того, внести разнообразие в игровую деятельность помогает мне регулярное внесение в группу «новых», или немного забытых «старых» игрушек.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Играйте вместе с вашими малышами, и вы добьётесь несомненно положительных результатов, всесторонне развитой личности.

Список литературы:

1. Вкладыши к играм.

2. Ефимова С.С., Козьмина Н.П. Педагогические принципы организации творческой игры в детском саду//Дошкольная педагогика.

3.   Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2009

4. Развивающие игры Воскобовича. 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В.Воскобовича, Л. С. Вакуленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности детей дошкольного возраста

        Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно ак...

Доклад из опыта работы по теме: «Интеграция физкультурно-оздоровительной работы в различных видах деятельности детей старшего возраста»

Физкультурно-оздоровительной работе  я стараюсь уделять  большое внимание также потому, что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к катег...

Использование метода проекта в организации различных видах деятельности детей дошкольного возраста

Статья посвящена решению воспитательно -образовательных задач, формированию достаточного уровня знаний и умений детей. В ней рассматриваются процессы социально-личностного развития дошкольников, метод...

Презентация "Виды деятельности детей раннего возраста"

Презентация на тему ; "Виды деятельности детей раннего возраста"...

Из опыта – работы: «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста»

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...