Организация образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО или как научить дошкольника добывать знания самостоятельно
материал на тему

Михеева Ирина Валентиновна

Из опыта работы организации образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО или как научить дошкольника добывать знания самостоятельно

В условиях модернизации и инновационного развития современного общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому, сегодня основные задачи системы образования связаны с необходимостью найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания, необходимые для становления самобытности личностного образа, для диалогического взаимодействия с людьми. Важным показателем личностной образованности человека признается способность к саморазвитию, креативность.

Для возможности выполнения такого социального заказа, необходима организация непрерывного образования, то есть согласованности и перспективности всех компонентов системы на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных образовательных организаций в настоящее время стоит задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Осознавая и понимая данную проблему, я считаю важным для всех педагогов дошкольных образовательных организаций создавать необходимые условия для организации образовательной среды на следующих принципах:

-принцип открытости 

- принцип деятельностного подхода 

-принцип свободы выбора

 -принцип природосообразности.

Считаю важным  решать задачи формирования универсальных игровых действий, придерживаясь данных принципов.

Такое определение мы, педагоги детского сада «АБВГДейка» дали основной цели образовательной деятельности. И именно поэтому, портрет выпускника нашего детского сада мы определи  одной емкой фразой: дошкольник-универсал игровых действий. То есть,- это выпускник, наделенный качеством, характеризующимся умением поставить цель деятельности, стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, способный к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Я считаю, что формирование данных универсальных игровых действий происходит посредством грамотно организованной образовательной деятельности в ходе воспитательно-образовательного процесса.

 А начало правильно организованной образовательной  деятельности  появляется тогда, когда у ребенка «надо» меняется на «хочу», «мне интересно узнать».

деятельностного характера образования, ставящего главной целью развитие успешной личности учащегося. Поэтому, выстраиваю  свою образовательную деятельность таким образом, чтобы научить детей самостоятельно добывать знания.

Помогает мне в этом такие технологии как деятельностный подход, метод детского экспериментирования,  метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций, использования ИКТ в образовательном процессе и др.

Реализуя основную общеобразовательную программу, изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория", в котором выделено место для выставки.  

 Совместно с детьми и родителями собрали различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», "Камней", "Ракушек" и др. 

На специально организованных занятиях и в самостоятельной деятельности в уголке экспериментирования  дети определяют: есть ли вкус, цвет, запах у воды; какие вещества растворяются в воде, а какие нет; во что превращается вода, как вода окрашивается, откуда берутся мыльные пузыри и т.д.  Экспериментируя с воздухом, проводим такие опыты, как «Движение воздуха», «Воздух не виден» и т.д.

Дети с нетерпением ждут  таких занятий, радуются новой возможности что–либо «открыть», исследовать, узнать самому, что же будет на самом деле.

 Эксперимент, уже самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему самому создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Я создаю в предметной среде проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя.   Каждый ребенок нуждается в объектах деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в предметно-развивающей среде, побуждает его к поиску достижения цели, с применением имеющихся знаний, при этом стимулируя его активность. 

Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, обычно начинается мышление. Поэтому, работу с дошкольниками я организую в русле проблемного подхода с использованием приемов, позволяющих удивить, заинтриговать.

Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому я использую  в работе все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;  «Почему около домика снег растаял, а за домиком нет?»

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные); например по теме «Удивительное стекло»

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка) Милана спросила: « Как дышат растения?»

Разработала  план развития исследовательской деятельности. То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. Я стараюсь поддерживать интерес детей к творческому экспериментированию.  

Живой отклик вызывают у ребят самые обычные предметы и явления: «удивительное вещество» вода, окрашенные в необычный цвет  растения, спрятанная в забавном тексте или сигнальном рисунке загадка и др.

Во время исследований использовали театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал. Сказку «Колобок» использовали, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и  прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросёнка».

Работу с родителями вела параллельно с подготовкой детей к исследованиям. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Несомненно, игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. Поэтому, в организации образовательной деятельности, важно создание такой игровой среды, которая обеспечивала бы ребенку познавательную активность, соответствовала  его интересам, то есть имела развивающий характер. Чтобы научить играть, я  сама учусь свободно развертывать сюжет того или иного действия в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.

        Особое место в среде дошкольников отводится играм с правилами. Именно игры с правилами способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что дети, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе. Если же ребёнок не умеет ориентироваться на игровые правила (путает их, забывает, упускает, нарушает) - это может быть сигналом его неподготовленности к самостоятельной деятельности.

Моделирование  игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, активность действий, учит общению. На помощь игре я создаю многофункциональные макеты на различную тематику с соответствующим прикладным материалом, алгоритмы, схемы - образцы, фотографии по сюжетно - ролевым играм, ширмы, различные атрибуты для развития сюжетов игр.

У ребенка, усвоившего навык самостоятельной деятельности, развиваются такие качества личности, как творческая активность, появляется возможность самоутверждения, уверенность в себе. Овладев универсальными игровыми действиям, дошкольник сможет безболезненно переключиться в атмосферу школьного обучения и продолжать формировать универсальные, но уже учебные действия.

Реализуя рассмотренную модель организации образовательной среды уже сейчас видны результаты моей работы, свидетельствующие о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей. Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Я пришла к выводу, что внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит мне совершенствовать поисково-исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллект...

Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" Данный материал будет полезен педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....

"Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

  Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, ...

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

Приказ о проведении городского семинара - практикума по теме: «Преемственность форм организаций образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» и планом работы МДБОУ на 2016-2017 учебный год.

Приказ о проведении городского семинара  - практикума  по  теме: «Преемственность форм организаций образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» и п...

Приказ о проведении городского семинара – практикума по теме: «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».

Приказ о проведении городского семинара – практикума по теме: «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО», с показом ...