Практическое пособие "Как разговорить молчуна?"
материал на тему

Мусинова Людмила Юрьевна

Данное практическое пособие рекомендовано для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений обучающих детей с расстройствами аутистического спектра. 

В пособии представлены из опыта работы наиболее эффективные формы работы с аутичными детьми (модель сопровождения, этапы работы, программа индивидуального сопровождения) и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «РОСИНКА» п. Пионерский

КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?

http://belikcenter.ru/im/9vrVVzXYm24.jpg

                   (Практическое пособие для учителей-логопедов)

Исполнитель: Мусинова Л.Ю.

Учитель-логопед

высшей кв. категории

                                                                          2018 год

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Что такое – аутизм?
  2. Аутистическая триада.
  3. Причины, симптомы, коррекция.
  4. Модель сопровождения ребенка с РАС.
  5. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими РАС.
  6. Этапы работы.
  7. Планируемые результаты работы.
  8. Индивидуальная программа логопедического сопровождения.
  9. Приложение.

Аутизм расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

«АУТИСТИЧЕСКАЯ ТРИАДА»

нарушение

речевой

коммуникации

Аутистическая триада

                     «зацикленность»                                                             отсутствие

                        действий и                                                                   социального

                       психических                                                               взаимодействия

                         состояний

Причины, симптомы, коррекция

Расстройства аутистического спектра связаны с поражением центральной нервной системы и отражаются на всем развитии ребёнка.  


Причины:

Аутизм может быть обусловлен исключительно генетикой, однако в большинстве случаев расстройства аутистического спектра обусловлены сочетанием генетических факторов и условий окружающей среды – экологией, состоянием организма матери до беременности, внутриутробным развитием, процессом родов. Этот комплекс факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка.

Признаки:

Симптомы аутизма выражены в поведении и физическом состоянии ребёнка. Они могут выявиться уже в грудном возрасте, однако наиболее отчетливо покажут себя к 1,5-3 годам.

Социальное взаимодействие: ребенок не проявляет интереса к играм других детей, его трудно чем-либо заинтересовать, не повторяет движений и звуков за взрослыми. Он как бы “на своей волне” и может даже расстраиваться, если вы пытаетесь разделить с ним его занятие. Ему безразлично, рядом ли родные; он не отзывается на свое имя, избегает зрительного контакта и не отвечает на улыбку, сопротивляется объятиям.

Речевая коммуникация: ребенок не использует жесты, поздно начинает говорить, а если и знает слова, не использует их для коммуникации. Он может автоматически повторять услышанных от вас или в мультфильмах слова, никому их не адресуя; игнорировать обращенную к ним речь. Вместо того, чтобы сказать или показать родителям, чего он хочет, ребенок молча, но настойчиво подведет взрослого к связанному с желанием предмету.

Стереотипность поведения, игр и интересов: ребёнок склонен к монотонным действиям – например, включать и выключать свет, долго перебирать пальцами перед своим глазами. Характерен “нездоровый” интерес к обычным предметам быта (как правило, одному определенному - например, проводам) и безразличие к игрушкам (или внимание только к части игрушки): так, он может “прилипнуть” взглядом к вентилятору или обогревателю и крутить колесо машинки. Также он может долго вертеться вокруг своей оси, махать руками и раскачиваться, ничем не занимаясь параллельно.

Моторика: у ребенка может быть неравномерность моторных навыков. Например, ребенок неуклюж у него плохая координация, при этом у него поразительная способность удерживать равновесие, стоя на одной ноге. Другие возможные “пробелы” – нарушение оценки расстояния до предмета, неспособность удерживать предметы, трудность хождения по лестнице.

Обостренная чувствительность: Ребенок может болезненно воспринимать яркие впечатления – шум, громкую музыку, яркий свет, острые запахи, а также прикосновениям (сопротивляется одеванию, мытью, причесыванию и т.д.). Иногда это касается только одной области чувств. Так или иначе, подобная гиперчувствительность – причина того, что ребенку с аутизмом тяжело адаптироваться к новым условиям, меняющейся обстановке.

Причинение вреда самому себе и нарушенное чувство опасности: У ребенка с аутизмом может быть сниженная болевая чувствительность, приводящая к самотравмированию, и отсутствие чувства самосохранения.

Физические: расстройства ЖКТ (понос и запор, ограниченный набор принимаемых ребёнком продуктов), нарушения сна (не различение дня и ночи, короткий и беспокойный сон, трудности засыпания).

Как общаться и обучать?

Несколько основных рекомендаций, которые помогут родителям и педагогам сделать общение и обучение ребенка с аутизмом максимально эффективными.

  • Обращенная к ребёнку речь должна быть понятной, четкой, с паузами и смысловыми акцентами.
  • Задавая ребёнку вопрос, нужно предоставлять ему достаточно времени на обдумывание.
  • Необходимо дозировать информацию, предоставлять ее порционно.
  • Наиболее сложную информацию преподносить не только устно, но и визуализируя – сопровождая иллюстрациями, жестами или дублируя текстом.
  •  Каждое задание должно сопровождаться четкими инструкциями, примерами решения, иметь начало и конец.
  • Большое задание нужно делить на маленькие, чтобы ребёнок не пугался невыполнимой задачи, а решал ее пошагово.
  • Увидев затруднения, связанные с социальным взаимодействием, приведите ребёнку историю-пример поведения в конкретной ситуации.
  • Предоставляйте ребёнку возможность выбирать и самостоятельно выполнять бытовые действия: так он понемногу начнет чувствовать себя независимым.
  • Последовательно обучайте ребёнка таким социальным знакам общения, как жесты, выражения лица, мимика, язык тела. Помните: этому можно научиться наравне с чтением и письмом. Важно воспитывать их в различных условиях – дома и в общественных местах, в кругу семьи и в детском саду.
  • Тщательно готовьте ребенка к любым изменениям. Объясните, почему они необходимы и что теперь будет лучше. Расскажите в подробностях, какими будут новые условия, нарисуйте их, разыграйте сценку.
  • Спланируйте график ежедневных действий и придерживайтесь его. Поступая в соответствии с его “рутинным” сознанием, вы снижаете уровень его тревожности.
  • Не акцентируйте внимание и не прерывайте жестко самостимулирующее поведение

ребёнка – раскачивание, кружение, потряхивание руками. Оно помогает ему сосредотачива-

ться на решении учебных задач. Корректно объясняйте окружающим особенности ребёнка,

покажите им, как можно ему помочь.

  • Снизьте количество отвлекающих раздражителей, как то: броские украшения, резкие духи, фоновый шум. Уберите вещи, не необходимые прямо сейчас. Кроме того, лучше использовать естественное освещение: лампы могут вызывать у ребенка сенсорные проблемы.
  • Используйте специальные сенсорные игрушки и приспособления (например,    

      утяжеляющий коврик) – они помогут ребенку сосредоточиться.

  • Используйте интересы ребёнка для его умственного развития. Например, если он любит машины, пусть считает их, развивая навык работы с цифрами.

Профессиональная помощь

Специалист по преодолению расстройств аутистического спектра подходит к каждому ребёнку индивидуально, в зависимости от симптомов и сопутствующих нарушений. С одними детьми требуется проделать огромную работу по приобретению навыков социального поведения, преодолению чрезмерной эмоциональной замкнутости и формированию речи. Другим требуется восполнить лишь некоторые “пробелы” – настроить те или иные каналы восприятия и усвоения информации, развить моторику. С третьими нужно подключать лекарства – например, чтобы снизить гиперактивность и раздражительность, привести в норму сон и работу ЖКТ.

Базовым и самым эффективным методом коррекции аутистических расстройств, специалисты считают поведенческую терапию. Она предполагает последовательное, длительное обучение гармоничному поведению с постоянным поощрением успехов. Один из главных залогов успеха терапии – рано начатая помощь.

Модель сопровождения ребенка с РАС

    Индивидуальная программа для ребенка с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС). Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества.    

   Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.

    Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно - развивающую среду.

В сентябре 2015 года, в  дошкольное учреждение  поступил ребенок (Алеша, 4 года), у которого отсутствовала речь, вёл себя неадекватно, постоянно кричал и хаотично бегал по группе. По заявлению родителя, для  определения  оптимального педагогического маршрута  и обеспечения  индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника, специалистами ПМПк было проведено  обследование.

     

Результаты  обследования: у Алеши наблюдаются проблемы в эмоционально – волевой  сфере. А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, не играет с детьми и игрушками, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы. Отсутствие чувства страха. Остро реагирует на звуковые раздражители (громкая музыка, речь). Избегает контакта «глаза в глаза». Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности. У ребенка полное отсутствие речи. Кроме этого воспитанник практически не способен понимать обращенную к нему речь (только элементарные команды – «садись, пойдем, возьми»). На любые занятия в группе и индивидуальные занятия со специалистами не садится, не выполняет инструкции педагогов. Алеша не в состоянии освоить простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами, санузлом «в памперсе»). Ребенку   характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате). Алеша нуждается в постоянном контроле. В связи с тем, что в населенном пункте  нет специализированных детских садов, ребенок поступил в среднюю группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. По результатам комплексного обследования  родителям выдали коллегиальное заключение: требуется консультация специалистов в районном территориальном  ПМПК.

Родители предоставили пакет документов:

  • заключение  районного ПМПК (определение в группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом - требуются коррекционно-развивающие занятия с психологом, логопедом, дефектологом);
  •  справка врача  психиатра;
  •  справка врача  невролога;
  • индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая Федеральными государственными учреждениями МСЭ.  

Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало, или не говорят  вовсе.  При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот  факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект. Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно. Аутичных детей легко узнать по взгляду "погруженному в себя", отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям.  Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети  нуждается в постоянном, индивидуальном  контроле и  сопровождении взрослых в любом виде деятельности.  Изучив литературу о РАС, члены ПМПк детского сада  составили индивидуальную программу развития.

   

     Цель: помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.

      Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

  • воспитывать  интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять  круг увлечений;
  • формировать коммуникативные умения и навыки;
  • формировать сенсорное развитие;
  • формировать социально – бытовых  умения и навыки  самообслуживания;
  •  развивать  и обогащать  эмоциональный опыта ребенка;  
  • развивать  и корректировать  детско-родительские отношения;
  • повышать  двигательную активность ребенка;
  • стимулировать  звуковую и речевую активности.

Целевая группа: программа рассчитана на ребенка  дошкольного возраста (4-7 лет) с нарушениями аутистического спектра.  

Формы и режим занятий: Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия  от 10 до 20 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес. В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению  занятий:

  • налаживание эмоционального контакта с ребенком;
  •  регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
  • смена видов деятельности в процессе одного занятия;
  •  повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
  •  игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • использование физических  упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
  • опора на сенсорные анализаторы;

Срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года. Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.  

Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста:

1. Социально – коммуникативное  – реализует  педагог-психолог;

2. Познавательное развитие – реализует воспитатель;

3. Речевое развитие – учитель-логопед;

4. Художественно – эстетическое  развитие – реализует  музыкальный руководитель;

5. Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.


Модель сопровождения ребенка

 

   

 

   

 

                                                                                           

 

 

                                                                                                               


Особенности логопедической работы с детьми с РАС

Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков расстройства аутистического спектра у детей. Проявления речевых нарушений чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения.

Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.

Первый подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется. В случае западных подходов речь формируется, но она механическая, не гибкая, состоит из набора речевых штампов.

Основные особенности речи у детей с РАС:

  • мутизм (отсутствие речи) значительной части детей:
  • эхолалии (повторение слов. фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
  • большое количество слов - штампов и фраз - штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи:
  • отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);
  • автономность речи;
  • позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе - «он» или («ты», а других иногда «я»);
  • нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное - до буквальности - сужение толкований значений слов), неологизмы;
  • нарушения грамматического строя речи:
  • нарушения звукопроизношения;
  • нарушения просодических компонентов речи.

Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при РАС большинство из них имеет определенные характерные особенности.

Оказание коррекционной помощи начинается с обследования речи, целью которого является точное определение доступного ребенку уровня речевого навыка, а также взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление протестных реакций - негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию негативного опыта.

Протокол первичного обследования речи:

Параметры обследования

Фиксируемые

данные

Обследование импрессивной стороны речи

Спонтанная ситуация

Понимание высказываний, содержащих аффективно значимые слова

Выполнение инструкций в контексте ситуации

Выполнение инструкций вне контекста ситуации

Направленное обследование

Понимание названий предметов

Понимание названий и действий

Понимание названий и качеств предметов и т.д.

Обследование экспрессивной стороны речи

Спонтанная ситуация

Вокализации, внегортанные звукообразования

Подражание

Выражение желаний

Собственные высказывания

Направленное обследование

Подражание

Произносительная сторона речи

Лексика

Грамматическая структура речи и т.д.

В первую очередь, в спонтанной ситуации обследуется состояние импрессивной речи. Изучается понимание ребенком высказываний, которые содержат аффективно значимые для него слова. Путем наблюдения или из беседы с родителями выясняют, что ребенок любит что является для него наиболее значимым. Затем в отсутствие значимого объекта или действия, в поле зрения ребенка произносят высказывание, содержащее значимое слово (например. «Пойдем кататься на лошадке?»: «Хочешь Киндер-сюрприз?» и т.п.) Если поведение ребенка изменится видимым образом — например, он повернет голову в сторону говорящего или подойдет к нему, можно предположить, что он хотя бы частично понял высказывание. Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на понимание названий предметов, действий, качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения. Собственная речь обследуется одновременно с пониманием. Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и звуки внегортанного происхождения. Обращается внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам: выражение требований или отказа: фиксируются эхолалии: отмечаются собственные спонтанные высказывания ребенка.

Непроизвольные реакции ребенка свидетельствуют, что он способен понимать речь и происходящее вокруг в том случае, если это попало в зону его непроизвольного внимания Напомним, что основная трудность аутичного ребенка лежит не в области понимания речи, а в сфере произвольности: произвольной организации своего внимания и поведения в соответствии с тем. что он слышит, произвольной организации собственной речевой реакции . Результаты обследования изучаются и используются для построения индивидуальных программ по формированию речевых навыков.

Работа по развитию речи должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка, в ней следует учитывать особенности всей клинико-психологической структуры, характерной для детей с РАС.

Задачи речевого развития:

 формировать способность к подражанию движений и звуков;

 формировать способность к зрительного контакта во время общения;

 развивать слуховое внимание;

 развивать артикуляционный аппарат;

 развивать фонематический слух;

 развивать дыхание (отработка воздушной струи);

 развивать мелкую моторику;

 развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими

людьми (использование простых жестов и т.п.);

 расширять словарный запас;

 работать над постановкой звуков.

Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов различного профиля. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями.

Глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к развитию понимания ребенком обращенной к нему речи и его активной речи.

Этапы работы:

До начала работы над речевой функцией необходим предварительный этап.

1 Предварительный этап работы:

- Установление эмоционального контакта. Этот длительный период Первым включается в работу психолог. Он устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, развивает его способности к контакту и первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда уровень взаимодействия с окружением у ребенка развивается настолько, что становится возможным включение в работу еще одного специалиста Этим специалистом становится учитель-логопед, который первоначально присутствует на занятиях психолога, а затем тоже включается во взаимодействие с ребенком.

- Формирование первичных учебных навыков. Логопед и психолог продолжают развитие навыка взаимодействия ребенка и взрослого в более формальной, учебной ситуации, формируют его «учебное поведение». Оба специалиста воспитывают умение работать за столом, подбирают для этого материалы и сами задания в соответствии с интересами и пристрастиями ребенка, используют эмоционально-смысловой комментарий, который по возможности должен быть сюжетным, сопровождаться рисованием

2. Этап обучения понимания речи:

Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее простых для него навыков - степень сложности определяется индивидуально. Развитие экспрессивной стороны речи и понимания у говорящих детей должны идти параллельно и равномерно Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»), Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов.

1)Разработаны следующие программы обучения:

выполнение инструкции «Дай»:

выполнение инструкции «Покажи».

Все слова, пониманию которых ребенок научился в учебной, несколько искусственной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребенка Процесс переноса (или генерализации) навыка должен быть продуман так же тщательно, как и процесс обучения.

2) формирование навыков, касающихся понимания названий действий.

Обучение выполнению инструкций:

а) на простые движения:

б) с предметами;

в) обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам).

3.Этап обучения экспрессивной речи:

После того, когда начальные навыки понимания речи сформированы, начинают обучение экспрессивной речи. Формирование навыков экспрессивной речи в поведенческой терапии начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

Сначала повторять самые простые звуки, затем их более сложные сочетания. Если имеются нарушения в строении речевого аппарата (некоторые из них - вторичны - вследствие многолетнего молчания), полезна артикуляционная гимнастика, позволяющая работать над подвижностью языка, речевым дыханием, развитием произвольного контроля за положением артикуляционного аппарата и т.д. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.

1) Обучение использовать указательный жест для выражения своего желания.

2) Когда ребенок показывает на желаемый предмет, его учат произносить название этого предмета. Обучение можно производить и в естественной ситуации, и в учебной. Со временем ребенка можно научить произносить слово без указательного жеста или отвечать на вопрос «Что ты хочешь?».

3) Обучение словам, выражающим просьбу, следует начинать как можно раньше. Как только произносительные возможности ребенка позволяют ему сказать: «Дай»: «Помоги». «Открой» и т.п.: надо приступать к обучению. Учить употреблять эти слова лучше в естественных ситуациях

4) Даже если устная речь ребенка сводится к отдельным вокализациям, его необходимо учить выражать согласие или несогласие с чем-либо.

Важно отметить, что при обучении речевым навыкам (как и любым другим) ни в коем случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Всегда есть опасность того, что ребенок, освоив тот или иной навык (например, называние предметов), не продвинется дальше в своем речевом развитии. Как только навык сформирован перенесен в повседневную речь, надо двигаться, думая, чему и как нужно учить ребенка, какие навыки нужны ему для будущего.

Таким образом, логопедическая работа с детьми с РАС должна проходить определенным образом:

1. Логопедической работе предшествует адаптационный период, в ходе которого изучаются анамнестические сведения, составляется протокол речевого развития и проводится наблюдение за свободным поведением ребенка.

2. Очень важно установить эмоциональную связь с ребенком Нельзя быть слишком активным, навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не достигнут контакт.

3. В помещении, в котором проводится логопедическая работа не должно быть предметов, отвлекающих ребенка, помнить о безопасности, так как некоторые аутичные дети импульсивны, двигательно беспокойны, и у них иногда возникают эпизоды агрессии и самоагрессии.

4. Программа по коррекции речевых нарушений разрабатывается совместно со всеми специалистами, работающими с ребенком.

5. Следует решить индивидуально для каждого ребенка вопрос о применении зеркала, логопедических зондов.

6 Логопедическая работа по коррекции речевого развития должна быть последовательной, терпеливой и иногда очень длительной.

Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющих бытовых ситуациях.

При правильно построенной работе дети с РАС могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае результаты будут разные. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же, как и у здоровых детей. Для того, чтобы отследить динамику, следует фиксировать (записывать) малейшие достижения. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип, который помогает взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Первой стадией языкового развития является взаимодействие взрослого и ребенка. Данная стадия реализуется главным образом на бессознательном уровне с помощью жестов, улыбок, мимики и мягких интонаций голоса. Эти первые улыбки и попытки подражания формируют основу для языковых особенностей и желание учиться языку. свое первоначальное общение с детьми взрослые обычно адаптируют с помощью силы голоса, отчетливого и медленного произнесения слов, использования в разговоре конкретных понятий, употребления коротких предложений, повторения предложения, оречевления действий ребенка.

Для развития речи также важно нормальное развитие сосательных, глотательных и кусательных рефлексов. В дальнейшем они являются очень существенными для развития правильного произношения. Требуется работа по тренировке мускулатуры рта, языка и губ ребенка. Взрослый предлагает игры, в которых ребенок может имитировать или выполнять такие действия, как сосать, лизать, дуть, делать гримаски, гимнастику для языка.

На развитие речи оказывает влияние сохранное слуховое восприятие, хороший слух ребенка и хорошее зрительное восприятие. Так как ребенок обучается языку с помощью подражания и различения, детей важно учить слушать, видеть и реагировать на различные стимулы. Следует помнить и о стимулирующей окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-пространственной и социальной среды возможно позитивное развитие ребенка.

Являясь в значительной мере следствием нарушения общения, речевые расстройства у детей с проявлениями аутизма в свою очередь еще более усугубляют затруднения в контакте с окружающими. В работе по развитию речи используют наглядные материалы (картинки, открытки, иллюстрации). Далее в совместных экскурсиях, рисовании закрепляется достигнутый уровень контакта и продвижения в речи.

Для каждого ребенка с аутизмом составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса. Каждое задание соответствует коммуникативным потребностям ребенка. Первые слова выражают желание ребенка, полезны и соответствуют уровню его развития. Методические приемы подбираются с учетом интересов ребенка, чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети с удовольствием поют, другие охотнее двигаются, третьи с интересом рассматривают картинки. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда повторяемое слово понимается.

Далее рассмотрим принцип проведения коррекционной работы по развитию речи у детей с РАС (по Башиной, Симашковой).

Коррекционные мероприятия проводятся на уровне всех реабилитационных блоков (психиатрами, психотерапевтами, логопедом, педагогами-дефектологами, психологом, музыкальным терапевтом и др.).

С каждым ребенком занимаемся ежедневно индивидуально, а затем в небольших группах детей с относительно близким психическим и речевым развитием. При этом ведущее место отводим развитию речи и моторики, как основным средствам коммуникации.

Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкание к месту, под прикрытием фармакотерапии. Большое место отводим массажу кистей рук, кончиков пальцев рук и ног, предплечий, массажу лицевой мускулатуры, подъязычной, шейной области, стоп, со стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа движения пальцев становятся более четкими, дифференцированными, приближается к норме мышечный тонус кисти.

Далее обрабатывается наиважнейшая для аутистов реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предполагаемыми врагом и захваченными рукой ребенка

Отрабатываем указательный жест в процессе манипуляции с предметами, стремимся развить не только тактичное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое их восприятие.

Для отработки тактильных и эмоциональных контактов, развития осязания проводим ряд приемов типа поверхностных массажных пассов. Ребенка поглаживаем, прижимаем к себе, прикасаемся к его голове, телу, и, наоборот, учим ребенка осязать касаясь его руками головы, плеч, рук взрослого. все эти действия комментируем речью. После подобной подготовки у большинства детей восстанавливается ориентировка в себе и окружающем.

На следующем этапе проводим работу по воспитанию гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их форм, объема, окраски. Предметы обводим указательным пальцем ребенка, даем им словесную квалификацию. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов начинает опознавать и называть предметы (кубик, шар и т.п.). Закреплению образов предметов и памяти ребенка, для развития речи, способствуют занятия по рисованию, лепке.

Восстановление и развитие речи проводим последовательно. Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом. На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. словарный запас расширяем постепенно.

Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка - его грамматику. Этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем.

Обучаем фразам с помощью изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия, состоящие из бесед на определенные темы. Большое внимание уделяем логоритмике.

Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.

Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка.

Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.

Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме на групповых занятиях с логопедом закреплении полученных знаний в игре с педагогом, психотерапевтом, дома с родителями.

По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и коммуникативной.

Такую коррекционную программу, по мнению В.М. Башиной и Н.В. Симашковой, эффективно и целесообразно использовать в работе с аутичными детьми.

К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Боенская и др., считают, что работа по развитию речи должна проводиться с учетом варианта речевого развития детей с РАС и в более раннем возрасте.

Первый вариант представляет наибольшие трудности в коррекционной работе. У детей наиболее выражена отрешенность от внешнего мира, дети мутичны.

Существуют специальные приемы активизации речи таких мутичных детей. Взрослый должен четко повторять слова, которые смазано произносит ребенок, необходимо использовать любую возможность соотнести произносимые слова с конкретным предметом. Несмотря на затруднения в преодолении мутизма, необходимо помнить, что такой ребенок понимает гораздо больше, чем может выразить. Поэтому важно объяснять ребенку смысл происходящего вокруг. Даже мутичные дети достигают успехов в формировании внутренней речи, которая является опорой для развития чтения и письма. В некоторых случаях письменная речь становится единственной формой контактов с окружающим миром.

Для второго варианта речевого развития при РАС характерна грубая задержка формирования речи: активный словарь ограничивается стереотипными словами и фразами. Побуждений к речи не возникает, речевая активность низкая.

Контакты с таким ребенком сначала возникают на доречевом уровне. Но уже в первых совместных эмоционально тонизирующих играх активируются речевые проявления детей.

Речевая активность легко стимулируется знакомыми стихами, песнями и сказками.

В работе необходимо использовать те объекты, к которым ребенок в настоящее время более всего привязан. В беседу непроизвольно вводятся новые слова и фразы.

При этом варианте речевых расстройств обучение чтению следует начинать еще до выхода ребенка на уровень спонтанной речевой активности. Это будет способствовать более быстрому формированию речи.

Речевое воспитание включает формирование диалогической речи и исправление нарушения звукопроизношения.

Специфика работы по развитию речи при третьем варианте этого нарушения иная. Такие дети, казалось бы, не имеют речевых проблем: у них часто большой словарный запас, взрослая фраза, способность произносить длинные монологи. В монологах они стереотипно проигрывают свои фантазии, страхи, влечения. Когда же приходится поддержать диалог, они замолкают или отвечают односложно. В этом и состоят трудности речевого развития.

Работа по формированию диалога начинается с внимательного выслушивания взрослым монолога ребенка. Ребенок рад собеседнику и его монолог становится направленным на другого, то есть приобретает коммуникативную функцию. В дальнейшем разрабатываются игровые ситуации, связанные с жизнью ребенка - это способствует развитию диалогической речи.

При четвертом варианте речевого развития при РАС взаимодействие со взрослым развивается легче и быстрее, но требуется осторожность в стимуляции речевой деятельности. Лучше всего активизировать речь ребенка в процесс игры, повышающей психический тонус.

С исправлением нарушений звукопроизношения торопиться не следует, потому что накопление речевого опыта приводит к самопроизвольному устранению этих нарушений.

Есть ряд общих рекомендаций по речевому развитию аутичного ребенка, независимо от варианта их речевых расстройств.

Необходимо много разговаривать с ребенком, объясняя ему происходящее вокруг, говорить новые слова. Вовлекать ребенка в обсуждение в обсуждение (а позже и составление), планов на предстоящий день.

Успех развития речи, и коррекционной работы в целом, во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка. В их желании помочь своему ребенку социализироваться. Родителям необходимо использовать общение, как канал влияния на неконтактность и преодоление ее. Это как раз то эффективное средство, которое всегда в руках у семьи. Накопленный в мире опыт показывает, что использование этого средства приносит немалые результаты.

Набор дел на занятие:

1. Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью

взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

2. Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).

3. Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль-булъ, хлоп-хлоп).

4. Обучение произнесению гласных звуков (a-a).

5. Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па-па; баба).

6. Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.

7. Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).

8. Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук.

9. Обучение тонко-моторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук.

10. Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.).

Планируемые результаты логопедической работы:

 правильная артикуляция звуков в различных позициях;

 смотрит в лицо;

 исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую;

 реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний

твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной;

 выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.д);

 налажен контакт глаза в глаза;

 выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;

 соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;

 знает основные цвета.

 

Приложение №1

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО, год рождения ребёнка

Заключение ПМПК

РАС

Актуальная проблема

Отсутствие звуков в речи, нарушения речи по типу моторной алалии.

Логопедическое заключение

ОНР I степени тяжести.

Цель программы

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи

Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие речевого подражания.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.  

Пополнение пассивного и активного словаря.

Срок реализации

2016/2017 уч.г.

8 месяцев, 2 занятия в неделю.

Содержание работы

1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Показ предметов и частей тела.

Выполнение действий по инструкции логопеда.

Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов.

Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа.

Отгадывание предметов по описанию.

Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий.

Определение причинно-следственных связей.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. 

3. Развитие мимики и эмоций.

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Артикуляционные упражнения для губ:

- вытягивание трубочкой;

-растягивание в ниточку, в улыбку;

-округление губ;

- вытягивание трубочкой с последующим дутьём;

-поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал;

- крепкое сжатие;

- сосательные движения;

- вибрация.

Артикуляционные упражнения для языка:

- язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

- присасывание языка к верхним альвеолам;

- распластывание широкого языка и удержание его между зубами;

- движение вперёд-назад при открытом рте;

- попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;

- движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса;

-  движение влево-вправо;

-  движение вверх-вниз;

- язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта;

- цоканье;

- присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трр.

5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?».

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звука на фоне ряда слогов.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

6. Развитие речевого подражания.

Вызывание звукоподражания по картинкам: лягушка квакает: ква-ква, утка крякает: кря-кря, часы тикают: тик-так, мышка пищит: пи-пи-пи и др.

7. Коррекция звукопроизношения.

Постановка и автоматизация гласных и согласных звуков

8. Развитие импрессивной речи.

Узнавание признаков предметов по картинкам.

Исключение лишнего предмета.

9. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.  

Формирование умения произносить слоги: ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе, ку-ку, уф-уф, кря-кря, ква-ква, ку-ка-ре-ку, ду-ду, бум-бум, би-би, динь-динь, тук-тук, ах, ох, ух, эх, но-но, тпр, буль-буль, куп-куп, бай-бай, кач-кач, тик-так, топ-топ, прыг-скок, пиф-паф, тра-та-та, ля-ля, ла-ла, на, дай, я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, да, нет.

ППС (педагогические программные средства).

Компьютерные программы: «Веселая логоритмика» автор Е. Железнова, «Музыка с мамой. Весёлые пальчики» авторы Е. Железнова, С. Железнов, «Игры для Тигры»; портал «Мерсибо»

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Январь 2017 г.

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
___________________________________________________________________________

Корректировка программы  ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Май 2017 г.

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
___________________________________________________________________________

Корректировка программы  ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Литература:

1. Иванов Е.С., Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", - 2004. 80 с.

2.Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов. (Пер. с англ. Колс Е.К.)

3.Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.:Изд-во Москва. унта, 1990.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: «Теревинф», 2004.

5.Нуриева Л. И. Развитие речи у аутичных детей. М.: «Теревинф», 2006.

6.Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов. (Пер. с англ. Колс Е.К.)

7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.  Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Теревинф, 2000.

8. Никольская О.С.  Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. – С.108 9. Нуриева Л.Г.  Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – М.: Теревинф, 2003.

10. Питере Т.  Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Пер. с англ. – М.: ЛАДОС, 2003.

11.Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 189 с.

12.Семаго Н.Я.  Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.

 

 


Приложение №2

Рекомендации родителям детей с аутизмом (РАС)

Рекомендации помогут внимательным родителям присмотреться к своему ребёнку, заметить моменты, которые можно улучшить или исправить, если что-то вызывает Ваше беспокойство. Надеюсь, что подсказки облегчат Ваше взаимодействие с ребёнком и сделают его более спокойным и понятным для Вас.

Стрижка

•  Заранее договоритесь о времени Вашего прихода, чтобы не ждать.

•  Предпочтительнее было бы выбрать детский салон с телевизором.

•  Посадите ребёнка в специальное детское кресло, постоянно находитесь рядом или в поле  

   Зрения.

•  Хвалите и обязательно поощрите его после стрижки какой-нибудь маленькой покупкой.

Безопасность на улице

•  Напишите имя, фамилию, адрес ребёнка и мобильный телефон кого-то из родителей на

    внешней стороне его верхней одежды зимой, летом можно сделать то же самое, даже на

    внутренней стороне обуви ребёнка.

•  Продублируйте эту надпись письменно и научите Вашего малыша произносить её (имя,

   фамилию, адрес и мобильный родителя).

•  Имейте при себе фото Вашего ребёнка на случай, если он исчезнет из Вашего поля зрения, так

   будет легче найти его, показав фото.

Сон/Отдых

•  Используйте кровать с перилами, бортиками или кладите подушки рядом с кроватью, если

    случается, что Ваш ребёнок падал во время сна.

•  Успокаивайте и расслабляйте ребёнка лёгкими поглаживания рук и ног.

•  Смотреть на мерцающий фонарик, бесшумный вентилятор или крутящуюся игрушку бывает

    очень успокаивающим для некоторых детей.

•  Не позволяйте ребёнку долго спать в дневное время, это может отрицательно влиять на ночной

    сон.

•  Ребёнку лучше спать только в своей спальне и в своей кроватке.

•  Укладывайте малыша спать, когда он уже очень сонный.

Одежда

•  Стирайте детское бельё, пользуясь порошком, который не содержит хлора, отбеливающих

    содержимых, ароматизаторов и красителей.

•  Снимите с одежды ярлыки, если ребёнок имеет обострённое тактильное восприятие.

•  Одевайте ребёнка в одноцветную неяркую пижаму без больших и непонятных рисунков, это

    может его пугать или вызывать беспокойство.

Выходы

•  Перед походом в новое место, по возможности, заранее ознакомьте Вашего ребёнка с новым

   маршрутом.

•  Собираясь  в  кино,  кукольный  театр,  цирк  купите  билеты заблаговременно во избежание

   долгих очередей.

•  Покормите ребёнка перед выходом и запаситесь его любимой едой.

•  Выходя на целый день, запаситесь элементами сменной одежды для ребёнка, в случае если

    возникнет необходимость переодеться.

•  Возьмите с собой любимую игрушку, если вдруг ребёнку станет тревожно.

•  Избегайте излишне шумных мест, многие дети к ним очень чувствительны.

•  Начинайте знакомить своего ребёнка со спортивными мероприятиями по телевизору, называя

    вид спорта и объясняя, что происходит.

•  Решив отдать ребёнка на спорт, начните с индивидуальных занятий или выбирайте секции с  

   небольшим количеством детей.

•  Выбирайте нетравматичные виды спорта, если Ваш малыш излишне подвижен.

Игровое время

•  Организуйте занятие для ребёнка и рабочее место, когда Вам нужно чем-то заняться по дому.

•  Желательно, чтобы ребёнок находился рядом, чтобы можно было с ним разговаривать, даже

   если он молчит.

•  Постоянно находитесь в процессе занятия ребёнка, замечайте, что он делает, комментируйте,    

   периодически подходите и взаимодействуйте с ним.

•  Обезопасьте игровую территорию от небезопасных предметов.

Режим дня

•  Выработайте четкий дневной график для Вашего ребёнка.

•  Следите за его соблюдением.

Общение

Что вы должны знать -  

1. Все дети хотят общаться.

2. Любой звук, изданный Вашим ребенком – это язык.

3. Хотя Вы, возможно, и не понимаете язык своего ребенка, он пытается говорить с Вами.

4. Если бы Ваш ребенок мог говорить превосходно, он бы говорил.

5. У многих детей трудности с речью из-за проблем с дыханием.

6. У многих детей трудности с речью, так как они чересчур чувствительны к повседневным

    звукам, и это оказывает влияние на их способность найти нужные слова.

7. У детей с мозговыми травмами часто наблюдаются трудности с упорядочиванием того, что

    они хотят сказать.

8. Если Вы ждете ответа от ребенка, пожалуйста, дайте ему время, чтобы приготовиться и издать

    звук или сказать слово.

9. Детей с мозговыми травмами расстраивает то, что они не могут общаться, и это может

    привести к проблемам с поведением.

10. Дети, которые еще не могут говорить или ясно говорить, могут общаться, указывая или

     смотря на написанные варианты.

Что делать

1. Дайте ребенку возможность участвовать во всех разговорах.

2. Давайте ребенку выборы ответа в течение всего дня (например, «Ты хочешь яблоко или грушу?»).

3. Внимательно слушайте ребенка.

4. Дождитесь, пока ребенок ответит.

5. Если Ваш ребенок издал звук или произнес слово, - ответьте ему.

6. Примите его речь как лучшее, на что он в данный момент способен.

7. Если Ваш ребенок еще не может говорить, или у него трудности с речью, предоставьте ему

    доску вариантов, содержащую написанные варианты, чтобы помочь ему полноценно общаться  

   (например, доска с ДА и НЕТ).

8. Если Вы не понимаете ребенка, попытайтесь догадаться, что он говорит, и затем

    удостоверьтесь, попросив его указать или посмотреть на доску вариантов.

9. Обеспечьте тихую среду, чтобы Вам и Вашему ребенку было легче общаться.

10. Дайте ребенку достаточно времени, чтобы закончить мысль.

Чего нельзя делать

1. Не игнорируйте ребенка, если он пытается говорить.

2. Не позволяйте другим игнорировать ребенка, если он пытается говорить.

3. Не прерывайте ребенка, когда он говорит.

4. Не просите ребенка повторить то, что Вы сказали.

5. Не просите ребенка повторить то, что он сказал.

6. Не исправляйте и не критикуйте речь своего ребенка.

7. Не просите ребенка говорить в центре внимания. (Например: «Скажи до свидания доктору»

    или «Прочитай бабушке стишок»).

8. Не повторяйте один и тот же вопрос снова и снова. (Например: «Где папа?» или «Сколько тебе

    лет?»).

9. Не имитируйте речь своего ребенка.

10. Не торопите ребенка, когда он разговаривает с Вами.

Приложение №3

Игры для пальцев

Игры для пальцев

Мы всегда напоминаем родителям, что в работе над речевым развитием ребёнка главное - заинтересовать. Обучать, играя.

Пальцевые игры полезны на разных этапах развития ребёнка - и для каждого этапа они свои.

 Советы по проведению игр

  Перед игрой слегка разотрите его руки, чтобы создать настрой и размяться

  Чередуйте и заменяйте упражнения, чтобы ребёнку не надоедала игра

  Ребёнок будет запоминать текст и соотносить слова с движениями постепенно, сначала он может воспроизводить его частично. Стимулируйте ребёнка к тому, чтобы он подпевал вам, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

  Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, не противьтесь. Ребёнку легче и интереснее повторять знакомое действие. Но постепенно добавляйте и новые тоже.

Подготовительные игры

С непривычки ребёнку может нелегко даваться игра для пальцев: причиной тому - не привыкшие мышцы и, соответственно, непривычные ощущения, от которых хочется уклониться. Начинайте с самых простых игр, подходите к играм как к весёлой игре:

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ. Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем его. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слове «гулять» отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку:

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять!

Испугались кошки, спрятались опять.

ЕРШИ. Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутренней или тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку. На каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно.

На реке камыши, расплескались там ерши

Круг постарше (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке)

круг помладше (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке)

круг совсем малыши (ставим - щекочем точечкой в серединке).

Первичные игры

Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом, мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка. Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

ШАЛУН - аналог всем известной "сороки-вороны". На первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша.

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила

на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

Cо словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать

БЕЛОЧКА - по мотивам народной песенки. Поглаживаем руку, расправляя кулачок.

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки

поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

ФРУКТЫ-ОВОЩИ

Как у нашей Зинки

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины

Фрукты есть в корзине:

Яблочко, груша,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,

До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,

Вкуснее наших фруктов нет!

ПОМОЩНИК:

Посуду моет наш Антошка:

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

ИГРУШКИ

У Антошки есть игрушки:

Вот весёлая лягушка,

Вот железная машина.

Это мяч, он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

ПОСЧИТАЕМ- сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно

Один-два-три-четыре-пять,

Буду транспорт я считать:

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ - от мизинца - к большому пальцу:

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я так довольна своими ребятами!

ПО ГРИБЫ

Один, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

ГОСТИ

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

КТО ПРИЕХАЛ?

Кто приехал? Мы, мы, мы.

Хлопать кончиками пальцев.

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Большие и средние пальцы.

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

Большие и безымянные пальцы.

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

Большие пальцы и мизинцы.

СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка (большой),

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

Этот пальчик - мамочка (безымянный),

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

Усложнённые игры:

ДОЖДИК КАПАЕТ

Дождик капает, Дождик капает.

Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.

Пальчики обеих рук постукивают по столу.

ЁЛОЧКА

Праздник приближается, ёлка наряжается:

Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

Звёздочки горят,

А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)

Конфетти кругом!

Одновременно с играми для пальцев используйте игры со всем телом. Эффект таких игр аналогичен массажному, более того, физическая терапия сочетается с расширением словарного запаса.

Внимание: игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

У ЖИРАФОВ

- обучающая игра для познания названий частей тела плюс мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе.

У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.

У слонов есть складки, складочки везде. Щипаем, как бы собирая складки

У котяток шёрстка, шёрсточка везде. Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки). На лбу, на носу, на ушах и т.д. и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.

ЧАСЫ

- эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.

Мышь скатилась кувырком.

Руки "скатываются" на по телу вниз..

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

ПОЖАРНЫЕ - игра-пробуждение, активизация

Пожарные побежали (бегите по животу снизу вверх к лицу)

и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)

КОШКА - игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке.

Придёт кошка не спеша и погладит малыша.

МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!

ПАУЧОК

Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)

Бежит по…. (имя ребёнка, ребёнка щекочут)

В этой игре важно, чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

Вы можете придумать свои индивидуальные правила игр по этому принципу

Играйте с удовольствием!

Приложение №4

Развивающие игры с песком

Развивающие игры с песком

Игра - один из главных инструментов логопеда. Мы предлагаем комплекс игр с песком - одним из самых любимых игровых материалов детей. Такие игры развивают мелкую моторику, успокаивают малыша и способствуют коррекции его речи, улучшению поведения и состояния нервной системы.

Не думайте, что игра с песком доступное только летом учебное развлечение. Логопед на занятиях дома и в офисе использует не только обычный песок, но и похожие на него материалы: манная или любая другая крупа, фасоль и горох, мелкие камешки.

Мы предлагаем ряд игр с песком и ему подобными материалами, а также рекомендации по их проведению.

  Строим манную песочницу. Крупу насыпаем в достаточно большую пластиковую ёмкость. Чтобы избежать мучительной уборки, используйте большую картонную коробку, куда бы мог поместиться ребёнок и его "логопедическая" песочница.

Для игры, как обычно, понадобятся лопатки, формочки, ведёрки, мельницы, мелкие игрушки, кукольную посудку.

Итак, мы кормим кукол, отправляем их на манный пляж, мажем солнцезащитным кремом.

Мы перевозим нашу манку - строительный материал - на грузовике.

  Вы можете использовать другую крупу - здесь дайте волю своей фантазии. Кукурузная група - желтый песочек, горох и фасоль - галечный пляж. 

А ещё можно взять несколько видов круп и учиться их сортировать, разложив по маленьким тарелкам: для белочки - фасоль, для мишки - горох, для птички - пшено. Это позволит развивать не только мелкую моторику, но и логическое мышление.

Как мы уже сказали, игры с песком помогают сделать процесс логопедической терапии намного более эффективным и интересным. Опытные логопеды давно используют такие игры в своей работе.

Весёлых вам игр!


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

Презентация практических пособий «Разговор о правильном питании»

Авторские дидактические игры по программе "Разговор о правильном питании"...

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

Публикация Статьи в сборнике "Опыт практической деятельности педагога" в рамках II Международной научно - практической конференции

Научно - методическая работа "Творческий проект "Чудо-фантики" для детей старшей группы"...

Публикация в сборнике IV Международной практической конференции "Педагогическая наука: теоретический и практический взгляд". г. Чебоксары

Публикация в сборнике IV Международно практической конференции "Педагогическая наука: теоретический и практический взгляд", г. Чебоксары. Представление научно-методической работы "Совме...