«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
статья (средняя группа)

Губанова Ольга Борисовна

«Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя,  а в игре он познаёт мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 188_statya_gubanova_o.b.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Губанова Ольга Борисовна  – воспитатель высшей категории

                                         АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №188 «Степашка»

     445046,  г.Тольятти,  ул. Автостроителей, д.51,

тел. 8(846 2) 600-217

e-mail: metod188@pdlada.ru

  «Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя,  а в игре он познаёт мир».

 С. И. Мерзлякова

Ключевые слова: дошкольное образование, театр, театральная деятельность, творческая деятельность, эстетическое воспитание.

Краткая аннотация: В представленной статье отражено значение театрализованной деятельности для творческого развития дошкольников. В статье описаны этапы работы педагога по постановке спектакля, отмечается их эффективность, описание эффективных форм работы с родителями.

   

     Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.

      В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

      Развитие детского творчества, не теряет  своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиями детей дошкольного возраста  различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

      Одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы  является театр.

      Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

      Материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Игра-драматизация – форма деятельности ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков.

         Поэтому  в своей работе со старшими дошкольниками  поставили следующие  задачи, направленные на приобщение детей к искусству (знакомство с театром, видами и жанрами театра, правилами поведения в театре, актерским мастерством); на эффективное развитие творческих способностей дошкольников (способности к импровизации, творческое воображение, умение передать образ вербальными и невербальными средствами выразительности).

        Работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность   начали с создания предметно-пространственной среды группы. Предметно-пространственная среда  была дополнена в соответствии с возрастом детей: костюмы, виды театров, аудиозаписи классических и детских произведений, альбом «Художники-иллюстраторы», художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей.  В музыкальный уголок были добавлены озвученные и неозвученные музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета).

В работе с детьми были поставлены такие задачи как:

1.Расширить игровой опыт детей,  за счет освоения театрализованной игры.

2.Существенно усложнить театрально-игровые умения дошкольников, а именно:

   Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «артистов»).

   Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

    Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

    Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

   Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

      В начале года я оформила презентацию «Театр- это искусство», благодаря которой познакомила детей с понятием театр (здания, афишы, фойе, сцена, зал), его разновидностями. Рассказала о правилах поведения в театре.

      Также была продолжена работа над этюдами (из книги «Психогимнастика» М.И. Чистякова). Вместе с ребятами мы проиграли следующие этюды: «Ой! Ой! Живот болит!», «Грязь», «Два сердитых мальчика»  и другие.

     С целью формирования представлений о дружбе, развитии доброжелательного отношения к окружающим, желании поддержать друга были проведены игры: «Угадай название сказки», «Назови друга ласково», «Изобрази отгадку» (с помощью мимики и жестов изобразить героев сказки), «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?», беседы: «Скажи хорошее о друге», «Как можно пожалеть». А также игры на развитие умений составлять последовательный сюжет произведения: «Любимые сказки», «Из какой сказки иллюстрация?»

       Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления.

 В этом году ребятами нашей группы было поставлено три сказки: «Репка на новый лад». «Снежная королева», «Красная шапочка на новый лад» и небольшие этюды-сценки «Масленый блинок» на развлечение «Масленица», и «Спор мальчиков и девочек » на праздник 8 марта. Перед собой поставили цель  как можно больше охватить детей, чтобы каждый мог проявить себя.

Работу с детьми шла по следующим этапам:

Первый этап работы связан с выбором сказки. Я просмотрела несколько пьес для драматизации «Кошкин дом»,  «Двенадцать месяцев», и остановили свой выбор на сказке «Красная шапочка на новый лад». Перед началом инсценировки,  мы еще раз прочитали сказку Шарля Перро «Красная шапочка», посмотрели отрывок из фильма «Красная шапочка» и прослушали песню. Дети рассмотрели  художественные иллюстрации в книгах. Все это  помогло детям почувствовать атмосферу сказочных событий. Расширило их кругозор, активизировало познавательный интерес. С помощью наводящих вопросов детям было предложено,  изменить концовку сказки. И была предложена  «Красная шапочка на новый лад». Таким образом, ненавязчиво подвели детей к  умению анализировать и поиску новых  образов  персонажей.

    На втором этапе  мы распределили роли по желанию детей, но  за собой оставили выбор  детей на главные роли. В процессе разучивания ролей у нас произошли замены, так как девочкам  трудно давались их роли (Алина не справлялась с танцем лягушек и она уже теряла интерес к сказке, а Василиса очень тихо говорила роль сказочницы. Как только произошла замена все встало на свои места). На втором этапе мы поделили  пьесы на эпизоды (куски). Дети каждый пересказывал свою роль каждый эпизод.

    Третий этап - это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. С начала детям мешало стеснение и не знание  своих слов, что затрудняло ведение диалога, но чувствуя  мою поддержку (подсказку) педагога, дети начинали действовать более естественно, и уверено, и их речь становилась разнообразнее и выразительнее.

     Четвертый этап - поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться. Выслушивали все варианты, кто как думает?  С какой заботой провожает мать дочку к бабушке, как  волк получает удары шишками, как он извиняется перед всеми...

В обсуждении принимали участие все дети, но моя задача, была непринужденно, подвести именно к верному решению, объясняя, почему и как. Придумывали пластические этюды (походка, манера) и демонстрировали. На этом этапе приходится много говорить о работе актера и о роли. О том, что нет плохих ролей. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя в нравственных целях. На этом этапе мы подбирали музыку для танцев. Мелодии со словами легко ложились на слух, но у них был недостаток, они выбивались из пьесы, и сказка теряла смысл. Пришлось потрудиться, чтобы их подобрать и придумать движения для танцев. Очень хотелось, чтобы девочки показали себя во всей красе, все свои таланты и спортивные возможности.

     Пятый этап - поиск мизансцен. Создание эскизов декорации и костюмов.

Мизансцена - это размещение актеров, вещей, различных вещей (реквизит, элементы декорации) на сценической площадке в отдельные моменты спектакля.  На этом  этапе  все принимали активное участие. Рисовали декорации «пруд для лягушек», подбирали реквизиты (зеркальце, пирожки, скалку, очки . крючки и пряжу ).  На этом этапе, юные актеры учились  действовать.  Моей задачей было  помочь им найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой-то момент, что бы движение, действие было живым оправданным, а не навязанным взрослым. Итак, на этом этапе дети сталкиваются с «магическим»  умением перевоплощаться.

Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. А яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение, сначала они просто импровизируют под музыку, затем двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж. На этом этапе нам помогла Оксана Викторовна с подбором музыки для героев пьесы.

    Шестой этап - это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется много раз, подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?) Как должна выйти бабушка на встречу к  внучке, как  пугается Красная шапочка, как белки грозят волку...

    Седьмой этап начинается работа над ролью. Уже зная, что основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, ребенок вспоминает ситуацию своей жизни, когда переживал чувства похожие на ощущения героев пьесы. Не навязывайте юным актерам логику действия другого человека. Дети могут предлагать самые удачные на их взгляд придуманные мизансцены и их закрепляем.

На этом этапе добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев. У каждого своя манера (плавно, растягивая слова, другой - очень быстро, эмоционально, третий - медленно, уверенно и т.д.)

    Восьмой этап - репетиция по картинам. Во время репетиции следила за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учила размещаться по сцене (логически), не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Всякую находку, новое удачное решение отмечала и поощряла, учила не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т.к., главное на сцене действие.

    Девятый этап - самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.

Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темп, ритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, невнятность.  Закрепляли обязанности в подготовке реквизита и смене декораций. На этом этапе, чтобы усилить интерес детей и настроить их, я  предложила им  показать сказку для малышей. После Дня открытых дверей , одна девочка мне сказала , что она очень переживала, когда показывали сказку малышам,  а сегодня уже  волнения не было.

    Премьера - это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя  зависит успех спектакля. Аплодисменты!

Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Юные актеры еще слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно было выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре отвечая на вопросы, что было хорошо, а что - нет, дети учились оценивать искренность и правдивость на сцене, отмечать выразительность и находчивость поведения на сцене, отмечая выразительность и находчивость отдельных исполнителей.

А  моя задача направить беседу в нужное русло своими вопросами, стараясь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить и отметить удачные и интересные моменты выступления.

    И, заключительный этап - это повторные показы спектакля. Утверждение, о том, что детям надоедает играть в одно и тоже, неверное. Это надоест, если в спектакле все запрограммировано и юные актеры только слепо выполняют волю режиссера. А если дети понимают, что они должны делать на сцене, то пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. А это для педагога, как для руководителя театрального коллектива - самое дорогое, т.е. задача, которую ставила перед собой, выполнена - раскрыть творческую индивидуальность (научить искать свои выразительные средства, а не подражать другим), способную подлинно, органически действовать в условиях публичности (сцена).

Работа над спектаклем объединила детский коллектив, дала возможность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству. Мальчики, которые не играли роли, с большим интересом приняли участие в изготовлении  и распространении программок, пригласительных билетов.

 Работа с родителями

      Успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

В своей работе с родителями  ставили следующие задачи:

  • Заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей.
  • Познакомить родителей с разнообразием театров.
  • Информировать родителей о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения.
  • Рассказать родителям о создании театра дома.
  • Вовлечь родителей в жизнь детского сада.

   Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества), «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».

          Родители участвовали в изготовлении костюмов к сказкам: шили накидки для вороны в сказке «Снежная королева», для репки, шили разнообразные кокошники для девочек для масленицы.   Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей.

   Проведённая работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность»,  принесла свои результаты, дети:

   - стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность;

   - овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра;

- освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения;

- у детей сформированы нравственно-коммуникативные и волевые качества;

-  дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи;

- появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории;

- активизировался словарь детей, её  интонационный строй, улучшается диалогическая речь.

Литература:

1.Журнал «Воспитатель в ДОУ»:

- «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)

-«Играем с детьми раннего возраста»  (№3/2013г.)

-«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)

-«Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)

-«Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)

-«Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)

-«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)

-«Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)

2 М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».

3.Статьи в интернете: «Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php)

Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Данная статья о развитии способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность . Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области иск...

Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-этетического воспитания....

Педагогический опыт по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель:Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи:Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и привива...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Методическая разработка«Развитие творческих способностей у  детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»....