Опыт работы в рамках проекта "Широка страна моя родная"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Аркашева Светлана Анатольевна

В данном опыте представлен материал по реализации с детьми старшего дошкольного возраста проекта "Широка страна моя родная". В ходе проекта дети путешествовали по Россиии, знакомились с уголками, народами России, их обычаями и традициями. Прослеживаются этапы реализации проекта и  итогши.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

в рамках духовно – нравственного воспитания

детей старшего дошкольного возраста

«Широка страна моя родная»

Подготовили воспитатели: Аркашева С.А., Павличенко Е.В.

… детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и отечества, их красоты и величия…

                                    В.А. Сухомлинский

Самоценность дошкольного детства понимается так: именно в дошкольном возрасте закладываются начальные ценностные основы мировоззрения.[1. С.]

Россия – огромная страна, вдоль которой расстилаются различные природные зоны, где проживают люди разных национальностей и культур со своими традициями и обычаями. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагог формирует у воспитанников представления о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.

Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано руками дедушек и бабушек, мам и пап, к их труду, ко всему, что их окружает, участвовать в создании красоты и порядка.

Большую работу по воспитанию у детей духовных ценностей важно начинать еще с детского сада.

 Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта. 

Метод проектов при формировании патриотических чувств очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

Нами был разработан проект «Широка страна моя родная».

Вид проекта: информационно — творческий

По срокам проведения: долгосрочный октябрь 2015 – май 2016г.

Участники проекта: дети старшей группы, родители.

Цель проекта: Формирование духовно-нравственных чувств  дошкольников в процессе знакомства с Россией в рамках проектной деятельности.

Задачи:

1. Формировать у детей любовь к Отечеству и его историческому прошлому.

2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием России.

3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать их словарь, учить свободно мыслить, фантазировать.

4.  Развивать познавательный интерес к изучению своей страны.

6. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение  и чувство  гордости за свою страну и его граждан.

1 этап – подготовительный, теоретический. Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности. октябрь    2015г

2 этап – основной. Реализации проекта согласно плану мероприятий с   детьми и родителями. октябрь – апрель 2016

3 этап – заключительный. Анализ деятельности по реализации проекта.

Формы взаимодействия с детьми:

  • непрерывная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • слушание музыки;
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и  коммуникативные)
  • презентации
  • творческие мастерские

Формы взаимодействия  с родителями:

  • консультации;
  • сотворчество детей и родителей.

В основе проекта лежала игра – путешествие по России, которая включала в себя:

«Путешествие на Крайний север»,

«Путешествие в тайгу»,

«Путешествие в тундру» и др.

«Народные умельцы» (Гжелевские мастера, Золотая хохлома),

Были дебри и«Путешествие в Москву»,

«Народный костюм» и другие.

Путешествуя мы знакомились с климатическими особенностями регионов, разнообразием животных и растений, людьми, населяющими их. Изучали национальную одежду, традиции и обычаи, знакомились с кухней, музыкой, литературой, народными танцами и играми.

Например, во время путешествия  по крайнему Северу мы с детьми останавливались на станциях: «Природа вокруг нас», где знакомились с особенностями климата, животными и растениями; «Люди вокруг нас» - знакомились с коренными жителями (чукчи, ханты, манси) их традициями, обычаями, национальной одеждой, кухней; «Музыка вокруг нас» - слушали игру на народных инструментах - воргане, пензере (бубне), смотрели исполнение народных танцев; «В гостях у сказки» - знакомили с фольклором народов Севера (сказки: «Кукушка» ненецкая, «Великий Сэкен» чукотская, загалки, пословицы и поговорки); «Игровая» - знакомились и играли в национальные игры «Один лишний» (Биир ордук), «Ястреб и утки» (Кырбый  уонна кустар); на станции «Народные умельцы» с детьми раскрашивали народные костюмы, рисовали «Мандалу», «Чуму».

Результатом проекта служила мини-конференция «А я иду шагаю по стране», где детьми при поддержке родителей были представлены презентации, слайд-шоу тех мест нашей страны, где они побывали. Они презентовали эти места, делились своими впечатлениями от увиденного (Москва, Санкт Петербург, Самара и другие уголки нашей страны). Также детьми были изотовлены поделки животных России из природного и бросового материала. Ребята составляли описательные рассказы о них, месте обитания, питании, приводили интересные факты.

В ходе реализации проекта было осуществлено:

Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов

Проведение цикла тематических занятий.

Подбор пословиц, поговорок, загадок о культуре народов России.

Подборка «Энциклопедические данные о России».

Подборка «Игры народов России».

Подборка «Сказки народов России».

Подборка «Русские народный песни».

Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».

Подборка образцов русских народных промыслов;

Фонотека народных танцев, песен;

Подборка дидактических игр «Укрась кокошник» и др.

         В процессе реализации проекта у детей сформировались представления о символике России, истории государства, городах, народах, проживающих на территории страны, их традиции и обычаи, национальные костюмы, народные инструменты, фольклор. Расширили представления о широте и красоте просторов нашей Родины. Таким образом, работа по формированию духовных ценностей  и мировоззрению дошкольников должна носить комплексный характер, пройти через все направления развития тонкой нитью.

Родина у каждого своя.

С первых шагов до последнего вздоха.

С первых дорог до последнего взлёта.

С первых лучей и до заката.

Помни, Родина – это свято!

Л.Г. Свинина.

Используемая литература:

1.Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности. Дошкольное воспитание 2004 - №8 с. 20-21.

2.Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина, - М., 2005.

3.Муленко И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М., 2006.

4.Натарова В.И. Моя страна: практическое пособие. – Воронеж, 2005. 5.Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в  России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы «Широка страна моя родная».

Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатле...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) на Тему: «Республика Саха (Якутия)». Тематический досуг по проекту: «Широка страна моя родная» для детей подготовительной группы.

Цель: способствовать формированию патриотических чувств; расширению представлений о многонациональности России, систематизировать и закрепить полученные знания о Республике Саха (Якутия).Образов...

Проект "Широка страна моя родная"

Приобщение дошкольников к истории и культуре свой страны...

Проект "Широка страна моя родная"

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурны...

Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями на тему: «Широка страна моя родная»

   Совместный проект воспитателя  с детьми и их родителями на тему: «Широка страна моя родная»...

Опыт работы по Проекту «Родные истоки» по направлению на сохранение и развитие языков, традиций, культуры народов родного края проживающих в Алькеевском районе села Борискино

Цель:• Сохранение, распространение и развитие национальной культуры, истории, традиций, обычаев, особенностей народов, проживающих на территории села Борискино Алькеевского района Республики Тата...