Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа)

Баурова Светлана Евгеньевна

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начинала работать в этой группе, мне казалось, что я не смогу справиться с таким количеством малышей, а тем более организовать с ними образовательный процесс. Но, если выстроить правильную линию поведения и систематичность обучающих и развивающих занятий, то это все решаемо. Хотелось бы поделиться с вами собственным, правда очень небольшим (мой педагогический стаж работы 1год и 3 месяца, а в группе раннего возраста и того меньше) опытом. Может кому-то из вас он будет полезен в работе, чему я буду очень рада. Для начала, нужно помочь ребенку как можно быстрее пройти период адаптации в детском саду. Я для себя определила несколько ключевых моментов в этом вопросе, но останавливаться на них сегодня не буду. Если кому-то интересно, могу после нашего мероприятия рассказать поподробнее про те уловки, какими пользуюсь при работе со своими малышами. Не забывайте, особенную сложность в нашей работе представляет то, что внимание детей этого возраста сосредотачивается всего лишь на несколько минут, а затем нужно менять род занятий. Мой совет для вас – приучайте детей к чтению. Я сейчас не говорю о пользе чтения детям книг, о том, что именно чтение постепенно подготовит ребенка к смене ведущей деятельности: к переходу от игры к обучению, что именно в процессе слушания интересной книги выработается усидчивость, внимание, терпение, умение слушать и слышать, разовьётся речь, познавательные способности. Это всем известные истины. Я говорю о том, что книга может стать большим подспорьем в нашей работе с малышами, палочкой-выручалочкой. Но это первое настоящее знакомство с Книгой у малышей должно быть интересным, увлекательным, ярким, эмоциональным, проходить в форме игры, забавы, праздника! Хочу показать, как проходит приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой в моей группе. Трудно представить детство без сказок и детских книг! Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Язык сказок ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Тексты сказок просты, что позволяет малышам заменять названия животных на звукоподражания, в дальнейшем стимулирует появление в речи ребенка упрощенных слов и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Сказка замечательна и тем, что в ней излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Возможности сказок велики, они позволяют проводить занятия с детьми раннего возраста, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. Ознакомление малышей со сказками влияет не только на развитие речи, но и на развитие воображения, памяти, творческих способностей. Чтобы сказка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать её содержание, а знакомство с каждой новой сказкой должно доставить малышу радость. Всю работу по ознакомлению детей со сказкой я условно разделила на несколько этапов. На предварительном этапе происходит знакомство малышей с персонажами сказки. Мы рассматриваем картинки, игрушки, красочные книги, все трогаем и изучаем. Цель данного этапа- воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажу. Здесь хочу сразу сказать пару слов о значении книжной иллюстрации. В силу возрастных особенностей книга для ребенка начинается с иллюстрации. Книжная иллюстрация способствует пониманию ребенком содержания литературного текста, помогает почувствовать его, познакомиться и «подружиться» с персонажами. Поскольку жизненный опыт ребенка невелик, ему сложно воссоздать в своем воображении то, о чем повествует автор, ему необходимо увидеть, поверить. При рассматривании картинки я прошу детей выполнить ряд игровых действий: погладить изображенный предмет, "положить" в рот ягодку, промяукать как кошка и т.д. Одна из тем консультаций с родителями была как раз «Влияние иллюстрации на развитие интереса к книге у детей». На следующем этапе происходит сам процесс рассказывания сказки малышам (именно рассказывания, а не чтения). Здесь нам в помощь все виды кукольного театра. После показа беседуем с детьми по содержанию сказки, можно добавлять несложные дидактические игры (Например, выстраивать героев по порядку появления в сказке), для развития общей моторики проводить игры –имитации (Малыши в масках изображают медведя, зайца…) Усложняем задачу на следующем этапе. Происходит совместное рассказывание сказки с опорой на предметные картинки. Рассказывая сказку по тексту, я приостанавливаюсь при появлении каждого героя и жду действий от детей. Можно предложить ребенку рассказать самому, используя прием договаривания фраз. Отдельно остановлюсь на этапе внесения сказок во все виды детской деятельности. Это использование сказок на других занятиях (лепка, рисование), в самостоятельной деятельности (творческая игра). Здесь можно использовать всё, на что только хватит фантазии. На заключительном этапе идет подготовка детей к обучению рассказывания сказки. На этом этапе можно попробовать провести с детьми простую инсценировку сказки, ввести элементы драматизации. Это доставляет малышам много радости. И хотя зачастую, охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок забывает её, вас не должно это смущать. Только терпение, такт и постоянное одобрение действий малыша помогут вызвать у ребенка активное желание говорить, творить, действовать! При повторении сказки не всегда обязательно рассказывать её целиком. В ряде случаев достаточно вспомнить отдельные отрывки, в частности те, которые легче забываются или наиболее интересны в плане обогащения речи. Дети вспоминают слова, которые произносит в сказке тот или иной персонаж; взрослый поощряет попытки драматизации, инсценировки. Дети данного возраста усваивают знания при условии многократного повторения. И, конечно, приобщение детей к чтению, к восприятию русских сказок невозможно без создания развивающей предметно-пространственной среды группы: сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, книги, разные виды театров. Наш книжный уголок создан во многом благодаря совместной с родителями акции "Любимая книжка". Ведь при подборе книг для наших малышей важно было учитывать возрастные особенности детей данной группы. Родители с удовольствием приносили в детский сад любимые детские сказки и любимые книги своих детей. Да что там говорить, поддержка родителей стала мне большим подспорьем в вопросе приобщения детей к чтению. Папы и мамы охотно откликались на предложения поучаствовать в различного рода совместных акциях, таких как "Семейное чтение", "Книга своими руками", благодарили за консультации. Особенно интересной и востребованной родителями оказалась информация по чтению книг на ночь. Для меня немного неожиданно, но на их взгляд, как оказалось, очень актуально. В двух словах: в консультации говорилось о том, как помочь родителям уложить ребенка спать через введение забытого многими ритуала прочтения книги. Дети не очень любят укладываться спать, и возможность отдалить сон за счет прочтения любимой сказки им приходится по душе. Ребенок и успокоится, и настроится на сон, и получит удовольствие от общения с книгой и родителем. Столько хочется еще рассказать, стольким поделиться, а главное донести мысль, что формировать положительное отношение к книгам, прививать любовь к чтению нужно с самых ранних лет, вернее с самого раннего возраста, то есть до того момента, когда чтение станет необходимостью. Я только начала свою работу по выстраиванию доверительных отношений малышей с книжкой, но уже обратила внимание на то, как происходит становление этой связи "ребенок-книга": дети бережно берут любимые книги в книжном уголке, перелистывают страницы, рассматривают картинки, изучают детали (при этом лицо детей выражает кучу эмоций), расставляют театральных персонажей, "читают" книги игрушкам. В своей презентации я использовала фотоматериалы из своего альбома воспитателя, который веду для себя и родителей. Это не постановочные фото.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Баурова Светлана Евгеньевна, воспитатель МБДОУ №137 «Рябинка» 2023 Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой

Слайд 2

Давайте знакомиться…

Слайд 3

В детский сад без слёз…

Слайд 4

Вперёд в сказку!

Слайд 5

Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадёт, потому что у него есть сердце… С. Королёв

Слайд 6

«Сказка, давай дружить!»

Слайд 7

Книжная иллюстрация как проводник в литературный мир

Слайд 8

А сейчас, ребята, покажу я вам сказку…

Слайд 9

Идёт направо – песнь заводит , налево – сказку говорит … А.С . Пушкин

Слайд 10

Мы – такие мастера…

Слайд 11

Порой лишь сказка без прикрас расскажет правду всю о нас…

Слайд 12

В сказочный мир через театр и книгу…

Слайд 13

Если хотите, чтобы ваши дети росли умными , читайте им сказки. А . Эйнштейн

Слайд 14

Сказка никогда не должна заканчиваться, даже если детство ушло , а мы все взрослые, и мир другой, и небо иное, и ничего нельзя вернуть… А . Белянин

Слайд 15

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А. Сухомлинский Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."

К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....

Из опыта работы «Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста».

Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят и...

Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-этетического воспитания....

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

Материал из опыта работы на тему:"Развитие речи детей раннего возраста через фольклор»

В работе  описан опыт создания оптимальных условий для развитие речи  детей через фольклор....