Организация развивающей предметно- пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО
учебно-методический материал на тему

Обобщение опыта по организации развивающей предметно -пространственной среды в ДОУ с  у четом принципов ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_yabloko_2013.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей  предметно- пространственной  среды в условиях реализации ФГОС ДО

 Актуальность:. Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития В ФГОС чётко определено: организация предметно-развивающей среды должна осуществляться по следующим видам детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы.

 Развивающая предметно- пространственная среда, как, известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей педагогического коллектива в условиях обновления дошкольного образования, в рамках решения ФГТ, является создание предметно-развивающей среды. Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

Наш детский сад работает по программе «Радуга». Каким образом совместить реализацию ООП, ФГТ и применение комплексно- тематического планирования? Этот вопрос требует решения.

Цель: оптимальная организация предметно- развивающей среды с учетом ФГТ, комплексно- тематического планирования и программы, по которой работает ДОУ.

Принципы построения среды в соответствии с ФГОС ДО:

Принцип информативности

Объекты среды разнообразны в соответствии с тематикой (комплексно- тематическое планирование).Прослеживается тема недели во всех центрах

Объекты среды должны вызывать интерес(мост через р.Курашимка и воздушные мосты в Японии)

Тематические альбомы, диски со слайдами

В программе «Радуга»- « Сладкий вечер», который планируется 1 раз в неделю

Принцип вариативности

Предметы должны соответствовать виду ДОУ(общеразвивающий, коррекционный, комбинированный)

Предметы среды отражают приоритетное направление(познавательно- речевое через народную культуру)

Предметы среды должны отражать культурные, климато-географические особенности

В программе «Радуга» - «стульчик именинника», «звезда дня» «полочка красоты»

Принцип полифункциональности

Несет новизну в связи с ФГТ. Структурные единицы-образовательные области. Интеграция образовательных областей.

Игра- ведущая деятельность(картотека различных вариантов одной игры для решения различных задач)

Мяч, обруч, пирамидка, матрешка, игры шансовые «Гусек» -полифункционалены

Игрушки –заместители(веревка –брандспойт, палочка от мороженного –градусник, шпатель)

Принцип педагогической целесообразности

Предметов и объектов должно быть столько, чтобы они отвечали требованиям необходимости и достаточности (приказ №2152 п.324

Предметы должны обеспечить самовыражение воспитанников: в соответствии с возрастом, индивидуальными интересами, полоролевыми особенностями (алгоритмы построек, проведения опытов, альбомы с детским прическами в салоне красоты, в больнице- алгоритмы действий при ране, ожоге...)

Объекты среды обеспечивают комфортность и эмоциональное благополучие(портфолио)

В программе «Радуга» -«коробочки –секретки»,уголки уединения, игровое поле, экран эмоций

Принцип трансформируемости

По Коротковой Н.А.-учебная зона-30%, спокойная деятельность-20%, активная деятельность-50%

Детская самоорганизация (маркеры,наклейки, модули,ширма).

В программе «Радуга» -календарь ожидания

Дополнительная среда в ДОУ, может оцениваться по тем же принципам. Например, в нашем детском саду:

Музей «Русская изба»

Информативность-тема недели, тематические альбомы.

Полифункциональность- картотека народных игр(варианты),полифункциональные предметы

Вариативность-День Ангела, тематические альбомы «История села»

Педагогическая целесообразность-алгоритмы национальных блюд, систематизация по сезонам, альбом совпадения примет народного календаря

Трансформируемость–(использование ширм ,маркеров)

Центр ЕНП «Росинка»

Информативность-тема недели

Вариативность-климатогеографические особенности

Полифункциональность -полифункциональные предметы(плоскостной макет Земли)

Педагогическая целесообразность-алгоритмы, тематические альбомы, схемы, картотека опытов –схем для детей

Трансформируемость - наклейки, схемы, обозначение своего места с помощью подставки с обозначением.

Мероприятия направленные на создание среды с учетом ФГОС ДО:
1. Оформление уголка для родителей в приемных.

2. Создание условий компетентного подхода в речевом развитиивоспитанников ДОУ.

3. Лучший физкультурный уголок.

4. Создание условий в группах ДОУ для развития самостоятельнойхудожественной деятельности детей дошкольного возраста.

5. Создание музыкальных зон в группах.

6. Подушка-игрушка.

7. Индивидуализация предметно-пространственной среды в группах

ДОУ.

8. Летние игровые площадки для организации и проведения каждого конкурса создается положение,где указываются цели, задачи, сроки проведения конкурса, критерии оценки,состав жюри и материальное награждение победителей.

 Следуя этим принципам, можно четко планировать, организовывать, создавать предметно-развивающую среду. После четкого пояснения принципов построения предметно- развивающей среды, соотнесения с программой «Радуга», комплексно- тематическим планированием, мы достигли более высокого уровня организации предметно- развивающей среды, что подтверждается внутренним мониторингом среды, результатами проверки комиссией ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО"

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.Здесь важен не п...

Статья "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи, как условие реализации ФГОС ДО"

Статья о взаимодействии дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников...

Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллект...

Семинар-деловая игра «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        Семинар - деловая играТема «Организация игрово...

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...