Главные вкладки

    Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
    статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Сенникова Лариса Владимировна

    В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современных подходах к воспитанию и обучению детей. Огромную роль в жизни людей играет творчество. Именно оно делает человека человеком в настоящем понимании этого слова. Творчество – это созидание, упорядоченность, трудолюбие. Если же рассматривать творчество применительно к ребёнку – это и радость самовыражения, и радость, когда тебя понимают другие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_konf.2016_izo.docx22.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №81

    Доклад на муниципальной научно-практической конференции

    Направление:

     «Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»

     Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта»

    Составила: 

    Сенникова Л.В.- воспитатель

    I кв. категория

    Ангарск -2016


    В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современных подходах к воспитанию и обучению детей. Огромную роль в жизни людей играет творчество. Именно оно делает человека человеком в настоящем понимании этого слова. Творчество – это созидание, упорядоченность, трудолюбие. Если же рассматривать творчество применительно к ребёнку – это и радость самовыражения, и радость, когда тебя понимают другие.

            Изо творчество является одним из современных способов решения задач с помощью искусства.

    Изобразительная деятельность имеет большое значение в воспитании и социальной адаптации и детей с проблемами в развитии. Рисуют все дети, потому что этого требует настойчивое стремление пережить и высказать свои впечатления от жизни, дать эстетические и нравственные оценки окружающему, выразить свою радость новым умения, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

    1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;

    2. Сформировать у детей изобразительные навыки и умения.

            В своей работе на протяжении нескольких лет я широко использую различные виды нетрадиционных техник рисования, т.к. они дают возможность ребёнку, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах, способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировке на листе бумаги, развитию глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. В то же время корректируются психические процессы и личностную сферу в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие.

            Для рисования мною предлагались детям различные материалы: простые и цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, восковые мелки, фломастеры, пастель, поролоновые карандаши, полиэтиленовые мешочки, кефир, соль, манная крупа и т.д. Использовав разнообразные материалы, я убедилась: детям нравится новизна. Постепенно, по мере того, как дети овладевали навыками работы с различными материалами, я старалась подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом являлось то, что ребенок проявляет самостоятельность, возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился.

                    Изо творчество, с одной стороны, метод художественной рефлексии; с другой - технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребёнка; а с третьей стороны - это метод, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние и решать внутренние психологические проблемы. 

            В изо творчестве применяют различные технологии рисования: 
    Свободное рисование - свободное рисование (каждый рисует, что хочет, чем хочет на заданную тему). Рисунки выполняют индивидуально. На рисование отводится примерно 20-30 мин, затем рисунки вывешивают и начинают разговор по работам. Сначала о рисунке высказываются ребята, а потом автор.

    Коммуникативное рисование - дети объединяются в пары, у каждой пары свой лист бумаги, разное оборудование для рисования, поэтому и приёмы рисования могут быть разными, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, общение исключается. После окончания рисования воспитатель проводит анализ работ. При этом анализируют не художественные достоинства произведений, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у детей, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

    Совместное рисование - несколько детей молча рисуют на одном листе (приёмы рисования могут быть разными). По окончании рисования анализируют участие каждого ребёнка, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисования.
    Дополнительное рисование - каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, его сосед продолжает этот рисунок и что-то дополняет. Таким образом, каждый ребёнок дополняет каждый        раз        рисунок        другого. Затем автор рисунка говорит, что он хотел нарисовать и что в результате общей работы на его рисунке получилось.

            Работа по рисованию, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и        навыков        по        рисованию.        

            Участие ребёнка в рисовании в рамках коррекционно - воспитательной работы направлены не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь преодолеть недостатки, научиться управлять своим поведением, своими реакциями, сформировать ведущие личностные образования. Поэтому интересны не столько рисунок, его содержание и качество, сколько особенности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка рисунка; спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия        с другими детьми.

            Переживание совместного творчества, эмоциональное общение, дружеское участие и понимание может вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, в его поведении.


    Приложение 1        

            Гиперактивным детям ставлю следующие задачи: продолжать рисовать начатое; не перескакивать на другой сюжет; сосредоточиться на определенной детали рисунка и дорисовать ее до конца.

            Инертным (медлительным), _        вялым, осторожным, болезненно аккуратным детям даю задания на развитие фантазии, на смешивание красок, на использование больших поверхностей. Им ставлю задачи: освоить пространство листа, выбрать цвет, смешать краски, развивать сюжет, фантазировать. 
            
    Капризным, агрессивным, инертным, гиперактивным эффективно совместное рисование, когда дети все вместе создают общий рисунок. Развивается общий сюжет, состоящий из отдельных историй; у каждого ребенка        она        своя. 
            

    Литература:

    А.В. Никитина пособие «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,2010

     И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н ... - м.: "Карапуз-дидактика", 2007.

    Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Издательство "Просвещение

    Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009.

    Т.Г.Перетяни Специальная педагогика и специальная психология,2010

    Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова Г.Ф. Кумарина Коррекционная педагогика,2003

    Источник http://www.kakprosto.ru/kak-857272-chto-takoe-art-tehnologii#ixzz3xszBN62I 


    Тезисы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игр с песком как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

    использование игр с песком в логопедической работе, позволяет заинтересовать детей с ОВЗ, а значить повысить эффективность коррекционной работы и в конечном счете качество образования....

    Семинар педагогических работников "Билингвальное образование дошкольников как одно из условий реализации ФГОС д/о Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»

    Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспек...

    Статья Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ.

            Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интел...

    "Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

    В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

    Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

    Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....

    Внедрение бережливых технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования в ДОУ.

    Беречь время нам помогают правила, схемы, подсказки, алгоритмы, которые   используются во всех рабочих помещениях детского сада: правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, рас...