Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.
статья

Халикова Валентина Владимировна

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система образования требует переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования усложняется и наполняется новым содержанием. Современному дошкольному учреждению  нужен педагог, который способен с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности детей, планировать, организовывать и контролировать педагогически целесообразную систему работы, осуществлять субъект-субъектное взаимодействие с детьми, направленное на развитие и саморазвитие ребенка, регулировать и корректировать ход и результаты воспитательно-образовательного процесса с учетом обратной связи. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Педагог-профессионал – это человек, который хорошо понимает общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем. Это человек, который превращает любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка, способный проектировать развивающую педагогическую среду и самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_uchit.gazetu_aprel_2021.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

г. МОСКВА

«РАЗВИТИЕ ПРОФЕСИОНЛЬНОЙКОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ГБОУ «ШКОЛА № 842» КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(22.04.2021)

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842»  как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система образования требует переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования усложняется и наполняется новым содержанием. Современному дошкольному учреждению  нужен педагог, который способен с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности детей, планировать, организовывать и контролировать педагогически целесообразную систему работы, осуществлять субъект-субъектное взаимодействие с детьми, направленное на развитие и саморазвитие ребенка, регулировать и корректировать ход и результаты воспитательно-образовательного процесса с учетом обратной связи. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Педагог-профессионал – это человек, который хорошо понимает общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем. Это человек, который превращает любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка, способный проектировать развивающую педагогическую среду и самого себя.

 В дошкольных образовательных учреждениях ГБОУ «Школы № 842»   выше названные компетентности успешно развиваются в специально созданной образовательной среде, которая представляет собой особую сбалансированную систему повышения уровня профессионализма педагогов, позволяющая полноценно и эффективно реализовывать ФГОС ДО, повышать качество образования детей дошкольного возраста.

К сожалению, на сегодняшний день нет готовых пособий, методических рекомендаций по развитию профессиональных компетенций педагога ДОУ, что очень осложняет работу с педагогическими кадрами дошкольных учреждений.  

В свете решения такой проблемы нами разработан инновационный проект «Развитие профессиональной компетентности педагога как условие успешной социализации детей дошкольного возраста», который помогает эффективно решать современные образовательные задачи, продиктованные временем.  Проект, в котором принимают участие все педагоги дошкольных учреждений ГБОУ «Школа № 842» г. Зеленограда,  реализуется с 2016 года. Основной акцент мы сделали на профессиональную компетентность педагога – участника инновационного проекта, считая, что в реализации инновационных технологий и организации современного образовательного процесса, ключевой фигурой является педагог. Участвуя в инновационных проектах у воспитателей дошкольных групп, есть реальная возможность развиваться, повышать свою профессиональную компетентность.

Проект предполагает разработку особой сбалансированной системы (технологии) повышения профессиональной компетентности педагогов – участников инновационного проекта. Технология призвана обеспечить достижение обозначенной цели за счет реконструкции содержательно-профессиональных и организационных характеристик профессиональной среды в реализации инновационного проекта.

Первое, с чего мы начали инновационную деятельность – выбор проектного совета. Проектный совет осуществляет общее руководство инновационной деятельностью, разрабатывает план (Программу работы с педагогическими кадрами с целью повышения профессиональной компетентности педагогов), организует и реализует мероприятия по разным направлениям проекта. В состав проектного совета вошли педагоги, обладающие высоким уровнем психолого-педагогической компетентности, педагоги, которые понимают и видят проблемы внутри коллектива, хорошо ориентируются в профессиональных потребностях каждого воспитателя.

Выбор членов проектного совета сделан был на основе результатов независимой диагностики профессиональных компетенций воспитателей  (количество баллов) (МЦКО). Кроме того с педагогами проведена диагностическая процедура, где использовались методики: наблюдение, беседа, метод экспертных оценок. Выше названные методики позволили объективно оценить профессиональный уровень развития педагогов, выявить педагогов с высокими результатами, создать творческий коллектив проектного совета.

Члены проектного совета являются организаторами и участниками различных методических мероприятий (семинаров, консультаций, круглых столов), являются тьюторами педагогов, нуждающихся в профессиональной помощи, руководителями творческих групп по различным педагогическим направлениям.

 Проектный совет организует совещания, на которых обсуждаются текущие проблемы педагогической деятельности в рамках инновационного проекта, планирует и разрабатывает методические мероприятия по повышению профессионального уровня педагогов, по внедрению новых форм и технологий работы с педагогами, является органом управления инновационной деятельностью, решает проблемы, связанные с повышением качества образования, обеспечивает условия для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности.

Структурно инновационный проект состоит из пяти этапов. Каждый этап содержит цель, задачи, ожидаемые результаты.  Анализ деятельности педагогов на первом этапе показал как положительные результаты и достижения педагогов, так и существующие  проблемы, от решения которых зависит качество и успех реализации проекта. Недостаточная  теоретическая подготовка в организации и реализации инновационных технологий не позволяет в полной мере осознавать и понимать требования к современному педагогу, осознавать трудности и проблемы в собственной профессиональной деятельности. Педагоги испытывают трудности в выборе стиля взаимодействия с детьми и родителями воспитанников, что нарушает гармонию общения и взаимопонимания участников образовательного процесса.  Решение данных проблем мы видим в разработке Программы (комплекс методических мероприятий) повышения профессионального уровня педагогов.

 Следующим шагом нашей деятельности – разработка Плана (Программы) инновационной деятельности по развитию профессиональной компетентности, который  имеет четкую структуру и содержит:

- Цель, задачи на конкретный учебный год (согласно этапу инновационной деятельности);

- содержание деятельности;

- ожидаемый результат;

- продукты деятельности.

План разработан по направлениям:

- Организационное направление (работа Проектного Совета).

В этом разделе плана прописаны тематика совещаний Проектного совета, даты проведения, цели и предполагаемый результат.

- Методическое направление (система повышения профессионального уровня педагогов в рамках инновационной деятельности). Это один из основных разделов плана, в котором прописана вся система работы с педагогическими кадрами в рамках инновационного проекта.

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов. Исходя из этого, проектным советом  выделены задачи методической службы на новом этапе:

- моделирование основной общеобразовательной программы ДОУ согласно ФГОС ДО;

- создание развивающей образовательной среды в ДОУ, которая позволит реализовать достижения нового качеств образования;

-  формирование в ДОУ коллектива единомышленников: выбрать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить  передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к инновационной деятельности;

- способствовать развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий;

- повышение педагогического мастерства пе6дагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

Главное направление методической службы, на наш взгляд, основано на формировании нового типа педагога-профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой. С целью повышения профессионального мастерства и профессиональной педагогической культуры педагогов в раздел плана «методическое направление» включены разнообразные технологии, виды и формы организации методической работы дошкольных учреждений, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя и специалиста, что даст им возможность почувствовать свою профессиональную  успешность.

Система методических мероприятий повышения профессиональной компетентности педагогов представлена различными методическими формами:

- тематические педагогические советы;

- семинары, семинары-практикумы;

- консультации;

- круглые столы;

-творческая мастерская педагога (тематика отражена в презентации).

Участниками методических мероприятий являются все педагоги ОУ.  Каждый педагог имеет возможность принять участие в мероприятии, поделиться опытом, озвучить проблемы, получить профессиональную помощь от коллег, получить новые профессиональные знания. Этот процесс дает положительные результаты для развития профессионального уровня каждого участника инновационного проекта.

С целью раскрытия функционально-ролевого репертуара педагога в управлении воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающей траекторию развития ребенка, проводятся интеллектуальные часы по различным темам. Здесь педагоги имеют возможность получить теоретическую и практическую помощь в организации образовательного процесса с дошкольниками. Интеллектуальные часы предполагают проведение тренингов, консультаций для педагогов. Темы определяют проблемы, возникающие в педагогической деятельности воспитателей и специалистов, отражают содержание инновационного проекта.  

Кроме того, каждый педагог в планах по саморазвитию отражает участие в различных методических мероприятиях. Делают краткий анализ материала, прописывают проблемы в собственной педагогической деятельности, прописывают свое видение на проблемные ситуации в профессиональной деятельности. Многие педагоги ведут Таблицы Развития. В ней отражается тематика, цели, дата проведения мероприятия,  полученный результат (продукт). В конце учебного года данная таблица позволяет сделать  педагогу развернутый самоанализ образовательной деятельности, анализ достижений за текущий год.    

Анализируя результаты работы методического направления, мы увидели положительную динамику профессионального развития педагогов, качественные изменения в работе педагогических коллективов: повысился профессиональный интерес к инновационной деятельности, который отражен в темах по самообразованию педагогов, в организации творческих групп. Возросла активность участия в методических мероприятиях. Увеличилось количество запросов воспитателей в организации индивидуальных консультаций по различным направлениям педагогической деятельности. Повысилось качество взаимодействия с родителями воспитанников.

В результате появилась необходимость в создании личностно-развивающей профессиональной среды, которая будет способствовать созданию творческих групп, где педагоги будут иметь возможность решать профессиональные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью, инновационной работой в проекте.

Выбирая тему по самообразованию, саморазвитию в рамках инновационного проекта, каждый педагог выбирает то направление, которое для него является проблемным полем, требует глубоко изучения и понимания. Руководителем педагогических объединений является представитель проектного совета, координирующий деятельность группы, разрабатывающий траекторию развития каждого педагога. Таким образом, появилось наставничество, профессиональное сопровождение педагогов.

Педагогические коллективы перешли на другой, более высокий уровень профессионального развития и это стало следующим шагом в реализации проекта. Это позволило организовать специальную профессиональную среду в ОУ, которая дает возможность ввести наиболее эффективные формы организации процесса сопровождения профессионального развития педагогов:

тьюторинг (опытные педагоги являются тьюторами-консультантами);  

- консалдинг (комплексный процесс консультирования и сопровождения педагогов по заявленной проблеме, направленной на саморазвитие);

- модерация (способ или технология открытого системного структурирования введения коллективной мыследеятельности).

 Эти формы способствуют эффективному решению целей и задач инновационного проекта, развитию профессиональных компетенций каждого педагога.

Реализуя инновационный проект, важно отслеживать динамику развития инновационного процесса. Для этой цели создана диагностическая программа, основное содержание которой составляет описание диагностических процедур в процессе каждого этапа инновационного проекта. Цель диагностических процедур заключалась в выявлении уровня развития профессиональной компетентности педагогов, их потребности в инновационных психолого-педагогических знаниях.

При выборе диагностических методик для проведения исследования мы ориентировались, в первую очередь, на их соответствие цели и задачам инновационной деятельности.

Нами использовались методики:

- наблюдение;

- беседа;

- метод экспертных оценок;

- методика «Рефлексивная диагностика педагогов» (презентация).

Выше названные методики позволили:

- изучить целевые ориентации воспитателей, стилевые особенности их взаимоотношений с детьми;

- сделать анализ образовательного пространства в области инновационной деятельности;

- сделать анализ профессиональных функций педагогов и содержания его деятельности с позиций личностно-ориентированного подхода.

Диагностические данные помогли нам выявить уровень развития профессиональной компетентности педагогов по трем компетентностям: коммуникативной, рефлексивной, деятельностной.

Процедура и результаты диагностики вскрывают проблемы каждого педагога и способствуют планированию индивидуального развития специалиста.

 С целью развития и саморазвития педагогов, реализации современных технологий, проектирования модели взаимодействия с другими участниками инновационного проекта нами составлены профессиограммы.

 Это следующий шаг в реализации инновационной деятельности. Профессиограмма позволяет планомерно решать профессиональные проблемы специалиста, наблюдать динамику развития профессиональных компетенций, строить траекторию развития.

Так как инновационная деятельность предполагает работу с детьми, нами разработан перспективный план практической деятельности с дошкольниками, подробно прописанный в деятельностном направлении плана, в котором прослеживается концентрическое наращивание учебного материала, а также соблюдение принципов событийности, тематизма, деятельностного подхода, что обеспечит систематичность знаний и представлений дошкольников о мире социальных отношений.

 План содержит перечень мероприятий в разных видах деятельности по разным темам и направлениям. Педагоги имеют возможность выбрать рекомендуемый материал в зависимости от интересов и возрастных возможностей детей.

Результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:

- осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;

- субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования;

- повышение профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов;

- активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;

- самореализация педагога в профессиональной деятельности.

Таким образом, разработка системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров с учетом потребности и возможности каждого педагога, создаст условия психолого-педагогической и методической поддержки воспитателям и специалистам ОУ, повысит качество дошкольного образования дошкольников.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении

Как влияют конфликты на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?...

"Профессиональная компетентность педагога во взаимодействии с родителями как необходимое условие повышения качества образования на современном этапе"

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагог...

Использование игр с песком как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

использование игр с песком в логопедической работе, позволяет заинтересовать детей с ОВЗ, а значить повысить эффективность коррекционной работы и в конечном счете качество образования....

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-к...