"Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
статья на тему

Тимергалеева Гузель Фидарисовна

    Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования является документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                     Тимергалеева Гузель Фидарисовна,

                                                                              старший воспитатель

                                                                                             Детский сад №3 «Солнышко»

                                                                                          МОАУ СОШ №3 с. Бураево

                                                                                                  с. Бураево, Бураевский район РБ

« Организация образовательной  деятельности в

условиях реализации ФГОС ДО».

В дошкольном образовании в наше время происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большую заботу и интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников с 01.01.2014г. были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях, с 01.09.2013г введён в действие новый федеральный закон « Об образовании в РФ».

    Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования является документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

    Основная общеобразовательная Программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная образовательная программа помогает ребёнку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

  Воспитательно-образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга» с учетом основных базовых нормативных документов, названных выше.

Каждый воспитатель нашего ДОУ для детей своей возрастной группы разработал рабочую программу в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ГДО «Солнышко» МОБУ СОШ № 3 с. Бураево, которая обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому развитию.  

Образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер. Образовательный процесс должен обеспечивать каждой отдельной личности детей возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться.

Образовательный процесс обязательно должен включать в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям (5-ти ОО по ФГОС), в которых сочетаются следующие функции:

  • воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
  • образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;
  • развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
  • социализирующая — овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
  • оздоровительно-профилактическая (валеологическая) — приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами. (В данном контексте следует отметить, что валеология (от одного из значений лат. Valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека.)

Необходимой, научно обоснованной организацией педагогического процесса дошкольного учреждения, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость, является планирование. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

От качества планирования педагогом работы с детьми зависит эффективность организации образовательной деятельности в целом.

Образовательная деятельность – это процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению.

Планирование образовательной деятельности в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении основывается на комплексно-тематическом принципе.

Комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.

Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. Наши педагоги планируют разнообразные виды деятельности с детьми, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, а также работоспособность детей. Все педагоги учитывают разнообразные формы организации детей: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Она должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему игр-занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации:

  • Совместная деятельность с детьми:
  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Непрерывная образовательная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность педагога с детьми.

- Это индивидуальная работа с одним ребёнком, которую воспитатель проводит в течении дня, с подгруппой детей или с целой группой.

Количество детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей, вида деятельности, сложности материала. Но все мы обязаны помнить, что каждый ребёнок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Образовательная деятельность в режимных моментах;

-В  утренние часы и вечерние часы:

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.

Основное место в вечернем  отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

-На прогулке: в режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе). Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений, индивидуальной работы.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

- Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

- Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений;

- Формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

- Проводятся с детьми подвижные игры, игры с правилами, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, праздники и досуги.

- Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы, упражнения по освоению культурно – гигиенических навыков.

- Игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно – ролевые, театрализованные.

- Опыты и эксперименты с водой, с песком, с магнитом, со снегом.

- Беседы на разные темы, рассказывание сказок, разучивание русских народных потешек, стихов, песенок.

- Слушаем с детьми музыкальные произведения, выполняем музыкально – ритмические движения.

- Устраиваем различные выставки и конкурсы.

Непрерывная образовательная деятельность

  • Непрерывная  образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно (согласно сетке занятий), в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач
  • Игры-занятия по различным областям знаний.

Непрерывная  ОД в детском саду имеет свою специфику и каждый воспитатель прилагает немало сил, чтобы деятельность была эмоциональной, яркой и интересной, для этого использует иллюстративный материал, с использованием аудио и видеозаписей.

             СТРУКТУРА НОД НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:

1. Создание проблемной ситуации

 2. Целевая установка

 3. Мотивирование к деятельности

 4. Проектирование решений проблемной ситуации

 5. Выполнение действий

 6. Анализ результатов деятельности

 7. Подведение итогов

Самостоятельная деятельность детей

Для организации самостоятельной деятельности детей в каждой возрастной группе нашего детского сада создана развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая возрасту детей. Есть развивающие игры, игрушки для сюжетно - ролевых игр, спортивное оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей. Воспитатели периодически меняют игровой материал, а появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательную активность детей. В группах обеспечен свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Воспитатели вместе с детьми строго следят за исправностью и сохранностью материалов и оборудования. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям.

Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была:

  • содержательно-насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной
  • безопасной.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. 

Осуществление проектной деятельности в детском саду.

   В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей в организации образовательной деятельности становится метод проектов. Наши воспитатели  с большой увлеченностью  работают над различными интересными проектами.

       Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

       Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах  деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых.

 Родители наших воспитанников участвуют в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка. Они являются активными участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями: активно участвуют в мероприятиях, конкурсах и выставках совместного семейного творчества. Воспитатели проводят родительские собрания, консультации на различные темы, интересующие родителей, знакомят с достижениями детей.

Мне хочется обозначить основные задачи, стоящие перед воспитателями при организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

  1. Наполнить жизнь ребёнка интересным содержанием.
  2. Творчески подходить к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных форм, методов и приёмов.
  3. Шире включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приёмы и игровые ситуации.
  4. Использовать принцип вариативности при отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).
  5. Исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм.
  6. Внимательно и тактично относиться к ребёнку, его возможностям, способностям.

Уровень дошкольного образования в каждом дошкольном учреждении полностью зависит от качества выстраивания воспитательно-образовательного процесса,  который нацелен на реализацию ФГОС ДО, и является неотъемлемой частью стратегии общенационального развития – развития образования.

 Перед педагогами дошкольного образования стоит задача создания для детей дошкольного возраста системы воспитательно-образовательной работы параллельно с созданием предметно-пространственной развивающей среды. Динамичные изменения дошкольного образования в условиях реализации Стандарта открывают перед нами, педагогами-дошкольниками, возможность принять активное участие и внести свой вклад в повышение социального статуса дошкольного образования.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета с элементами деловой игры «Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»

Сценарий педсовета с элементами деловой игры«Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»Старший воспитатель: Козловская В.И.Повестка дня:1....

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Статья Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ.

        Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интел...

Проект на тему: «Организация РППС в условиях реализации ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования».

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС  строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересо...

Актуальные вопросы проектирования и условия организации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

quot;Если ребёнок  не может учиться так, как мы учим,может быть, мы должны учить так, как он умеет"   Ignacio  Estrada"Индивидуальный подход в воспитании и развитии ребё...