Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность"
статья на тему

Любовь Ивановна Кондратюк

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-этетического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность.

 (из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад №47 – Центр развития ребёнка» Кондратюк Любови Ивановны)

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей.

Творчество – это, наверно, то, ради чего мы приходим в этот мир. В область творчество попадает многое: от каракулей до великих произведений искусства. В дошкольном периоде закладывается основы развития личности, и формируются творческие способности. Педагоги – практики отмечают, что если ребёнок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляются в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально – психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребёнком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребёнка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему мы больше внимание уделяем эмоциям ребёнка, ведь хорошее настроение улучшает процесс запоминание, а благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-этетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Главное театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. В результате ребёнок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к театральному искусству. Это является предпосылкой развития творческих возможностей ребёнка. Вместе с тем у дошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Во тут то и приходит на помощь к ребёнку педагог.

 Главная задача педагога: создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности; создать условия для совместной театрализованной деятельности детей; совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощение образа, а также их исполнительские умения; ознакомление детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский и другие); приобщать детей к театральной культуре; развивать у детей интерес к театрольно-игровой деятельности. Для решения поставленной мной цели и задачи разработан  проект  «В страну сказок», где были четко расставлены формы, методы и приёмы работы с детьми. Содержание проекта включает семь основных блоков:

Блок 1 – театрализованная азбука

Блок 2 – основы актёрского мастерства

Блок 3 – основные принципы драматизации

Блок 4 – самостоятельная театральная деятельность

Блок 5 – основы кукольного театра

Блок 6 – основы кукловождения

Блок 7 – проведение праздников

Мы все знаем, что театр начинается с раздевалки. Чтобы ребёнок почувствовал себя артистом, ему нужна сцена. Ребёнку тяжело сразу перейти в образ героя, педагог должен помочь ему в этом.  Молодым специалистам можно порекоме6ндовать занятия, где они могут включать  различные Этюды, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, хоровые игры, игры-превращения, упражнения на развитие выразительной мимики и пантомимы, упражнения по развитию детской пластики. А когда ребёнок уже готов воплотиться в того или иного героя, тогда и знакомство с текстом с чтением художественной литературой. Затем проводятся репетиции, подготовка декораций и костюмов.

 Занятия по театрализованной деятельности, являются одним из эффективных педагогических средств, пользуются у детей неизменной любовью; оказывают разностороннее влияние на личность ребёнка. Ещё хочется, раз повторится, что  участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. А, умело поставленные вопросы взрослого, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.  Творчество детей в театрализованной деятельности просматривается в трёх аспектах: создание драматического материала; исполнение своего авторского замысла; оформление своего спектакля.

Содержание, формы и методы проведения занятий по театрализованной деятельности преследуют три основные цели:

1.Развитие      речи      и      навыков      театрально-исполнительской

деятельности.

2.Социально-эмоциональное развитие детей.

3.Создание   атмосферы   творчества,   способствующей   развитию

творческой активности.

В ходе реализации проекта воспитанники научились:

- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

- использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов.

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням, с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевые взаимодействия с другими персонажами;

- выступать перед сверстниками, детьми, младших групп, родителями, иной аудиторией

- самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять роли и обязанности между собой);

- разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);

- широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует художественному воспитанию, эстетическому развитию, развитию творческой активности ребёнка, так как обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, речь, художественный вкус.

      Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко   используют   её   в   решении   многих   задач,    связанных   с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Литература

1. Антипина,. Е.А..Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. –        М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.ISBN 5 -89144 -329 5

2. Босякова, С.Н., Болотная Л.В. [Текст] / Работаем с талантливыми детьми. Управление ДОУ №2, 2010»ТЦ СФЕРА» с. 68 – 74.

3. Вачков, И.В. Сказкатерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В.Вачков, – 2 –е изд., перераб. И доп. – М.: Ось – 89, 2003. – 144 с. – ISBN 5 -86894 – 819 – X.

 4. Котова, Е.В./ Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]  Творческий центр  СФЕРА, 2010-с.58,59;64-65 ISBN978-5-9949-0357-5.    

5. Крылова, Н.М. Лесенка успеха [Текст] ISBN 978-5-98368-078-4, 2011 с.218-223.

6. Оганесян, А.В., Что такое театр. [Текст] М ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.-40с, /ISBN 5-7193-0085-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Данная статья о развитии способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность . Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области иск...

Педагогический опыт по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель:Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи:Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и привива...

Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность.

Статья из опыта работы воспитателя "Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность."...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Методическая разработка«Развитие творческих способностей у  детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»....

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

laquo;Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя,  а в игре он познаёт мир»....