"Рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ"
консультация на тему

Савельева Оксана Александровна

Тема «Адаптация детей  в детском образовательном учреждении» является актуальной , так как проблема адаптации детей к жизни  и  условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_po_adaptatsii.doc331.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Управление дошкольного образования

администрации муниципального образования

 городского округа «Сыктывкар»

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Центр развития ребенка –

 Детский сад № 114»

Г. Сыктывкара

   

Рекомендации для родителей

2018 г.

 

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад.

   Например: детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, поиграть с этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я  очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе было тоже  интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу, и ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у  меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «Радостную коробку», выучить имена воспитателей и правила детского

сада.

  1. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и  знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  2. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и  чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у  малыша, запомнил ли он, что будет делать в детском саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он  будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за по-

Правила для родителей.

  1. Соблюдать Устав дошкольного учреждения.
  2. Вносить плату за содержание ребенка в ДОУ в установленные сроки: до 10 числа текущего месяца.
  3. Лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 16-ти летнего возраста.
  4. Приводить ребенка в ДОУ в опрятном виде, чистой одежде, обуви. Всегда иметь в наличии комплект сменной одежды, физкультурной формы для улицы и зала, носовые платки. Одежда для детей ясельного возраста должна быть промаркирована.
  5. Соблюдать гигиенические требования: коротко остриженные ногти, чистые кожные и волосяные покровы.
  6. Следить за состоянием здоровья ребенка. Информировать ДОУ о болезни ребенка или  о предстоящем отсутствии, по какой либо причине. Строго запрещается приводить больного ребенка в ДОУ.
  7. Соблюдать режим ДОУ: с 7.00 до 19.00
  8. Забирать детей до 18.45 – 15 минут даются воспитателю на проведение гигиенических мероприятий и подготовку к занятиям на следующий день. Личное время воспитателя (если родитель, по какой либо причине не забрал ребенка вовремя из детского сада) оплачивается родителями.
  9. Оказывать ДОУ посильную помощь в реализации уставных задач:
  • Охрана жизни и здоровья ребенка;
  • Ремонт и изготовление инвентаря в группах и на участке;
  • Закаливающие мероприятия;
  • Выполнение рекомендаций воспитателя в семье

Категорически запрещается:

  1. Давать детям в детский сад сотовые телефоны
  2. Надевать на детей золотые украшения (цепочки, крестики), в противном случае детский сад не несет ответственность за дорогостоящие вещи.

Особо обратить внимание родителям на межличностную культуру общения в детском саду:

  • Между персоналом и родителями;
  • Между родителями;

Помните, что от Вашего доброжелательного поведения

 зависит эмоциональное состояние ребенка.

  1. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
  2. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснить ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

  1. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь  вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что тебе бывает страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится.

мощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь  пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна Николаевна нальет тебе воды.  Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так,  как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не может одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте поиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

  1. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка, и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад – с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим

ребенком.

  1. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги детям.
  2. Разработайте вместе с ребенком  систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
  3. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
  4. Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы в детском саду.
  5. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

  1. Проявляет ли интерес к действиям взрослых?
  • Да – 3
  • Нет – 1
  • Иногда - 2
  1. Как ваш ребенок играет?
  • Умеет играть самостоятельно – 3
  • Не всегда – 2
  • Играет сам - 1
  1. Взаимоотношения с взрослыми:
  • Легко идет на контакт – 3
  • Избирательно – 2
  • Трудно - 1
  1. Взаимоотношения с детьми:
  • Легко идет на контакт – 3
  • Избирательно – 2
  • Трудно - 1
  1. Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:
  • Да – 3
  • Нет – 1
  • Иногда – 2
  1. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
  • Да – 3
  • Нет – 1
  • Иногда - 2
  1. Есть ли опыт разлуки с близкими?
  • Перенес разлуку легко – 3
  • Тяжело - 1
  1. Есть ли эффектная  привязанность к кому-либо

       из взрослых?

  • Есть
  • нет

ПРОГНОЗ   АДАПТАЦИИ:

55-40 баллов – готов к детскому саду

39-24 баллов – условно готов

23-16 – не готов

АНКЕТА

 «ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД»

  1. Какое настроение преобладает у ребенка?
  • Бодрое, уравновешенное – 3
  • Раздражительное – 2
  • Подавленное - 1
  1. Как ваш ребенок засыпает?
  • Быстро – 2
  • Медленно –2
  • Спокойно-3
  • Неспокойно -1
  1. Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?
  • Дополнительное воздействие – 1
  • Без воздействия - 3
  1. Какова продолжительность сна ребенка?
  • 2 часа -3
  • Менее 1 – 1
  1. Какой аппетит у вашего ребенка?
  • Хороший – 4
  • Избирательный – 3
  • Неустойчивый – 2
  • Плохой - 1
  1. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?
  • Положительно – 3
  • Отрицательно – 1
  • Просится на горшок – 3
  • Не просится, но бывает сухой – 2
  • Не просится и ходит мокрый - 1
  1. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?
  • Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается– 1
  • Нет отрицательных привычек - 3
  1. Интересуется ли ваш ребенок игрушками,  предметами дома и в новой обстановке?
  • Да- 3
  • Нет- 1
  • иногда

ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

4 НЕДЕЛЯ

5 НЕДЕЛЯ

СЕНТЯБРЬ

1  день

2 часа

1  день

3 часа

1  день

4 часа

1  день

С     8.00

 до 16.00

1  день

С   7.30

до18.00

2 день

2 часа

2 день

3 часа

2 день

4 часа

2 день

С     8.00

 до 16.00

2 день

С   7.30

до18.00

3 день

2 часа

3 день

3 часа

3 день

4 часа

3 день

С     8.00

 до 16.00

3 день

С   7.30

до18.00

4 день

2 часа

4 день

3 часа

4 день

4 часа

4 день

С    8.00

до 16.00

4 день

С   7.30

до18.00

5 день

2 часа

5 день

3 часа

5 день

4 часа

5 день

С     8.00

 до 16.00

5 день

С   7.30

до18.00

     Родителям необходимо  четко следовать графику адаптации, не торопиться оставлять ребенка на длительный срок, не подвергать его физическое здоровье серьезным испытаниям, а психику – стрессу. Главное на этом этапе привыкание детей к режиму детского сада.

     График введения детей в группу предполагает введение не более одного – двух новых детей, но не более одного ребенка с тяжелой адаптацией. По понедельникам новые дети не принимаются. Начиная с октября, группа работает с 7.00 до 19.00.

     Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

  • Адекватная реакция на любое предложение воспитателя
  • Нормальное эмоциональное

      состояние

  • Охотное общение с другими

      детьми

  • Хороший аппетит
  • Спокойный сон

     

Каждый год мы сталкиваемся с разными детьми. График, предложенный в качестве примера, демонстрирует основные тенденции: в группу приходит не более 1 – 2  новых детей в день, не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией в неделю. Желательно не назначать приход новых детей на понедельник, особенно детей с тяжелой адаптацией. Во вторую неделю работы, как правило, 1-2 ребенка из второй подгруппы переводятся в первую. На третьей неделе количество таких детей увеличивается вдвое. На четвертой – втрое.

     Введение в группу практически всех детей в течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы, как сотрудников детского сада, так и семьи.

КОРМЛЕНИЕ.

     Ребенка приучают мыть руки перед едой, вытирать их полотенцем, правильно держать ложку в правой руке, есть опрятно, хорошо пережевывать пищу. Во время еды повязывают салфетку, крупные куски пищи измельчают.

РАЗДЕВАНИЕ И ОДЕВАНИЕ.

      Ребенка легче научить раздеваться, чем одеваться. К двум годам он должен уметь снять расстегнутую взрослым одежду и с помощью взрослого надевать, натягивать отдельные предметы, например шапку, носки. К трем годам ребенок одевается с небольшой помощью взрослого, развязывает шнурки, расстегивает пуговицы, знает порядок в одевании и раздевании. Приведя ребенка в группу, родители должны аккуратно сложить детские вещи в шкафчик. Вывернув их лицевую сторону. Это облегчит сборы ребенка на прогулку.  В домашних условиях ребенка приучают складывать перед сном одежду на стульчике, это важно, так как дети в садике вешают одежду на стульчики.

НАВЫКИ ОПРЯТНОСТИ.

     Начиная с 1,5 лет можно учить детей самостоятельно мыть руки: завернуть рукава, намылить руки, пользоваться полотенцем. Следует объяснить назначение предметов индивидуального пользования: расчески, носового платка.

     Огромное значение имеет поведение взрослого – пример для подражания. Привычки и навыки очень неустойчивы. Легче предупредить образование плохой привычки, чем избавиться, когда она уже сложилась.

     Развитие речи – одна из ведущих задач в этом возрасте. К двум годам ребенок может

иметь в активном словаре (говорить) до 300 слов. Он уже хорошо ходит, свободно ориентируется в пространстве среди множества  предметов. Воспринятая информация начинает постепенно переходить в  активную речь.

Ребенок словами старается выражать все, что видит, слышит, чувствует и хочет. Если ребенок в начале второго года в основном использовал лепетные слова и звукоподражание, во втором полугодии облегченные слова постепенно вытесняются их активного словаря ребенка,  заменяясь  общеупотребительными.

     Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

     О развитии ребенка, поступающего в детский сад, можно судить по основным бытовым навыкам.

В 1 год 6 месяцев ребенок:

  • Держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
  • Отрицательно относится к нарушению опрятности;
  • Сообщает о физиологических потребностях;
  • Спокойно относится к умыванию.

В 1 год 9 месяцев ребенок:

  • Самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
  • Самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь,  частично одевается  (натягивает шапку, надевает туфли);
  • Обращает внимание на грязное лицо и руки;
  • Контролирует физиологические потребности;
  • Проявляет стремление к самостоятельным действиям;
  • Знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.

В 2 года ребенок:

  • Ест аккуратно, не облизываясь;
  • При умывании трет ладони и части тела,

      вытирается при помощи взрослого;

  • Самостоятельно одевается (натягивает

      носки, шапку, обувь при незначительной

      помощи взрослого), частично раздевается;

  • Знает места хранения одежды, обуви,

      игрушек и посуды;

  • Пользуется носовым платком (при

     напоминании);

  • Контролирует физиологические

      потребности.

В 2 года 6 месяцев ребенок:

  • Одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
  • Расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.

РЕЖИМ ДНЯ (группа от 1 до 2 лет)

№ п/п

Режимные моменты

Время проведения

Для детей

с 1 до 1,5 лет

Для детей

С 1,5 до 2 лет

Прием детей, осмотр, измерение температуры, игры

7.00 - 8.00

7.00 - 8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00 - 8.30

8.00 - 8.30

Самостоятельная деятельность

8.30 - 9.00

8.30 – 9.20

Игра, занятия по подгруппам

9.00 - 9.10

9.20 – 9.30

Подготовка ко сну, 1-й сон

9.30 - 12.00

-

Подготовка к прогулке,

прогулка, возвращение с прогулки

-

9.30 – 11.20

Подготовка к обеду, обед

12.00 – 12.30

11.30 – 12.00

Подготовка ко сну, дневной сон

-

12.00 – 15.00

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение

 с прогулки

12.30 – 15.00

-

Постепенный подъем, полдник

15.00 – 15.30

15.00 – 15.30

Игры, занятия по подгруппам

15.35 – 15.45

15.55 – 16.05

Подготовка ко сну, 2-й сон

15.45 – 17.15

-

Самостоятельная деятельность

17.15 – 17.30

-

Подготовка к прогулке, прогулка

17.30 – 18.15

16.05 – 18.00

Возвращение с прогулки, ужин

18.15 – 18.45

18.15 – 18.45

Игры, уход детей домой

18.45 – 19.00

18.45 – 19.00

РЕЖИМ

     Составляя план обучения и воспитания, сотрудники учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Так как игра присуща психоэмоциональной природе ребенка дошкольного возраста, процесс строится на основе игры, статистические занятия чередуются с динамическими.

     Нерегламентированная деятельность включает привитие навыков личной гигиены и самообслуживания.

     Построение режима зависит от времени года. В весеннее - летний период сокращается продолжительность ночного сна, дневной сон удлиняется на 45 минут – 1 час, в зависимости от возраста, после сна проводятся                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            водно-закаливающие процедуры, удлиняется время прогулок.

     Показателем правильно составленного и выполняемого режима является поведение детей: они спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение;

дети не отказываются от еды, засыпают спокойно и быстро, крепко спят и просыпаются бодрыми.

    Но, к большому сожалению, многие родители не уделяют внимания такому важному моменту, как режим дня. Дисбаланс в режиме приводит неадекватному состоянию всей работы детского сада (несвоевременное получение еды с пищеблока, парализация учебного процесса). Поэтому с первых дней посещения ребенком ДОУ родители должны усвоить «железное» правило: вечером – своевременный отход ко сну, утром -  своевременный подъем. Ребенка нужно приводить в детский сад с 7 до 8 часов. Свободное посещение ДОУ не рекомендуется, так как режим дня и  учебный план в полном объеме предусматривают развитие гармоничной личности. Если ребенок будет отсутствовать (для посещения лечебного учреждения или по семейным обстоятельствам), родители накануне делают запись в специальной тетради, которая имеется в каждой группе.

     Непосещение ДОУ без уважительной причины разрешено только в случае, когда родители ребенка выходят в отпуск (о чем сообщается заранее воспитателю);

     Без справки ребенок принимается в детский сад, если пропущено до 5 (пяти) календарных дней, включая выходные дни.

     

Уделите внимание форме одежды

детей. Она должна быть легкая,  удобная,

не сковывающая движения,

соответствующая времени года.

Сплошные комбинезоны не рекомендуются.

Обувь – легкая, удобная, без шнурков.

При выборе сменной обуви исключите

тапочки (профилактика плоскостопия).

Как помочь ребенку в период адаптации.

     Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т.д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу  первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года  2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

     С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно, мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды.

     К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в  спальне.

     Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение  наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по адаптации ребенка в ДОУ

Уважаемые родители! Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам и Вашему ребенку как можно легче и спокойнее пройти этот нелегкий, но очень важный период в жизни....

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

Взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.Все интересующие вас вопро...

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее...

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

Статья содержит конкретные рекомендации по уменьшению тревожности детей при поступлении в детский сад и адаптации ребенка к новым жизненным условиям....

Рекомендации родителям по адаптации ребенка в детском саду

Советы для родителей в период адаптации  ребенка к новым условиям, новой среде, новым людям....

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду.

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду....

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада

в статье представлены наиболее частые причины тежелой адаптации ребенка в ДОУ, рассмотрены ошибки которые допускают родители при адаптации и даны рекомендации как подготовить ребенка к детскому саду....