«Модель развивающей предметно - пространственной среды как условие реализации ФГОС дошкольного образования»
методическая разработка на тему
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В статье отражена модель создания развивающей предметно - пространственной среды, на какие сектора разделена группа, на что направлен каждый сектор и какие центры развития детей включают в себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 74.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Родничок» п.Крестцы Новгородская область
«Модель развивающей предметно - пространственной среды как условие реализации ФГОС дошкольного образования»
Выполнила:
Фоченкова Ольга Владимировна
Воспитатель АМДОУ
«Детский сад №2 «Родничок»
п.Крестцы Новгородская область
п.Крестцы
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…» (Е.И.Тихеева)
Вопрос организации развивающей предметно – пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Важной задачей для меня стало осмысление особенностей развивающей предметно – пространственной среды, которая должна через свое содержание и свойства обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, способствующей проявлению и развитию творческих, художественных способностей ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
По данному вопросу мною были изучены следующие нормативные документы, научная литература и сетевые источники:
Изучив Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», научную литературу:
- В.А.Петровский, Л.М.Кларина «Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования»Л.М.Кларина «Общие требования к проектированию моделей развивающей среды».
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. –192 с.
- Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12. - С.17-21. Новоселова Г.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С.14-18.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М, 1997. – С. 17
- Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. –1998. –№4. –С.79.
Сетевые источники www.doshcolniki.ru, www.pedsovet.org, www.vospityvaem.ru, www.doshvozrast.ru,
Наполняемость развивающей предметно – пространственной среды я планирую на целый год (это отражено в годовом и календарном планировании. Все это пишется в электронном виде), от этого она меняется в зависимости от изучаемой темы, поэтому предметно – развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям.
В построении развивающей предметно – пространственной среды в своей группе я руководствовалась принципами В.А.Петровского:
дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
половых и возрастных различий
Развивающая предметно – пространственная среда должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей;
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка и предусматривает выделение:
- микро и
- макросреды
и их составляющих.
Создавая развивающую предметно – пространственную среду я ставлю перед собой определенные задачи:
- 1. Обеспечить условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
- 2. Поддерживать познавательную активность, обеспечить ее дальнейший рост.
- 3. Создать условия для реализации усвоенных во время образовательной деятельности способов деятельности, приобретенных знаний.
- 4. Создать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Я хочу представить модель развивающей предметно – пространственной среды моей группы. Пространство группы условно разделено на три сектора: Активный, Рабочий, Спокойный.
Активный сектор занимает большую часть пространства группы, мебель легко трансформируется и при необходимости быстро убирается.
Этот сектор в себя следующие центры:
- центр игры
- центр двигательной деятельности
- центр конструирования
- центр музыкально театрализованной деятельности
Результат работы активного сектора: Развитие способов поведения и отношений с людьми; Развитие и обучение детей средствами игровой предметности; Социализация ребенка через игровые виды деятельности; Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка; Формирование представлений о важности безопасного поведения.
Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной ит регламентированной деятельности.
Этот сектор в себя следующие центры:
- Центр познавательной и исследовательской деятельности
- Центр продуктивной и творческой деятельности
- Центр правильной речи и моторики.
Результат работы рабочего сектора: Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка; Формирование стремления к освоению нового; Стимулирование и развитие речевой активности и всех компонентов речевой системы ребенка; Развитие системы элементарных математических, коммуникативных, навыков; Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
Спокойный сектор также занимает 25% пространства группы. Центры удалены немного друг от друга, чтобы дети могли уединиться.
Этот сектор включает в себя следующие центры:
- Центр книги
- Центр отдыха
- Центр природы
Результат работы спокойного сектора: Развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственно-этических отношений; Формирование потребности рассматривать, беседовать по поводу содержания; Формирование эколого-эстетического развития; Формирование познавательного развития ребенка; Экологизация различных видов деятельности.
И в итоге я могу сказать что, развивающая предметно – пространственная среда в моей группе, созданная по данной модели: Раскрывает индивидуальные возможности ребенка, формирует познавательную активность; Утверждает уверенность в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности; Обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно- пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО
Обобщение опыта по организации развивающей предметно -пространственной среды в ДОУ с у четом принципов ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в МАДОУ «Детский сад № 20» Энгельсского муниципального района Саратовской области в условиях введения ФГОС дошкольного образования. С...
ДОКЛАД Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в до...
Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС ДО.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Среда, окружающая...
Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС ДО.
Выступление на ХХ Региональной научно-практической конференции "Образование и психологическое здоровье"...
Консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС ДО"
Основополагающей целью ФГОС ДО является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать...
" Организация развивающей предметно- пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО" 2019г.
Районное методическое объединение....