Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях ФГОС ДО.
материал на тему

Серкова Анастасия Александровна

Содержание

 

Введение

3

Глава I.  Основные направления, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДОО.

5

Глава II. Взаимодействие с родителями на каждом возрастом этапе развития дошкольников.

8

Глава III. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

12

Заключение

13

Список использованных источников

15

Приложение

16

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_usloviyah_fgos.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

3

Глава I.  Основные направления, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДОО.

5

Глава II. Взаимодействие с родителями на каждом возрастом этапе развития дошкольников.

8

Глава III. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

12

Заключение

13

Список использованных источников

15

Приложение

16


Введение

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность»

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

    В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье; повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями».

Но, к сожалению, очень часто между педагогами и родителями возникает проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги детского сада часто испытывают большие трудности в общении с родителями. Очень много зависит от инициативы, терпения, интуиции педагога. Он должен стать профессиональным помощником в семье, ведь воспитание наших детей-это наша общая цель. И от нас всех: педагогов и родителей, бабушек и дедушек, окружающего ребенка пространства зависит каким он будет человеком.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более  свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества,  направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Детские образовательные организации сегодня должны находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей,

их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

 Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на
эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее
эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Глава I. Основные направления, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДОО.

Задачи совместной работы ДОО и родителей (законных представителей) воспитанников:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОО, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

         Основные направления организации совместной работы ДОО и родителей (законных представителей):

-  изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы, мониторинги и т.п.;

- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): повышение педагогической и психологической грамотности; знакомство с концептуальными основами построения ФГОС ДОО и программно-методическими комплектами, реализуемыми в образовательной организации;

- повышение правовой культуры родителей (законных представителей): изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике;

- становление ценностей здорового образа жизни в семье: пропаганда здорового образа жизни; профилактика возникновения вредных привычек

и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей; формирование положительного отношения к физической культуре и спорту;

- управление образовательной организацией, образовательным процессом: участие в работе советов различного уровня (управляющий, попечительский; родительский комитет, клубы, объединения); участие в проектировании основной образовательной программы образовательной организации; материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся: массовые мероприятия с родителями (законными представителями), организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, проведение открытых мероприятий для родителей (законных представителей), участие в подготовке совместных проектов.

Формы взаимодействия ДОО и семьи:

В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с
возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей ипедагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейногодосуга.

   Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали
активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

  • "Круглый стол" по любой теме;
  • тематические выставки;
  • анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
  • консультации специалистов;
  • устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
  • семейные спортивные встречи;
  • почта доверия, телефон доверия;
  • семейные проекты "Наша родословная";
  • открытые занятия для просмотра родителей;
  • интеллектуальные ринги детей и родителей;
  • контрольные  для родителей;
  • интервью с родителями и детьми на определенные темы;
  • родительская гостиная;
  • конкурс семейных талантов;
  • портфолио семейного успеха;
  • аукцион секретов воспитания и др.

Следует отметить не маловажныемоменты:

  • всематериалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
  • содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес кэтойинформации быстро пропадет;
  • оформлениевыполняется так, чтобы привлекать внимание родителей
    (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
  • содержание предлагаемого материала должно быть
    действительноинтересно большинству родителей.

Работа с родителями - это процесс общения разных
людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском садумогутвозникнуть проблемныеситуацииво взаимоотношениях педагогов и  родителей:

  • конфликтымежду родителями из-за детей;
  • родительскиепретензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
  • жалобывоспитателей на пассивность родителей;
  • невниманиеродителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитетапедагогаиз-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к
консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходитдовоспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах,имеютсвоевидение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и
образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрациядошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка вдетскомсадудолжнаподдерживать авторитет педагога, демонстрировать, что онавысокоценитегознания, умения, педагогические достижения.

Глава II. Взаимодействие с родителями на каждом возрастом этапе развития дошкольников.

Задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша.

Младший возраст.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

  • познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения;
  • помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице;
  • познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах;
  • совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома;
  • помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире;
  • развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

Средняя группа.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

  • познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития;
  • поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умение оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность;
  • ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе;
  • побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения;
  • показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора;
  • включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности;
  • совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

Старший возраст.

  • Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
  • ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников — развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности; помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике;
  • способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема;
  • побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявлять внимание, заботу о взрослых и сверстниках;
  • познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье; поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника;
  • включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитию желания трудиться, ответственности, стремления довести начатое дело до конца;
  • помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.

Подготовительная группа.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

  • познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях;
  • познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка;
  • ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности;
  • помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности;
  • способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.

Глава III. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детейвсемье, желание их совершенствовать; 

рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому
просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опытдругихродителей;

изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную
сторону;

проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений иошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителейвклубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках,организуемыхв ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не толькопрактической,ноивоспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;

положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольниковвДОУ.


Заключение.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с
семьей неоспоримы и многочисленны.

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых  и осуществляется это взаимодействие.

Это учет индивидуальности ребенка. Педагог  постоянно
поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

 Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании
ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут
на себя ответственность за воспитание ребенка.

 Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный
подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.      

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы
с семьями воспитанников ДОО даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся
активнымиучастниками всех дел ДОО и незаменимыми помощниками воспитателей.
Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение впедагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательномпроцессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что этонеобходимо для развития их собственного ребенка.

 

Список использованных источников.

  1. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений
    педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ[Текст] // Дошкольная педагогика.
    - 2010. - № 2;
  2.  Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и
    семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей
    . Мозаика-Синтез, 2007;

  3.  Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее
    воспитание детей раннего и дошкольного возраста[Текст]: учеб.пособие «Федеральный Государственный Образовательный
    Стандарт дошкольного образования», 2013;
  4. Зверева О.Л. Развитие содержания и формпедагогического просвещения родителей дошкольников[Текст]. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011;
  5. А.Н.Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011;

Приложение 1

Примерные темы для обсуждения с родителями:

1. Инновационные подходы к (или особенности) организации развивающей предметно-пространственной среды как фактора социализации ребенка.

2. Государственно-общественное управление в условиях введения ФГОС ДОО или Участие органов государственно-общественного управления в реализации ФГОС ДОО.

3.Современные подходы к мониторинговым исследованиям результатов освоения ООП ДОО в законе РФ «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

4.Взаимодействие семьи и детского сада по организации развивающей предметно-развивающей среды.

5. Современная модель образовательной деятельности в ДОО.

6. Игра-основа обучения или самостоятельная свободная деятельность детей.

7. Что и как читать детям.

8. Потребность ребенка в движении – основа его физического развития.

9. Соревновательные отношения между детьми: за и против.

10. Развивающая предметно-пространственная среда – важное средство образования дошкольников.

11. Анализ индивидуально-личностных особенностей детей дошкольного возраста.

12.Программно-методическое и дидактическое обеспечение дошкольного образования, рекомендованные родителям для использования, повышения эффективности реализации стандартов дошкольного образования.

13. Современные технологии воспитания, обучения, развития дошкольников (дистанционные и электронные).

14.Участие родителей (законных представителей) в мероприятиях регионального, муниципального и федерального уровней совместно с воспитателями (публикации, конкурсы, конференции, проектная деятельность и др.).

15. Формы и методы развития у детей дошкольного возраста эмоциональной и мотивационно-волевой сферы, коммуникативных навыков в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО.

16. Защита прав и достоинств маленького ребенка в семье.

17. Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам воспитания физически и психически здорового ребенка.

18. Сохранение здоровья – один из результатов реализации ФГОС ДОО.

19. Воспитание семейных ценностей.

20.  Права и обязанности родителей в соответствии с ФГОС ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре "Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Материал расскрывает эффективное взаимодействие ДОУ и семьи через проектную деятельность....

Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС

Семья первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопредел...

Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС

В данной статье рассматривается взаимодействие  семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства....

Актуальные вопросы взаимодействия семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня и сейчас Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «...

статья "Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях ФГОС

Взаимодействие родителей и воспитателей...

Проект «МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Макаренко А.С. утверждал, что воспитание есть процесс социальный в широком смысле: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте &nda...