Семинар-деловая игра «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка по теме

Дорогова Марина Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар - деловая игра

Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

Составитель: педагог-психолог Дорогова М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Лесосибирск

 

 

 2015г.

Семинар - деловая игра

Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

Цель:  Повышение компетентности педагогов в организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

1.     Систематизировать знания педагогов по организации игровой деятельности дошкольников.

2.     Отработать игровые навыки через активные методы обучения.

Материалы: жетоны двух цветов по количеству участников, листы писчей бумаги, карандаши, атрибуты сказок Курочка-ряба и Теремок, атрибуты сюжетно-ролевых игр.

 

Ход:

Выбирается жюри.

Участники семинар поделены на две команды при помощи жетонов.

Ведущий:

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.

 

Задание для команд:

Какие Вы знаете классификации детских игр?

Пожалуйста, назовите их.

(Жюри фиксирует ответы)

 

Ведущий:

Давайте рассмотрим несколько классификаций.

 Классификация игр Фридриха Фрёбеля:

·        «Полезные» - сюжетно-ролевые;

·        «Изящные» - конструктивные, строительные;

·        Игры «Внутренней правды» - дидактические с правилами.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 — 21 июня 1852) — немецкий педагогтеоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Классификация игр Карла Гросса:

·        По их педагогическому значению – игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения), умственные, сенсорные;

·        Игры специальных функций – семейные, игры в «Охоту», игры – ухаживания и т.д.

·        Игры обычных функций – развивающие волю.

Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения.

Классификация игр Януша Корчака:

·        Хороводные игры;

·        Спортивные игры на проверку илы;

·        Игры на закрепление знаний.

Я́нуш Ко́рчак  — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1911 году Корчак основал «Дом сирот» для еврейских детей в Варшаве. В августе 1942 года Корчак  отказался от предложенной свободы и предпочёл остаться с детьми «Дома сирот» приняв с ними смерть в газовой камере.

Классификация игр Лесгафта Петра Францевича:

·        Имитационные (подражательные);

·        Подвижные (игры с правилами).

Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (20 сентября 1837г., Санкт-Петербург — 28 ноября 1909г.) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.

Классификация игр Надежды Константиновны Крупской:

·        Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные);

·        Игры с правилами (подвижные и дидактические), специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).

Крупская Н.К. считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада. 

Классификация игр С.Л. Новосёловой:

·        Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей), - это самостоятельные или творческие игры;

·        Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательно и воспитательной целью (игры с правилами);

·        Игры, идущие от исторической инициативы, - народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Светлана Леонидовна Новосёлова (1933г. - 2005г.) — советский психолог, доктор психологических наук, действительный член РАЕН (Российская Академия Естественных Наук) (с 1996; отделение дошкольного образования и детского творчества), член Международного общества изучения развития поведения, вице-президент Российской международной организации по дошкольному воспитанию, действительный член Академии творческой педагогики (с 1996) и Академии изобретательства (с 1997г.).

Классификация игр в детском саду:

·        Творческие;

·        Игры с правилами;

·        Народные.

Творческие игры:

·        Театрализованные

1.     Режиссерские

2.     Игры драматизации

·        Сюжетно – ролевые

1.     С элементами труда

2.     С элементами художественно – творческой деятельности

·        Конструкторские

 

Задание для команд:

Первая команда: дайте определение режиссерской игре

Вторая команда: дайте определение игре драматизации.

(Жюри фиксирует ответы)

 

Ведущий:

Режиссерская игра - это игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребёнка, чем обширнее его информация об окружающем мире.

Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника. Ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя за себя и за кукол.

Компоненты режиссерской игры: сюжет, роль, условное игровое действие.

Цель: развитие творчества и фантазии

Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;

Условие: создание детям индивидуального пространства.

Игры – драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или  театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.

Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным.

Значение игр – драматизаций – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

Цель: приобщение  ребенка к искусству;

Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;

Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений;  имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения.

 

Задание для команд:

Без слов, с помощью мимики и жестов показать русскую народную сказку используя атрибуты.

Одна команда - сказка  «Теремок».

Другая - сказка «Курочка – ряба».

(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)

 

Ведущий:

Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904-1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

Структура сюжетно – ролевой игры по Д.Б. Эльконину:

1.     Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.

2.     Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3.     Игровые употребления предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4.     Реальное отношение между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которого регулируется весь ход игры.

Сюжетно-ролевая игра

Цель: изучение различных социальных ролей человека

Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)

 

Задание для команд:

Командам организовать сюжетно - ролевую игру и показать (атрибуты). Указать какая возрастная группа? Роль воспитателя?

(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)

 

Ведущий:

Конструкторские творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.

Строительно-конструктивные игры

Цель: решение конструктивных задач

Виды материала: природный, специально созданный, подсобный

Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач

Игры с правилами:

·        Дидактические

1.     Игры – занятия

2.     Дидактические игры

·        Подвижные

1.     Игры с бегом

2.     Игры с прыжками

3.     Игры с лазаньем

4.     Игры с метанием и ловлей

5.     Игры на ориентировку в пространстве

Дидактические игры – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Структура ДИ:

1)    обучающая задача – определяет игровые действия.

2)     правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;

2) игровой замысел

3) игровые действия

II младшая - дидактическая игра как часть занятия

Средняя группа - игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)

Старшая группа - игры организуются детьми, воспитатель как консультант

(создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)

 

Задание для команд:

Назовите виды дидактических игр и приведите примеры.

(Жюри фиксирует ответы)

 

Ведущий:

Виды дидактически игр:

Цель: обучение

Виды: 

- сюжетно-дидактические («магазин»)

- игры с предметами («чудесный мешочек»)

- настольно-печатные («лото», «домино»)

- словесные («кем быть?», «времена года»)

 

Задание для команд:

По командам составить мнемо таблицу к любой сказке и рассказать по командам.

(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)

 

Ведущий:

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.

Классификация игр по параметрам:

- по возрасту,

- по степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,

- по видам движений (игры с бегом, метание и др.),

- по содержанию:  ПИ с правилами (сюжетные, несюжетные) и спортивные игры.

Сюжетные ПИ отражают в условной форме  жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, автомобиль, гуся и др.

Несюжетные ПИ содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, типы игр:

1) перебежки, ловишки;

2) игры с элементами соревнований («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и др.);

3) игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);

4) игры с предметами (мячи, обручи, кегли и др.);

для маленьких используются игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)

Спортивные игры (городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. Целесообразней использовать в старшей и подготовительной группах ДОУ.

 Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей.  Они – неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Принципы:

·        Доступность содержания игры

·        Возрастная адресованность

·        Вариативность

·        Ориентировка на интересы и желания детей, на избирательность к тем или иным играм

·        Разнообразие игр

 

Задание для команд:

Организовать и провести по командам народную подвижную игру.

(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)

 

Ведущий:

Классификация народных игр:

·        Бытовые

·        Сюжетные

·        Индивидуальные

·        Коллективные

·        Игры-аттракционы

·        Игры-забавы

·        Хороводные

·        Игры-ловишки

·        Театрализованные

·        Сезонно-обрядовые

По ФГОС ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.

 Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:

1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.

2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.

3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но  и способ игрового действия.

4. Формирование игры  носит двухчастный характер: 1) совместная игра;  2) самостоятельная игра детей.

Формирование игры:

 Этапы            Способы                     Основные задачи (формирование)

от 1,5 до 3 лет   предметно-игровой   1) простого предметного действия

                                                                  2) условного предметного действия

                                                                  3) цепочки условных действий

 

от 3 до 5 лет    ролевого построения   1) индивидуально-ролевого поведения

                                                                  2) ролевого действия как обмена  

                                                                   условными ролевыми действиями

                                                                 3) ролевого действия как обмена

                                                                  речевыми ролевыми действиями

                                                                   4) ролевого действия как умений   

                                                               менять роли

 

с 5 до 7 лет        сюжетосложение           Овладение способом совместного  

                                                   пошагового построения сюжета

 

Факторы реализации игры:

•      Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;

•      включение всех видов игр в педагогический процесс;

•      своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;

•      квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;

•      индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;

•      перспективное планирование развития игры (комплексный метод);

•      использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.

Комплексный метод развития игровой деятельности:

•             Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;

•             Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;

•             Создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;

•             Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.

 

Жюри подводит итоги, вручает грамоты.

Педагогам вручаем памятки, благодарим за активное участие в семинаре.

 

Литература

1.     Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2011.

2.     Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска

Семинар - деловая игра 

Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Составитель: педагог-психолог Дорогова М.В.

г. Лесосибирск

 2015г.

Семинар - деловая игра

Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

Цель:  Повышение компетентности педагогов в организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов по организации игровой деятельности дошкольников.
  2. Отработать игровые навыки через активные методы обучения.

Материалы: жетоны двух цветов по количеству участников, листы писчей бумаги, карандаши, атрибуты сказок Курочка-ряба и Теремок, атрибуты сюжетно-ролевых игр.

Ход:

Выбирается жюри.

Участники семинар поделены на две команды при помощи жетонов.

Ведущий:

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.

Задание для команд:

Какие Вы знаете классификации детских игр?

Пожалуйста, назовите их.

(Жюри фиксирует ответы)

Ведущий:

Давайте рассмотрим несколько классификаций.

 Классификация игр Фридриха Фрёбеля:

  • «Полезные» - сюжетно-ролевые;
  • «Изящные» - конструктивные, строительные;
  • Игры «Внутренней правды» - дидактические с правилами.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 — 21 июня 1852) — немецкий педагогтеоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Классификация игр Карла Гросса:

  • По их педагогическому значению – игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения), умственные, сенсорные;
  • Игры специальных функций – семейные, игры в «Охоту», игры – ухаживания и т.д.
  • Игры обычных функций – развивающие волю.

Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения.

Классификация игр Януша Корчака:

  • Хороводные игры;
  • Спортивные игры на проверку илы;
  • Игры на закрепление знаний.

Я́нуш Ко́рчак  — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1911 году Корчак основал «Дом сирот» для еврейских детей в Варшаве. В августе 1942 года Корчак  отказался от предложенной свободы и предпочёл остаться с детьми «Дома сирот» приняв с ними смерть в газовой камере.

Классификация игр Лесгафта Петра Францевича:

  • Имитационные (подражательные);
  • Подвижные (игры с правилами).

Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (20 сентября 1837г.Санкт-Петербург — 28 ноября 1909г.) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.

Классификация игр Надежды Константиновны Крупской:

  • Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные);
  • Игры с правилами (подвижные и дидактические), специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).

Крупская Н.К. считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада. 

Классификация игр С.Л. Новосёловой:

  • Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей), - это самостоятельные или творческие игры;
  • Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательно и воспитательной целью (игры с правилами);
  • Игры, идущие от исторической инициативы, - народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Светлана Леонидовна Новосёлова (1933г. - 2005г.) — советский психолог, доктор психологических наук, действительный член РАЕН (Российская Академия Естественных Наук) (с 1996; отделение дошкольного образования и детского творчества), член Международного общества изучения развития поведения, вице-президент Российской международной организации по дошкольному воспитанию, действительный член Академии творческой педагогики (с 1996) и Академии изобретательства (с 1997г.).

Классификация игр в детском саду:

  • Творческие;
  • Игры с правилами;
  • Народные.

Творческие игры:

  • Театрализованные
  1. Режиссерские
  2. Игры драматизации
  • Сюжетно – ролевые
  1. С элементами труда
  2. С элементами художественно – творческой деятельности
  • Конструкторские

Задание для команд:

Первая команда: дайте определение режиссерской игре

Вторая команда: дайте определение игре драматизации.

(Жюри фиксирует ответы)

Ведущий:

Режиссерская игра - это игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребёнка, чем обширнее его информация об окружающем мире.

Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника. Ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя за себя и за кукол.

Компоненты режиссерской игры: сюжет, роль, условное игровое действие.

Цель: развитие творчества и фантазии

Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;

Условие: создание детям индивидуального пространства.

Игры – драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или  театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.

Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным.

Значение игр – драматизаций – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

Цель: приобщение  ребенка к искусству;

Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;

Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений;  имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения.

Задание для команд:

Без слов, с помощью мимики и жестов показать русскую народную сказку используя атрибуты.

Одна команда - сказка  «Теремок».

Другая - сказка «Курочка – ряба».

(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)

Ведущий:

Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904-1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

Структура сюжетно – ролевой игры по Д.Б. Эльконину:

  1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
  2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
  3. Игровые употребления предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
  4. Реальное отношение между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которого регулируется весь ход игры.

Сюжетно-ролевая игра

Цель: изучение различных социальных ролей человека

Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)

Задание для команд:

Командам организовать сюжетно - ролевую игру и показать (атрибуты). Указать какая возрастная группа? Роль воспитателя?

(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)

Ведущий:

Конструкторские творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.

Строительно-конструктивные игры

Цель: решение конструктивных задач

Виды материала: природный, специально созданный, подсобный

Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач

Игры с правилами:

  • Дидактические
  1. Игры – занятия
  2. Дидактические игры
  • Подвижные
  1. Игры с бегом
  2. Игры с прыжками
  3. Игры с лазаньем
  4. Игры с метанием и ловлей
  5. Игры на ориентировку в пространстве

Дидактические игры – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Структура ДИ:

  1. обучающая задача – определяет игровые действия.
  2.  правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;

2) игровой замысел

3) игровые действия

II младшая - дидактическая игра как часть занятия

Средняя группа - игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)

Старшая группа - игры организуются детьми, воспитатель как консультант

(создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)

Задание для команд:

Назовите виды дидактических игр и приведите примеры.

(Жюри фиксирует ответы)

Ведущий:

Виды дидактически игр:

Цель: обучение

Виды: 

- сюжетно-дидактические («магазин»)

- игры с предметами («чудесный мешочек»)

- настольно-печатные («лото», «домино»)

- словесные («кем быть?», «времена года»)

Задание для команд:

По командам составить мнемо таблицу к любой сказке и рассказать по командам.

(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)

Ведущий:

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.

Классификация игр по параметрам:

- по возрасту,

- по степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,

- по видам движений (игры с бегом, метание и др.),

- по содержанию:  ПИ с правилами (сюжетные, несюжетные) и спортивные игры.

Сюжетные ПИ отражают в условной форме  жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, автомобиль, гуся и др.

Несюжетные ПИ содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, типы игр:

1) перебежки, ловишки;

2) игры с элементами соревнований («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и др.);

3) игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);

4) игры с предметами (мячи, обручи, кегли и др.);

для маленьких используются игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)

Спортивные игры (городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. Целесообразней использовать в старшей и подготовительной группах ДОУ.

 Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей.  Они – неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Принципы:

  • Доступность содержания игры
  • Возрастная адресованность
  • Вариативность
  • Ориентировка на интересы и желания детей, на избирательность к тем или иным играм
  • Разнообразие игр

Задание для команд:

Организовать и провести по командам народную подвижную игру.

(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)

Ведущий:

Классификация народных игр:

  • Бытовые
  • Сюжетные
  • Индивидуальные
  • Коллективные
  • Игры-аттракционы
  • Игры-забавы
  • Хороводные
  • Игры-ловишки
  • Театрализованные
  • Сезонно-обрядовые

По ФГОС ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.

 Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:

1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.

2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.

3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но  и способ игрового действия.

4. Формирование игры  носит двухчастный характер: 1) совместная игра;  2) самостоятельная игра детей.

Формирование игры:

 Этапы            Способы                     Основные задачи (формирование)

от 1,5 до 3 лет   предметно-игровой   1) простого предметного действия

                                                                  2) условного предметного действия

                                                                  3) цепочки условных действий

от 3 до 5 лет    ролевого построения   1) индивидуально-ролевого поведения

                                                                  2) ролевого действия как обмена  

                                                                   условными ролевыми действиями

                                                                 3) ролевого действия как обмена

                                                                          речевыми ролевыми действиями

                                                                   4) ролевого действия как умений  

                                                 менять роли

с 5 до 7 лет        сюжетосложение           Овладение способом совместного  

                                                   пошагового построения сюжета

Факторы реализации игры:

  • Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
  • включение всех видов игр в педагогический процесс;
  • своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
  • квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
  • индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
  • перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
  • использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.

Комплексный метод развития игровой деятельности:

  • Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;
  • Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;
  • Создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  • Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.

Жюри подводит итоги, вручает грамоты.

Педагогам вручаем памятки, благодарим за активное участие в семинаре.

Литература

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 2009.



Предварительный просмотр:

Рекомендации  педагогам  по  организации  игровой  деятельности малышей:

1.  Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для  игры  детей, другими видами деятельности;

2.  Моделировать  игровую  среду  в  соответствии  с  возрастными особенностями,  учитывать  уровень  развития  детей,  их  интересы,  половые различия.  Игровая  среда  должна  быть  динамичной.  Атрибуты   сюжетно-ролевой    игры   располагаем  в  легкодоступном  для  детей  месте.  Иногда атрибуты  формируются  в  специально  установленном  порядке,  детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно;

3.  Эффективным  приемом   руководства    играми   детей  младшего дошкольного  возраста  является  прямое  участие  педагога  в   игре   детей  на главных  ролях,  причем  первоначально  рекомендуется  использовать индивидуальную  игру  с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять  игру  педагога с подгруппой детей;

4.  В   руководстве   детей  большое  место  занимает  косвенные приемы  руководства, чтобы не мешать ребенку играть самостоятельно, т.к. только  самостоятельная   сюжетно-ролевая    игра   в  наибольшей степени способствует развитию ребенка;

5.   Руководство    игрой   должно  строиться  на  основе  результатов наблюдения за самостоятельной  сюжетно-ролевой   игрой  детей;

6.  Педагог  должен  как  можно  чаще  ставить  ребенка  в  позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.  

В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети ещё только обучаются игровым действиям.

 Поэтому задачи воспитателя:

  • В совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
  • Развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
  • Развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;
  • Развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.

Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.

Задача воспитателя:

  • Способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
  • В совместных с детьми играх развивать умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
  • В совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнёршами - игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
  • Поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
  • Учить детей использовать в играх строительный материал.

В средней группе задачи воспитателя следующие:

  • В совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
  • Учить детей готовить обстановку для игры - подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место.
  • Развивать умение использовать предметы - заместители.

В старшей и подготовительной группе задачи воспитателя следующие:

  • Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
  • Развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
  • Учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
  • Учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
  • Развивать умение использовать предметы - заместители.

Приблизительная тематика сюжетно-ролевых игр у дошкольников

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА

МЛАДШАЯ

СРЕДНЯЯ

СТАРШАЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

1.

Семья

Семья

Семья

Семья

2.

Игры с машинами

Игры с машинами

Игры с машинами

Игры с машинами

3.

Игры со строй. материалом

Игры со строй. материалом

Игры со строй. материалом

Игры со строй. материалом

4.

Магазин

Магазин

Магазин

Магазин

5.

Парикмахерская

Парикмахерская

Парикмахерская

Парикмахерская

6.

Пароход

Пароход

Пароход

Пароход

7.

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Детский сад

8.

Автобус

Автобус, трамвай

Автобус, трамвай, самолёт

Автобус, трамвай, самолёт, мотоцикл

9.

Поликлиника

Поликлиника

Поликлиника, больница

Поликлиника, больница

10

---------------------

--------------------

Аптека

Аптека

11

---------------------

---------------------

Скорая помощь

Скорая помощь

12

---------------------

Столовая

Столовая

Столовая

13

---------------------

Кукольный театр

Кукольный театр

Кукольный театр

14

---------------------

---------------------

Зоопарк

Зоопарк

15

---------------------

--------------------

Почта

Почта

16

---------------------

--------------------

Правила уличного движения

Правила уличного движения

17

---------------------

------------------

Библиотека

Библиотека

18

---------------------

------------------

Военизированные игры

Военизированные игры

19

-----------------------

------------------

Космические полёты

Космические полёты

20

-----------------------

------------------

-----------------

Школа

· Появление автосервисов по обслуживанию транспорта, заправок,

салонов красоты, СПА – салонов, клиник, ресторанов, кафе, пиццерий, мини-маркетов, гипермаркетов, автосалонов, бутиков.

Всё новое откладывает значимый и видимый отпечаток в игровой деятельности детей.

Раскраска дети в детском саду Детские раскраски, распечатать, скачать

Организация игровой     деятельности в условиях введения ФГОС


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС » Педагог – психолог Дорогова М.В. .

Слайд 2

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата .

Слайд 9

Этапы Способы Основные задачи (формирование) от 1,5 до 3 лет предметно-игровой 1) простого предметного действия 2) условного предметного действия 3) цепочки условных действий от 3 до 5 лет ролевого построения 1) индивидуально-ролевого поведения 2) ролевого действия как обмена условными ролевыми действиями 3) ролевого действия как обмена речевыми ролевыми действиями 4) ролевого действия как умений менять роли с 5 до 7 лет сюжето -сложение овладение способом совместного пошагового построения сюжета Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС: 1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер. 2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ. 3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия. 4. Формирование игры носит двухчастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей. Формирование игры:

Слайд 10

Факторы реализации игры : Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой; включение всех видов игр в педагогический процесс; своевременная организация развивающей предметно-игровой среды; квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру; индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности; перспективное планирование развития игры (комплексный метод); использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.

Слайд 11

Комплексный метод развития игровой деятельности: Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности; Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми; Создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей; Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Организация игровой деятельности современных детей в условиях реализации ФГОС...

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...

Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится.Игра ...

Семинар - деловая игра Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Предлагаю Вашему вниманию семинар-деловую игру "Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...

Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

Игра - средство  всестороннего развития ребенка...

Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

МБОУ «Видновская средняя общеобразовательная школа №2»      Доклад из опыта работыТема: «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС&raq...