Главные вкладки

    «Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»
    учебно-методический материал (младшая группа)

    Алешина Лилиана Ивановна

    Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окружающими в различных видах деятельности

    Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью  которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kolokolchik_aleshina_teoriya.docx21.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «КОЛОКОЛЬЧИК»

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

    (МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

    Тема выступления:

    «Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»

    Подготовила:

    воспитатель Алешина Л.И

     

    2020 г.

    Я представляю вашему вниманию свой опыт работы: «Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО».

    Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окружающими в различных видах деятельности

    Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью  которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

    Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу. В нашем детском саду организация дополнительных образовательных услуг осуществляется в форме кружков.

    Согласно ФГОС ДО  детское экспериментирование  претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного  развития ребенка, после игровой деятельности.  Экспериментирование  пронизывает все сферы  детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку.  Ребенок  дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к  экспериментированию.

    Я хочу представить вам свою дополнительную образовательную программу по опытно - экспериментальной деятельности «Маленькие Энштейны». Программа рассчитана на год обучения с детьми младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет.

    Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Маленькие Энштейны»  для детей дошкольного возраста 3 – 4 лет является модифицированной и разработана с учетом интеграции образовательных областей. Детям трех - четырех лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и  не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным.

    Целью программы является:

    Создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя «ученого».

     Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:

    1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

    2. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

    3. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

    4. Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

    5. Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:

    6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

    7. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.

    8. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

    В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки,   технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень.

    Одной из таких эффективных технологий познания закономерностей и явлений окружающего мира является  экспериментальная деятельность.

    Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности я создала уголок экспериментирования, где находятся материалы для исследований.   В моей программе экспериментальная деятельность с детьми организовывается по трем взаимосвязанным направлениям:

    1.“Живая природа” (растения ные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).

    2.“Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.).

    3.“Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).

    В ходе кружковой деятельности мы с детьми проводили только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: в характере решаемых задач (они неизвестны только детям); в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны; используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).

    В совместной деятельности с детьми проводила опыты с воздухом: «Летающая бабочка», «Может ли растение дышать?», «Воздух имеет вес», «Воздух невидим», «В воде появляются пузырьки воздуха», "Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха" и др. Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.

    Также проводились эксперименты и опыты с водой:  «Прозрачность воды», «Лед – твердая вода», «Вода – жидкая, течет», «Лед легче воды», «Вода не имеет формы», «Горячая, теплая, холодная вода», «У воды нет вкуса», «Капелька», «Чем пахнет вода», «Цветы лотоса», «Соленая и пресная вода», «Тонет – не тонет» и многие другие. Дети позволили себе сравнить различные состояния воды.

    Одна из интересных форм работы с детьми – наблюдения, труд в уголке природы. Здесь мы рассмотрели следующие вопросы: «Нужен ли свет растениям?», «Может ли растение дышать?», «Выявление потребности растений во влаге», «Как передвигается вода в почве», «Испарение влаги из листьев».

    Таким образом, мы включили в экспериментальную деятельность продуктивную и творческую деятельность. Дети самостоятельно делают выводы о сочетании различных цветов: сочетание голубого цвета с желтым – это красивее, чем желтый с красным; сиреневый цвет в сочетании с желтым – это не очень красиво, красивее сочетание белого цвета с синим. Таким образом, получился еще один своеобразный эксперимент.

    Детям понравился эксперимент с луком. Мы вырастили лук в банке с водой, в почве, и в банке без воды. Дети были удивлены результатам своей работы. Для них это оказалось самым удивительным экспериментом из всех остальных.

    В процессе работы мы с детьми  рассматривание снежинок через увеличительное стекло; рассматривание сосулек; замораживание воды; рисование на снегу цветной водой; изготовление цветных льдинок; сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок.

    После изучения каждого вопроса, проведения серии экспериментов, мы как итоговое мероприятие использовали очень яркую и интересную форму работы для детей - развлечение. 

    Таким образом, результаты  работы показали, что применение экспериментирования влияет на:

    - повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

    - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

    -развитие  личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

    - систематизация и расширение представлений  детей о неживой природе.

    Результатом деятельности является сотрудничество ребѐнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.

              Расширяющееся образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды ребёнка: его интересов и склонностей. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

    Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...

    Семинар "Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей"

    систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....

    Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

    Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.  «Технология исследовательской деятельност...

    Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

    Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...

    Муниципальный семинар "Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС"

    Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....