Использование игр с песком как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
статья по логопедии ( группа) на тему

БЕЛОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
использование игр с песком в логопедической работе, позволяет заинтересовать детей с ОВЗ, а значить повысить эффективность коррекционной работы и в конечном счете качество образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр с песком как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования коррекционная работа должна быть направлена на разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Поэтому, организуя коррекционную работу с использованием песочных игр, я учитывала следующие особенности детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дети, имеющие тяжелые нарушения речи затрудняются в выражениях своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использование разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них  наиболее естественна,  что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.

Игры с песком особенно плодотворны в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки людей, животных и переключают на них своё внимание.  Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра даёт им богатые кинестетические ощущения.

Работать с песочницей начинаю с первых занятий:

включаю игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Обычно использую игры,

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т.д.);

- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно(рисуя следы животных).    Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, чьи они?

Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определённой буквы (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, я стараюсь научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания  и памяти.

   Очень активно использую песочницу на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи использую игры на развитие фонематического слуха: выбрать фигурки, в названиях которых есть заданный звук или  уже автоматизированный.

        Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова с заданным звуком находятся в начале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и т.д. и поселяют свои фигурки в волшебной стране, а сами становятся Почетными Гостями. Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач:

- закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

- развить умение слышать и вычленять отдельные звуки звукосочетания в слое и т.д.;

- развивать познавательные способности детей.

Очень любят дети лепить буквы из мокрого песка, сгребая его ребром ладоней. Нравится им превращать буквы из одной в другую. Слова пишем сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.

Песок позволяет сохранять дольше работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это - даёт ребёнку возможность ощущать себя успешным.

Нравится детям игра «Мой город», дается задание выбрать фигурки животных, людей, в названиях которых есть заданный звук, и создать волшебный город жителей. Затем составляется рассказ об этом городе .

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям

- песочные игры являются источником интеллектуальных способностей детей;

- обучающиеся чувствуют себя наиболее успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке;

- у вновь принятых детей более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

     Таким образом, использование игр с песком в логопедической работе, позволяет заинтересовать детей с ОВЗ, а значить повысить эффективность коррекционной работы и в конечном счете качество образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Статья Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ.

        Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интел...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...

«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...