«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
материал на тему

ПОЛЯНИНА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

Все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства. Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания.

Выявление и формирование творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Игра-наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из её видов является эффективным средством социализации дошкольника.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка. Вся наша жизнь-это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Мир детства, внутренний мир ребёнка-ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

В работе с детьми раннего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д.

Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребёнка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребёнок не проиграет все роли, которые он хочет. В традиционной педагогике игры–драматизации относят к творческим. Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

Что бы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагала поиграть им с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А ещё ребята, самостоятельно использовали театр на фланелеграфе, разговаривали от имени героев сказок, действовали с картинками-героями.

Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Необходимо всячески поощрять и развивать у детей творческое начало.

Игра-драматизация – форма деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу.

С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А так же рисовали и лепили сказочных героев.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счёт за счёт освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребёнку среднего дошкольного возраста.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счёт освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребёнок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой). Театр ложек и пр. Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение, или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир умом и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа.

Двигательная сфера ребёнка среднего дошкольного возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Восприятие становится более развитым. Совершенствуется координация движений. Дети удачно эмитируют голоса, действия животных и птиц, принимая активное участие в подвижных играх.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, не ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

В своей работе с родителями я ставила следующие задачи:

  1. Заинтересованность родителей развитием театрализованной деятельности детей.
  2. Познакомить родителей с разнообразием театров.
  3. Информировать родителей о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения.
  4. Рассказать родителям о создании театра дома.
  5. Вовлечь родителей в жизнь детского сада.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Данная статья о развитии способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность . Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области иск...

Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-этетического воспитания....

Педагогический опыт по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель:Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи:Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и привива...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Методическая разработка«Развитие творческих способностей у  детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»....

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

laquo;Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя,  а в игре он познаёт мир»....