Проект «МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
проект

ЮГАЙ ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА

Макаренко А.С. утверждал, что воспитание есть процесс социальный в широком смысле: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_model_vzaimodeystviya_dou_i_semi.pptx1.56 МБ
Файл model_vzaimodeystviya.docx73.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования Усть-Лабинский район

Слайд 2

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов: ФЗ РФ «Об образовании», ФГОС ДО и других. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия. АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Раскрыть содержание инновационной работы с родителями ДОУ в семейном клубе. Создать в ДОУ условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Содействовать установлению доверительных, партнерских отношений с родителями. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Слайд 4

Использование современных форм взаимодействия педагогов и родителей может способствовать установлению партнерских отношений между ДОУ и родителями. ГИПОТЕЗА

Слайд 5

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Слайд 6

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования Усть-Лабинский район

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Тема «Модель взаимодействия семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

г. Усть-Лабинск

2019 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Тема «Модель взаимодействия семьи и ДОУ в условиях

реализации ФГОС ДО».. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . 3

  1.  Обоснование проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития

Краснодарского края. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

  1. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
  2.  Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
  1. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
  2. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта). . . . . . . .. . . . . . . .  9
  3. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта..10
  4. Обоснование новизны инновационной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
  5. Проектируемые этапы инновационного  процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
  6.  Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности. диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  21
  7. Проектируемые результаты и инновационные продукты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  24
  8. Практическая значимость и перспективы развития инновации (проекта). . . . . . . . 24

Список используемой литературы …………………………………………………..27              


1.        Тема «Модель взаимодействия семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

1.1.         Обоснование проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития Краснодарского края.

Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей  и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.

Макаренко А.С. утверждал, что воспитание есть процесс социальный в широком смысле: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Почти все педагоги сходятся на одном  – без эффективного взаимодействия воспитателей с родителями ни воспитательные, ни образовательные проблемы решить не удается. Только как же их вовлечь в работу, этих родителей, которые и на собрания почти не ходят, и на различные мероприятия не выбираются?

И в чем причина такой родительской пассивности? То ли все они теперь поголовно поглощены заработками, то ли стали так равнодушны к проблемам детей? А может, сами педагоги не умеют родителей заинтересовать? Ведь и такое возможно: вырвался человек с трудом на собрание, а ушел разочарованный: — «Два часа продержали, но разговоры все были вокруг да около – «переливали из пустого в порожнее». Современному педагогу необходимо включать в свою работу новые нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.

Говорят: «Век живи, век учись!». Если есть стремление к совершенствованию, то педагог обязательно будет самообразовываться, и с каждым разом будет подниматься на одну ступеньку выше в вопросах реализации поставленных перед собой задач.

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений  между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

В постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.11.2013 №1339 «О Региональной стратегии действий в интересах детей в Краснодарском крае» и постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года № 964 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» (приказ  Министерства труда и социального развития Краснодарского края №2103 от 29.12.2018 г. «Об утверждении плана реализации государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» на 2019 год»)  отмечается, что «защита детства, материнства, семьи находится в числе важнейших приоритетов деятельности органов государственной власти Краснодарского края и государственных учреждений Краснодарского края. Забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей, развитие их культурного и интеллектуального потенциала - залог успешного будущего Кубани. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения» (выдержки из документов).

Среди основных стратегических направлений деятельности гражданского общества данные документы провозглашают максимальную реализацию потенциала каждого ребенка: создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

В рамках реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 октября 2015 года № 939 проходит ежегодный краевой конкурс среди дошкольных образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы, который призван улучшить качество предоставления образовательных  услуг в том числе.

Наш инновационный  проект призван разработать модель взаимодействия семьи и ДОУ, с целью создания единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта

Международно-правовые акты:

- Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года (с изм. и доп.);

- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15сентября 1990 года).

Законы РФ:

- Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.);

 - Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ (с изм. и доп.);

- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.);

 - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Документы Федеральных служб:

 - Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 года № 2227-р;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

Нормативно-правовые документы Минобрнауки России:

- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Нормативно-правовые документы Краснодарского края:

 - Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года №2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»;

- Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 ноября 2013 года №1339 «О Региональной стратегии действий в интересах детей в Краснодарском крае» и постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года № 964 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» (приказ  Министерства труда и социального развития Краснодарского края №2103 от 29.12.2018 г. «Об утверждении плана реализации государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» на 2019 год»)

 - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 октября 2015 года №939 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие образования»;

- Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года № 964 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани».

1.3. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

Семья — ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи. Детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

В процессе работы с родителями, мы столкнулись с рядом проблем:

  • педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками
  • несформированность у родителей «педагогической рефлексии», неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;
  • преобладание рационализма в общении педагогов с родителями, педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

С целью решения вышеизложенных проблем, педагоги и воспитатели ищут новые формы сотрудничества с родителями.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, призванные поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства «Семья – Детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

- Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

- Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

Реализовать открытость ДОУ — это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Этому способствуют следующие условия:

  1. Личностная готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах.
  2. Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает поделки, мама беседует о здоровье).
  3. Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения, прежде всего, на доверительности.
  4. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
  5. Информация должна быть динамичной.
  6. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.
  7. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
  8. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания).
  9. Линия воздействия на семью через ребенка.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей).

2. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Целью инновационной деятельности является создание полноценных условий для успешного проживания ребенком дошкольного детства в стенах образовательной организации. При этом акцент делается на нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей в едином пространстве «ребенок-семья-педагог».

Цель данного проекта заключается в следующем:

 - Изучение инновационных форм взаимодействия ДОУ с родителями.

- Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей;

- Обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Объектом инновационной деятельности являются дети, родители и педагоги, как единое целое.

Предмет исследовательской деятельности – нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.

Гипотеза. Использование современных форм взаимодействия педагогов и родителей может способствовать установлению партнерских отношений между ДОУ и родителями.


Задачи внедрения инновационного проекта:

1.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

2.Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

3.Раскрыть содержание инновационной работы с родителями ДОУ в  семейном клубе.

4. Создать в ДОУ условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

 5. Содействовать установлению доверительных, партнерских отношений с родителями.

3. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта)

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

 На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

− Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

− Повышение педагогической культуры родителей.

− Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

По этому поводу ещё Н.К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада».

4. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в нетрадиционных формах представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых планируется создать не только внутрисемейную, но и межсемейную дружескую атмосферу, что послужит раскрытию творческих и личностных способностей детей и взрослых.

5. Обоснование новизны инновационной деятельности.

Новизна инновационных форм сотрудничества ДОУ с семьей определяется понятиями «сотрудничество»  (общение  «на равных», где никто не имеет привилегии указывать, оценивать, контролировать) и «взаимодействие» (способность ведения совместной деятельности, которая осуществляется  на основе совместного общения).

В нашем ДОУ педагоги  используют широкий спектр стандартных и нестандартных форм работы с семьями воспитанников, но хотелось бы остановиться на инновационных формах взаимодействия:

•        Посещение воспитанников на дому;

•        Круглые столы;

•        Мастер-классы;

•        Психологические и деловые игры;

•        Интерактивные фото- и видео- взаимоотчеты «педагоги-родители» и «родители-педагоги» по совместным мероприятиям (проекты, исследовательские работы и др.);

•        конкурсы семейного творчества с детьми;

•        театрализованные представления;

•        организация встреч родителей со специалистами ДОУ,

•        проведение групповых и общесадовских праздников, развлечений,

•        проведение родительских собраний, а именно встреч в нетрадиционной форме (дискуссии; деловая игра; мастер-классы) с просмотром видеозаписей групповых мероприятий с детьми, приобщения различных экспертов по заданной теме (медработник, психолог, спасатель, учитель начальных классов и др.)

•        родительская почта.

Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием. На каждую тематику в группе мы планируем определенные формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Например:

Во время проведения тематической недели «Защитники Родины», мы предложили детям и родителям составить рассказы из семейного фотоархива о защитниках Родины разных временных отрезков (ВОВ 1941-1945г.г., война в Афганистане, Чеченская война, война в Сирии), отражающих героизм и мужество отдельных представителей семьи конкретного ребенка. Предложили родителям помочь детям поучаствовать в проекте «Защитники Родины», продуктом деятельности которого стала интерактивная тематическая папка (лэпбук) по данному проекту. Затем мы провели с детьми в группе презентацию героического альбома мужественных защитников Родины. Дети и родители ярко выражали свои эмоции, когда рассказывали о своих родных, о том, какой ценой они сражались за единственную общую цель защитить свою страну от врага.

Незабываемым этапом привлечения родителей группы является такая форма взаимодействия, как совместная экскурсия в Александровскую крепость нашего города, в районный краеведческий музей, на станцию юннатов в городской парк, в районную детскую библиотеку, где помимо наблюдений и прослушивания информации устраивались весёлые игры, проводились конкурсы загадок и знатоков природы и сказок. Из этих походов дети вместе с родителями возвращаются обогащенными новыми впечатлениями.

Стало традиционным в нашем детском саду, как и во многих других проведение тематических выставок чудесных поделок из природного материала, кулинарных изделий к празднованию Светлой Пасхи, Яблочного Спаса, конкурса по питанию и кулинарного мастерства среди родителей и более старшего поколения бабушек и прабабушек.

Мы стали практиковать в детском саду такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса.

Например:

Осенью, с приходом холодов на тематической неделе «Перелётные птицы» папы и дедушки с участием детей изготавливали кормушки и скворечники для птиц, чтобы установить их на территории детского сада.

А вот одна из мам изъявила желание по многочисленным просьбам воспитателей устроить мастер-класс «Коса-русская краса» по плетению косичек для девочек. Это вызвало восторг у педагогов, которые испытывали трудности в плетении незамысловатых косичек на голове у девчат. Поговорка «Лучше один раз увидеть и попробовать, чем сто раз услышать» подтвердила своё значение в данном мероприятии. Практическая польза была огромная, как для педагогов, так и для маленьких красавиц.

Творчество детей - это волшебный мир, в котором интересно всем: и самим детям и взрослым. Традиционным стало проведение конкурсов и акций «Папа может», «Бабушка-рукодельница», «У мамы руки золотые». Цель подобных мероприятий - развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизация совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы, популяризация значения важных приоритетов для дошкольника «Семья, Родина, Мир».

В день защиты животных совместно с родителями ребята отправились с гостинцами на станцию юннатов в городской парк. Подобная совместная акция надолго запомнилась детям. Теперь некоторые семьи воспитанников, гуляя по городскому парку, обязательно вместе посещают станцию животных, чтобы покормить и позаботиться о них, приблизиться к живому и настоящему.

Сегодня педагогами нашей группы активно используется в работе с дошкольниками технология проведения группового сбора. В организации данной технологии первыми нашими участниками стали именно родители. Они поддержали нашу инициативу и откликнулись на предложение сшить своим детям индивидуальные места (подушечки), чтобы им было комфортно и удобно встречать утро во время проведения группового сбора или подводить итог дня (рефлексия) вечером. Кроме того, родителям сегодня доступно знание тематики недели, которая позволяет беспрепятственно включаться в воспитательно-образовательный процесс, вносить конкретные предложения, участвовать и создавать определенные продукты деятельности вместе с детьми (рисунки для выставок, поделки для мини-экспозиций, фото для галереи, проекты и исследовательские работы, атрибуты для театрализованной и игровой деятельности и многое другое). Во время проведения технологии группового сбора мы очень часто привлекаем родителей, желающих помочь советом, либо конкретным поступком или действием.

Например:

Мама одной из девочек (медицинский работник) по просьбе педагога во время утреннего сбора детей любезно согласилась дать разъяснение мальчику о том, как плохо грызть ногти и провела небольшой опыт с увеличительным стеклом микроскопа, демонстрируя имеющихся вредных микробов на руках и их негативного воздействия на здоровье человека. Взаимодействие детей с окружающим миром, педагогами и семьёй имеет поистине позитивный опыт. Дети могут применить знания и сформировать своё отношение к происходящему, сделать свой выбор, родитель чувствует заинтересованность и собственную значимость в воспитательной жизни детского сообщества, что        даёт возможность        делиться своим профессиональным опытом.

Учитывая особенности микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их родителей, возможностей педагогического коллектива, в образовательный и воспитательный процесс включена игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников, работников коллектива ДОУ и родителей. Нам удаётся включать элементы Кайдзен технологии в воспитательно-образовательный процесс и быт воспитанников и их родителей.

Во время встречи с родительской общественностью мы нашли отклик в большей части родителей в плане поддержки педагогов и детей в реализации и участии в проекте по формированию бережливого мышления у детей. В ходе реализации долгосрочного проекта бережливых технологий мы видим результат совместной работы.

Например:

Используя очень популярный современный инструмент бережливости - доску «канбан» в раздевальной комнате нашей группы, дети с помощью сигнальных цветных стикеров напоминают родителям о том, что Маше нужно не забыть принести физкультурную форму, Софии вместе с мамой или бабушкой прорастить семена фасоли для огорода на окне, а Глебу - обещанную энциклопедию для реализации проекта « Птицы и их многообразие». Таким образом, дети становятся организованней и самостоятельней, а родители осознают важность и значимость сотрудничества в общем стремлении по формированию бережного отношения к окружающему миру у всех участников образовательного процесса.

Наши родители должны быть уверенны в добром отношении педагогов к ребенку. И мы со своей стороны, через родительскую почту, и другие формы взаимодействия стараемся учтиво и предельно корректно донести нужную информацию, рассчитывая на понимание и содействие с их стороны. Воспитателю правильно будет искренне поддерживать контакт с семьёй, родитель не должен чувствовать фальшь и равнодушие по отношению к ребенку, только в этом случае у него возникнет настоящее ощущение удовлетворенности воспитательным процессом, чувство сопричастности, родительской ответственности и осознания социальной роли отца и (или) матери.

В ходе сотрудничества мы используем и такую форму общения, как вечера вопросов и ответов. Они  представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они проходят как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед к нему готовятся: собирают вопросы, группируют, распределяют их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов — медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно старший воспитатель и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

Еще одна форма – это встречи за «круглым столом», которые  расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Хотелось бы более подробно остановиться на форме родительских встреч в «Семейном клубе».

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому самой эффективной формой работы по взаимодействию с родителями мы считаем создание в ДОУ «Семейного клуба».

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Использование такой формы важно и необходимо, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует сотрудничество с семьей. Благодаря семейному клубу устанавливается тесная связь «семья - детский сад».

В настоящее время, приглашая родителей на родительское собрание, мы стараемся само словосочетание «родительское собрание» изменить на «родительскую встречу». Наши педагоги почувствовали, что родители охотней соглашаются прийти на встречу, чем на собрание. По всей видимости, ассоциативное мышление родителей априори представляет собрание, как что-то отягощающее и не столь важное.

С рождением малыша в каждой семье прибавляется хлопот и тревог. Как вырастить здорового ребёнка? Когда начинать развивать его способности? Время летит быстро…

И вот малыш идёт в детский сад. Что чувствует родитель? Радость и облегчение: теперь не только он ответственен за судьбу своего чада, ему будут помогать специалисты. Но вместе с тем растёт и чувство тревоги. Не меньше тревог и у педагогов. Как снизить стресс у детей и обеспечить им комфортное пребывание в детском саду с первых дней? Как сплотить детей и родителей в единый коллектив? Как донести до них, что мы желаем добра им и их малышам. Как объяснить, что в суете повседневных дел нельзя забывать, что детство – самый ценный период в жизни каждого ребёнка.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей воспитателями был организован семейный клуб. Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей.

В работе семейного клуба, особое внимание воспитатели уделяли изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей. Для этого проводились родительские встречи, в ходе которых родители познакомились с требованиями и правилами воспитания детей в детском саду.

Общие принципы взаимодействия членов клуба:

1.        Принцип добровольности и открытости.

2.        Принцип равенства.

3.        Принцип общности.

4.        Принцип уважения и понимания друг друга.

5.        Принцип активности.

6.        Принцип конфиденциальности.

7.        Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.

8.        Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

9.        Принцип стремления к здоровому образу жизни.

Основные направления работы семейного клуба:

1.        Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2.        Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.

3.        Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия;

4.        Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

Основная цель создания семейного клуба — установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, расширение форм работы с родителями.

Основные задачи семейного клуба:

  • повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в детском саду
  • обмен позитивным опытом семейного воспитания
  • инициирование и реализация новых форм работы организации воспитательной работы.

Структура клуба: "Социально-медицинский блок", "Досуговый блок",  "Педагогический блок"

Содержание работы клуба:

  1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.
  2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
  • Сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство
  • Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата
  • Принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей
  • Сформировать оптимальные детско-родительские отношения.

      3. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

      4. Работа клуба организуется с учетом возраста детей.

      5. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц.

      6. Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

Работа клуба планируется совместно с родителями и воспитателем. При планировании мы учитываем пожелания родителей и психолого-педагогическую необходимость. Мы стараемся сделать так, чтобы родители смогли посетить хотя бы две встречи в клубе. Кроме этого планируются такие детско-родительские мероприятия, как выставки, проекты, конкурсы.

Мы используем следующие  формы взаимодействия в семейном клубе: открытые занятия, досуги, праздники, очень большое количество игр, и как показывает практика, родителей не пугает, если им приходится становиться в позицию ребенка. Главное в клубной работе — преподнесение психолого-педагогических знаний должно быть вдохновляющим! Современные технические средства позволяют сделать встречи с родителями яркими и запоминающимися.

В каждом ДОУ существует группа родителей, которые не проявляют интереса к жизни детского сада. Есть такая группа родителей и у нас, к счастью не слишком многочисленная. Однако, мы заметили, повышению интереса родителей к детским выставкам, а так же организации выставок детско-родительских работ. Чем мы очень активно пользуемся.

Клубная работа, на наш взгляд не должна ограничиваться просвещением. Большое значение имеют детско-родительские досуги и праздники, на которых веселое общение помогает установлению гармоничных отношений как между родителями и детьми, так и между педагогами и родителями. Такие встречи помогают родителям увидеть педагогов с новой стороны, а педагогам дают возможность подметить особенности семьи.

В конечном счете, такие встречи способствуют установлению взаимопонимания, доверия, уважения. Мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители участвуют в проектной деятельности, в выставках, праздниках. Двери детского сада открыты. Мы рады присутствию родителей в наших стенах.

Семейный клуб, как показывает наш опыт чрезвычайно интересная и эффективная форма взаимодействия с родителями.

6. Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной, управленческой, взаимодействие с социумом, обогащения образовательной среды, транслирования продуктов и результатов и т.д.

Этапы инновационного проекта

Задача

Действие (наименование мероприятия)

Срок реализации

Полученный (ожидаемый) результат

Этап 1. Подготовительный (июнь-август 2018 г.)

1

Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта.

1. Разработка системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности сотрудников МБДОУ.

2. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий

Июнь-август

2018 г.

Готовность документов и сотрудников к работе.

 

2

Адаптировать работу ДОУ к потребностям ребенка; изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом)

1.Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»

.

Июнь-август

2018 г

Установление индивидуальных контактов с каждой семьей, ее членами, для определения направлений взаимодействия с МБДОУ

3

1.Анализ результатов

анкетирования,

опроса родителей и

педагогов

2.Определение

основных

направлений

деятельности по

реализации проекта;

3.Выработка единой

системы и

последовательной

работы по

реализации проекта

1.Разработка перспективного планирования работы с родителями на год. 2.Организация

творческой группы;

3.Разработка плана

внедрения проекта;

Июнь-август

2018 г

Повышение методического потенциала  и профессиональной компетенции сотрудников

Этап 2. Практический (сентябрь 2018 г – август 2019 г)

4

Определение инновационных форм работы с родителями в каждой группе.

1.Практическая реализация проекта.

2.Планирование этапов работы на год по новым формам взаимодействия с родителями.

Сентябрь 2018 г – август 2019 г.

Повышение педагогических и воспитательных умений родителей

5

Промежуточная диагностика эффективности реализации проекта с последующей корректировкой

1. Анализ, обработка материалов по данному проекту, инновационная работа по группам).

2. Анкетирование родителей о степени удовлетворенности новыми формами взаимодействия.

Декабрь 2018 г., май 2019 г.

Данные мониторинга.

Выводы об эффективности реализации проекта

6.

Разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;

1. Тренинги, обмен педагогическим опытом, индивидуальные консультации, создание памяток и рекомендаций.

2.Разработка методических материалов для реализации данного проекта. 3.Методические собрания, педагогические совещания.

Сентябрь 2018 г – август 2019 г.

Организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.

7.

Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства

Составление картотек

-«Педагогическая копилка: родители для педагогов»

-«Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

В течение реализации проекта

Оформление и сбор  полезной информации для картотек.

Этап 3. Итоговый (июнь – август 2019 г.)

8.

Привлечение родителей для участия в образовательном процессе

Проведение дня открытых дверей – заключительное мероприятие.

август 2019 г.

Ознакомление родителей с нововведениями в ДОУ

9

Оценка эффективности практической реализации проекта

Публикация итогового заключения о реализации проекта  (открытый информационно-аналитический доклад, сайт ДОУ)

Май 2019 г.

Функционирование МБДОУ как современного учреждения дошкольного образования

10

Внедрение, совершенствование и распространение передового опыта

1.Обобщение и распространение опыта семейного воспитания

2. Распространение передового опыта на разных уровнях

июнь – август 2019 г

1.Расширение круга заинтересованных родителей.

2. Образовательный ресурс для родителей.

11

Определение новых направлений развития

1.Поиск новых путей сотрудничества с родителями

июнь – август 2019 г

1.Определение стратегии развития МБДОУ на будущее.

7. Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности. Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность проекта.

В  качестве критериев эффективности инновационной деятельности используется региональная система оценки качества дошкольного образования (Критерий 3.3 «Взаимодействие персонала с семьями»), разработанная ГБОУ ИРО Краснодарского края.

Наименование показателя

Варианты ответов

Персонал демонстрирует уважение к родителю (ждет, когда собеседник доскажет свой вопрос, перед тем как начать отвечать на него, не говорит на повышенных тонах)

0 – показатель не подтверждается.

1 – показатель скорее  не подтверждается

2 – показатель скорее подтверждается

3 - показатель подтверждается

Персонал инициирует беседу об успехах ребенка, не заостряя внимания на неудачах; если есть проблемы, говорит о них доброжелательно и конструктивно

Персонал не принимает на себя роль «учителя», а ведет беседу на партнерских началах; если родитель просит совет, компетентно дает его

Поведение персонала естественное, не фальшивое

Персонал приветствует предложения родителей, касающиеся улучшения качества образовательного процесса

Персонал проводит с родителями время достаточное и необходимое

Также педагогами ДОУ было проведено анкетирование, позволившее оценить качество образовательной деятельности детского сада. (Варианты ответов «0» - показатель не подтверждается, «1» - показатель скорее на подтверждается, «2» - показатель скорее подтверждается, «3» - показатель подтверждается)

Наименование показателя

Результат

1 Своевременность ознакомления с информацией о жизни детей в детском саду

«2» -5%

«3» -95%

2 Полнота представления информации о жизни детей в детском саду

«2» - 3%

«3» - 97%

3 Удобство расположения информации о жизни детей в детском саду

«2» - 5%

«3» - 95%

4 Регулярность информирования о жизни ребенка в группе

«3» - 100%

5 Существование возможности получения конкретного совета или рекомендации по вопросам развития и воспитания ребенка

«3» - 100%

6 Информирование в полном объёме о содержании образовательной деятельности детского сада

«2» - 5%

«3» - 95%

7 Информирование в достаточной степени о наиболее сложных периодах в развитии ребенка (кризис одного года, трех лет) *

«3» - 100 %

8 Информирование о степени развития у ребенка школьнозначимых функций **

 «3» - 100%

9 Информирование в достаточной степени о характере нарушения ребенка ***

«3» - 100%

10 Информирование об оказании в детском саду платных образовательных услуг

«2»

«3»

11 Возможность совместного обсуждения родителей и сотрудников детского сада достижений ребенка и возникающих у него трудностей

«2» - 3%

«3» - 97%

12 Оказание помощи родителям в организации и проведении игр с ребенком дома

«3» - 100%

13 Участие родителей в определении содержания образовательной программы детского сада (в части, формируемой участниками образовательных отношений)

«2» - 5%

«3» - 95%

14 Предоставление родителям возможности участвовать в образовательной деятельности, режимных процессах, играх в группе*

 «3» - 100%

15 Учет мнения родителей при постановке коррекционно-развивающих и социальных задач работы с ребенком ***

«2» - 2%

«3» - 98%

16 Знакомство родителей друг с другом и с другими детьми

«2» - 5%

«3» - 95%

17 Ребенок посещает детский сад с удовольствием

 «3» - 100%

18 Сотрудники детского сада относятся к ребенку внимательно

 «3» - 100%

19 Развитие ребенка в детском саду проходит лучше, чем если бы он воспитывался дома

«2» - 5%

«3» - 95%

20 Удовлетворенность уровнем и содержанием образовательной работы с детьми в детском саду

 «3» - 100%

21 Удовлетворенность качеством и вариативностью бесплатных образовательных услуг, предоставляемых ДОО

«2»

«3»

22 Удовлетворенность качеством и вариативностью услуг, оказываемых на платной основе (если таковые есть)

23 Удовлетворенность качеством работы ДОО по развитию у ребенка школьнозначимых функций **

 «3» -100%

24 Воспитатели детского сада оказывают существенную помощь в понимании особенностей поведения ребенка, его потребностей

«2» - 2%

«3» - 98%

25 Удовлетворенность качеством работы ДОО по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков*

 «3» - 100%

26 Педагогами детского сада сделано все зависящее от них для снижения сроков адаптации ребенка к детскому саду *

«2» - 5%

«3» - 95%

27 Педагогами детского сада сделано все возможное для коррекции и компенсации нарушений развития ребенка ***

«2» - 4%

«3» - 96%

28 В детском саду созданы материально-технические условия, учитывающие особенности и характер нарушения ребенка ***

 «3» - 100%

29 В детском саду проводятся мероприятия, направленные на социализацию ребенка (совместные праздники, досуги с детьми)

«2» - 5%

«3» - 95%

30 Наблюдается положительная динамика развития ребенка ***

 «3» - 100 %

31 Доступность для ребенка всех образовательных услуг детского сада, к которым он проявляет интерес

 «3» - 100 %

32 Удовлетворенность качеством питания в детском саду

 «3» - 100%

33 Отсутствие фактов некорректных замечаний, выражений, действий, допущенных административным, педагогическим или младшим обслуживающим персоналом, в присутствии родителей или в присутствии детей.

 «3» - 100%

Критерии эффективности проекта для детей 6-7 лет:

1. Воспитание (уважительное отношение к окружающим, сочувствие, отзывчивость, справедливость).

2. Развитие (социально-коммуникативное, познавательное, развитие творчества в работе с литературными, изобразительными, музыкальными и иными формами межличностного культурного обмена, навыков проектной деятельности).

Критерии эффективности проекта для педагогов и сотрудников ДОУ:

Профессиональное мастерство: информационно-коммуникационная культура, информированность о передовых достижениях в системе дошкольного образования, творческий подход к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, уровень научно-методической подготовленности, уровень психологической готовности к активному участию в творческих проектах, заинтересованность в успехах детей и родителей, степень и уровень взаимодействия с родителями, социальными институтами по вопросам воспитания и образования детей.

Критерии эффективности проекта для родителей (законных представителей) детей, посещающих ДОУ:

Уровень готовности к воспитанию и образованию своего ребенка – знание программного материала ДОУ, степень взаимодействия с педагогами ДОУ, социальными институтами по вопросам воспитания и развития ребенка; - создание дома условий, благоприятных для игр, познания окружающего мира.

Критерии эффективности проекта для образовательного учреждения:

1. Создание современной предметно-развивающей среды.

2. Эффективное использования сайта.

3. Устойчивая тенденция к увеличению доли проектно-исследовательской деятельности педагогов и детей с применением ИКТ-технологий.

4. Внедрение новых систем оценивания достижений педагогов и воспитанников.


  1. Проектируемые результаты и инновационные продукты.

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
  • Обобщению опыта семейного воспитания.
  • Обобщению передового педагогического опыта по организации инновационных форм взаимодействия ДОУ с родителями.

Продукты проекта:

1. Видео и фото- материалы новых нетрадиционных форм работы с родителями.

2. Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей, организации семейных клубов и родительских объединений.

4. Анкеты

5. Семейные стенгазеты.

9. Практическая значимость и перспективы развития инновации (проекта)

Практическая значимость проекта заключается в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с родителями  в совокупности с традиционными, использовании авторских конспектов мероприятий,  разработанных педагогами МБДОУ №6

В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:

1. Вовлечение в образовательную деятельность  родителей (законных представителей), для обсуждения в совместной образовательной деятельности с детьми вопросов, связанных с реализацией образовательной программы.

2. Повышение педагогической компетентности родителей.

3. Расширение круга заинтересованных родителей.

В условиях ФГОС ДО возникла необходимость использовать новые формы взаимодействия с семьей. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги  ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Мы предполагаем, что предложенная модель взаимодействия семьи с ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО будет интересна коллегам из других образовательных организаций Усть-Лабинского района.

                 Вывод:

Организация взаимодействия с семьей - работа сложная и многогранная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется инициативой, толерантностью педагогов и их любовью к детям, уважением к родителям. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.

Использование разнообразных форм работы даёт определенные результаты: родители из «зрителей», «обывателей» и простых «наблюдателей» стали активными участниками встреч, единомышленниками и помощниками воспитателя. Родители теперь не просто соглашаются на просветительскую установку со стороны педагога, а делают порой смелые шаги, соглашаясь на роль равноправного участника воспитательно-образовательного процесса в атмосфере взаимоуважения. Они стараются участвовать в творческих конкурсах и проектах. Активность родителей в реализации продуктивной деятельности говорит о том, что современные формы взаимодействия с семьёй ими принимаются, более того поощряются, являясь востребованными.

Убеждаясь в заинтересованности родителей жизнью детей, ребята становятся более открытыми, раскрепощёнными, они свободнее общаются не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.        Привлекая внимание родительского сообщества        в воспитательно-образовательный процесс, мы стараемся учитывать региональные особенности, социокультурную среду, традиционный и новаторский опыты взаимодействия между нами.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместная деятельность и включение родителей в непосредственную образовательную деятельность сближает педагогов и родителей, родителей и детей, а также семьи между собой. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с' уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.

Модернизация системы дошкольного образования в России в соответствие с ФЗ «Об образовании…» предъявляет всё более сложные требования к ДОО, и, соответственно к качеству предлагаемых организацией образовательных услуг. Таким образом, нам необходимо и дальше иннорировать формы, методы, приемы и средства социального партнерства и сотрудничества с семьей, с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.


Список используемой литературы

1.        Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. - М.: Логос, 2010.

2.        Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и

3.        Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. - М.: Сфера, 2005 год

4.        Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.

5.        Материалы семинара «Технология Кайдзен в дошкольном образовании», предоставленные образовательным холдингом «Детство без границ» от 01.02.2017 г.

6.         Материалы        семинара «Бережливый Усть-Лабинский район» АНО

«Японский центр «Кайдзен» в Краснодарском крае от 2017 г.

Директор: Андреева Ольга Павловна

Адрес. г. Краснодар, ул. Калинина,341,оф.518,5этаж.тел./факс +7 (861) 259 22 83, 259 44 81 e-mail: pr@kkeda.com . Сайт: www.jckk.ru

7.        Обобщенные инновационные формы родительского собрания в ДОО Галстян Стеллы Гамлетовны, 2016 г. г.Челябинск

8.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Текст) – 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель развивающей предметно - пространственной среды как условие реализации ФГОС дошкольного образования»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В статье отражена модель создания развивающей предметно - пространственной среды, на ...

Выступление на семинаре "Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Материал расскрывает эффективное взаимодействие ДОУ и семьи через проектную деятельность....

Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС

Семья первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопредел...

Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС

В данной статье рассматривается взаимодействие  семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства....

Взаимодействие с семьями воспитанников группы в условиях реализации ФГОС ДО. Презентация

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., п.п....

Актуальные вопросы взаимодействия семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня и сейчас Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «...

Система работы по реализации модели адаптации семьи к ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Система работы по  реализации модели адаптации семьи к ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО разработана для разрешения проблем педагогов, родителей, воспитанников ДОУ, поступающих в учреждение. Веду...