Из опыта – работы: «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста»
презентация

Земниэкс Ирина Болеславовна
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»                                                       
                                                                                    Лев Семёнович Выгодский

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30» Еманжелинского муниципального района Из опыта – работы: «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста» Подготовила: Земниэкс И.Б. воспитатель 1квалификационной категории

Слайд 2

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Лев Семёнович Выгодский Актуальность темы: Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Слайд 3

Цель исследовательской деятельности: развивать интерес ребёнка к окружающему миру, активности, инициативности и самостоятельности, в его познании в ходе практической деятельности, предполагает решение следующих задач: формирование у детей диалектического мышления; т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств; расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.

Слайд 4

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

Слайд 5

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это: - игра; - познавательно-исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность; - коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Слайд 6

Для развития детской инициативности нужно: 1.Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу. 2. Поддерживать инициативу.

Слайд 7

Способы поддержки детской инициативы: - предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; - отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; - не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.; - формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; - приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; - поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия ; - содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; - поощрять различные творческие начинания ребенка.

Слайд 8

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения : - формирование установок «Я могу», «Я сумею»; - создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»; - предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!» Основные развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности: - Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности ); - Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира); - Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.

Слайд 9

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила: - Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций; - Не сдерживать инициативу детей; - Не делать за них то, что они могут сделать; Не спешить с вынесением оценочных суждений; - Помогать детям, управлять процессом усвоения знаний; - Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; - Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; - Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

Слайд 10

Любознательность ребенка проявляется в том, что малыш: - активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим; - быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его; - с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами; - подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;- радуется своим открытиям, стремится, поделится ими со взрослыми.

Слайд 11

Основными материалами для экспериментирования с детьми раннего возраста являются – вода, песок, крупы, то есть те материалы, которые безопасны для детей. Игры с водой. Игры с водой - они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Слайд 12

Игры с водой

Слайд 13

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Для этих игр потребуются специальные материалы: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

Слайд 14

В качестве познавательного материала для экспериментирования детей раннего возраста подойдут « Бизиборды » с различными затворами, застежками – молниями, шнуровочками , предполагающие разные способы открывания. Игры с « Бизибордами »

Слайд 15

Игры с крупами. Играть можно любыми крупами, но все-таки, лучше начинать с манки. Она чистая, очень мелкая, и не страшно, если малыш её попробует. Подавиться сложно, в уши и нос засунуть как скажем ядрицу гречихи не получится. Чуть позже можно попробовать игры с кукурузной крупой, а затем и с гречкой, горохом, фасолью и рисом. Игры с крупами (манкой)

Слайд 16

Дидактическая игра «Собери бусы» (макароны)

Слайд 17

Игры в « Секретики »

Слайд 18

Игры с песком. Песочница – излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок был чистым. Как дети играют в песочнице, известно: копаются руками, лопаткой, палочкой; вставляют в песок палочки, веточки, листики, камешки. Ребенка раннего возраста лепить куличики может научить только взрослый. Ребенок видит образец и пытается повторить. Также, игры с песком необходимо организовывать и в группе, в центре «Песок и вода» помогает воспитателю в решении об одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Малыши очень любят такие игры. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Работа с детьми в Центре «Песок и вода», требует определенных условий; центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками.

Слайд 19

Игры в центре « Песка и воды»

Слайд 20

Игры с песком

Слайд 21

Вывод: систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детскую исследовательскую деятельность позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы, дать начальное представление о физических свойствах предметов.

Слайд 22

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...

Выступление на родительском собрании по теме: «Способы и направления поддержки детской инициативы познавательно- исследовательской деятельности»

Поддержка детской инициативы реализуется в образовательной деятельности через проектную и познавательно-исследовательскую, художественно-творческую деятельность....

Методы и приёмы для развития детской инициативы на музыкальных занятиях раннего и младшего дошкольного возраста.

В данной статье я поднимаю вопрос о развитиии детской инициативы в рамках музыкального занятия....

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...