РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ ».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Клопова Елена Сергеевна

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж; учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, вызывать у детей желание рассматривать картины о природе;  Расширить знания детей о творчестве художника пейзажиста И. И. Шишкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Ребята, сегодня будет необычный день. Полный волшебства и превращений. Да, да, вы не ослышались. Сегодня каждый из вас получит возможность переместиться в пространстве и времени, оказавшись далеко-далеко отсюда. Сегодня я буду волшебницей, а помогать мне в этом будет моя волшебная палочка.

-Ребята, послушайте стихотворение.

Я иду тропой лесною,

Справа лес, и слева лес,

Гляну вверх, а надо мною,

Свет божественных небес,

То кукушка закукует,

То услышу дятла стук.

И на травушке дождинки,

Расстилаются ковром,

И гуляет по тропинке

Солнца лучик огоньком.

-Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (о природе).

Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам художники. Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие , которые помогают нам увидеть красоту природы на картине. Картины, которые они пишут называются - пейзажами,

- а как вы думаете, как называют художника, который пишет пейзажи? (художник – пейзажист)

- да правильно, художники пейзажисты.

-У нас в России жил замечательный художник И.И Шишкин, больше всего любивший изобразить на своих полотнах лес. И. И. Шишкин – художник, который исходил пешком сотни километров по лесам и полям России.

Всю жизнь он изучал русский северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь.

Свою любовь к родине он перенес в своих картинах, изображал всякие породы деревьев, кустов и трав, сосновые и еловые леса. Так же он изображал дубы и березы, и почву под деревьями – это были и камни, и песок, глина, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник.

Шишкину все казалось интересным, что было связано с природой, и старый пень, и коряга, и сухое дерево.

Слайд №1

-Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Шишкин Иван Иванович – Один из самых выдающихся художников пейзажистов. В народе его так и называли-"Лесной богатырь", "Царь леса"

Даже фамилия у него была лесная – Шишкин, а имя и отчество –русские и простые Иван Иванович. (Рассказ педагога сопровождается показом слайдов)

Слайд№2 Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит залюбуется .

 -А сейчас настало время стать участниками путешествия, в которое приглашает нас художник

Однако, для того, чтобы узнать, куда мы сегодня с вами отправимся в путешествие, нужно сначала отгадать загадки, с помощью которых вы узнаете название волшебной картины.

Внимательно слушайте и отгадывайте первое слово:

Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро,

Возвещая: «Это …. …»

Дети: Утро!

Воспитатель: Правильно дети! Первая подсказка это слово утро.

Продолжаем отгадывать. Следующая загадка - подсказка.

На мне колючие иголки,

Но я не пихта и не ёлка.

Стройна, прекрасна, зелена

Весь год красавица ….

Дети: Сосна!

Воспитатель: Правильно дети! Вторая подсказка это слово сосна.

Продолжаем отгадывать последнюю подсказку.

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в ... !

Дети: Лес.

 Воспитатель: Да, правильно. Теперь у вас есть три слова подсказки (утро, сосна, лес). Кто из вас уже догадался о какой картине идет речь? Дети: Утро в сосновом лесу!

Воспитатель: Я вас поздравляю, вы справились с заданием, Давайте почувствуем себя героями этой картины, приготовьтесь к волшебству.

Но, для того, чтобы попасть в волшебный лес, нужно произнести волшебные слова. Встаём. Закрываем глазки. (Воспитатель произносит слова) «Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в лесу ты окажись!»

Слайд№3  (Музыка Утро в лесу)

Открываем глазки. Посмотрите, ребята, какой красивый лес. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Покажите, какие в лесу высокие деревья.(дети поднимают вверх руки)

-Подул теплый ветерок, зашелестели листья.(дети быстро шевелят пальцами рук)

-Подул холодный ветер, закачались сосны.(дети покачивают и машут руками)

-Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки ни ветки.(дети расслабляются)

-Снова подул ветер.(дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются)

(Дыхательная гимнастика)

Аромат сосны вдыхаем,

(Глубокий вдох носом).

И дыханье затаим.

(Затаить дыханье).

А теперь мы выдыхаем,

(Выдох через рот со звуком «А-а-а»).

Отдыхаем, отдыхаем.

(Отдых).

– здесь мы вдыхаем свежий воздух

– кругом пахнет сосновой смолкой. Чувствуете ли вы запах хвои, влажного мха?

– хочется дышать ароматами соснового бора, не переставая


-Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья которые написал художник?(
сосны)

-А как называется лес, в котором растут только сосны? (сосновый бор)

-Верно, сосновый бор. Посмотрите на деревья. Как вы можете охарактеризовать их-какие они? (высокие, могучие, стройные, толстые и.т.д)

-Какая крона у сосны? (редкая, лапчатая, ажурная)

-Как вы думаете, какой главный цвет в лесу? (зеленый)

-Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес? (разные его оттенки)

– посмотрите как много разных оттенков зеленого, теплые оттенки зеленого и холодные оттенки, почти синие.

- художник использовал в своей работе разные оттенки зеленого цвета, для того чтобы показать солнечные и теневые места в лесу. Показать старые и молодые деревья.

- Посмотрите в левом верхнем углу, какой оттенок художник выбрал темно-зелёный или светло-зелёный? (тёмно- зелёный)

-Почему? (солнце не успело осветить сосны).

-А в правом верхнем углу, какой оттенок выбрал художник? (светло-зелёный).

-Почему? (солнце осветило верхушки сосен).

-Что ещё можно сказать о сосновом лесе?

(дремучий, непроходимый).

- как вы думаете, какое время суток изображено на картине? (На картине изображено утро) - почему? (Солнце только взошло и осветило верхушки  деревьев и  виден не рассеявшийся ещё туман)

- кого вы видите в центре картины? (Медведицу с медвежатами)

-Посмотрите и скажите, что делают медвежата (Они лазают по дереву, которое наклонилось к земле)

- ребята может вы что – нибуть необычное заметили в картине?

- а вам хотелось бы побывать в таком лесу? почему?

- ребятки художник назвал эту картину «Утро в сосновом лесу», а какое бы вы, дали ей название?

- вам нравится эта картина?

-Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? (кистью, красками)

-Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться обратно. Для этого я вновь взмахну своей волшебной палочкой и мы с вами вернемся назад. Но для того, чтобы вернуться обратно из волшебного леса, нам надо произнести опять волшебные слова. Закрывайте глазки. (Воспитатель говорит)

«Вокруг себя обернись, 1,2, 3 в детском саду окажись!»

-Открывайте глазки. Вот мы снова в садике!

- А теперь давайте вспомним, как зовут художника, с творчеством которого мы познакомились на сегодняшнем занятии? ( И.И Шишкиным)

-А как называется картина, которую мы рассмотрели? ("Утро в сосновом лесу")        

-Как можно назвать одним словом то, что изображено на картине? (пейзаж)

-Да ребята, теперь мы знаем, что картина на которой изображена природа, называется-пейзажем, а художника, который нарисовал его-пейзажистом.

 Заключение

- ребятки давайте мы повернемся друг другу и подарим друг другу улыбку. Вот такое прекрасное, хорошее настроение мы получаем от общения с искусством.

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору".

Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины "Утро в сосновом бору".Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности....

Конспект беседы по искусству (рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору").

Познакомить детей с таким жанром живописи как пейзаж. Учить и воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник. Учить выделять оттенки цветов как средств...

Рассматривание картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»

Занятие по ИЗО в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования....

Конспект ННОД по развитию речи : РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ БОРУ».

Программное содержание: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выд...

НОД "Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Знакомство с творчеством русского художника – пейзажиста И.И. Шишкина...

Конспект занятия "Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов, ка...

Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

План – конспект НОД по рассматриванию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» с детьми подготовительной группы....