Муниципальный семинар "Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС"
учебно-методический материал

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 6»

        

СЕМИНАР:

Тема: «Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

http://skazka-buzuluk.ucoz.ru/untitled.png

                                                                                                     Автор: старший воспитатель

                                                                              МАДОУ «Детский сада № 6»

Лопатина О.Ю.

Гусев, 2016

Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Цель: Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

План проведения.

I часть. Вводная.

Организационный момент.

-Здравствуйте, уважаемые педагоги!  Я рада приветствовать вас на семинаре «Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС».

                           2 слайд        Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

                                                       Что же я такое, если я не принимаю участие?

                                                                        Чтобы быть, я должен участвовать.

                                                                                      Антуан де Сент-Экзюпери

Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё  познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. (фото проецируется на экране)

Поэтому задача родителей и педагогов – воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу.

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? (фото проецируется на экране)

Как научить видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения, правильно излагать и отстаивать свои идеи? Эти вопросы актуальны для современной образовательной практики. (фото проецируется на экране)

4 слайд Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи – от позиции самого ребенка, его активности.

Федеральный закон от 29.12.2009 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с  ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. 

Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности.

  • Игра на положительный психологический настрой «Мозговой штурм»

-Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.

-Объясните высказывание Льва Семеновича Выготского: «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».

Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы жизни, в том числе и игру. Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению. Сначала происходит внешнее действие с предметами. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т. е. происходит внутреннее действие в эксперименте — мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Ребенок начинает задавать вопросы: зачем, почему, как?

 

-Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого?

Взгляд на мир взрослого человека теряет детскую эмоциональность и впечатлительность.

- Кому обязана наука введению термин «экспериментирования»?

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами

Блиц-опрос

Ищем, думаем, дерзаем,

На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!

1. Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)

2. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)

3. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)

4. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

-Следующее задание: «Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот; нужно правильно отгадать пословицу или поговорку).

«Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.)

«Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)

«Лысина – мужское безобразие». (Коса – девичья краса.)

«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)

«Начал развлекаться – трусливо сиди дома». (Кончил дело — гуляй смело.)

II часть.  «Основные понятия, термины познавательной исследовательской экспериментальной деятельности»

(проецируются на экране)

- Для начала определим содержание основных понятий, терминов данной проблемы.

- Предлагаю разделиться на 2 команды с помощью жеребьевки.

Каждая команда получает карточку с названием команды «ИСКОРКА» и «ОЗАРЕНИЕ» и должна выполнить следующее задание: на каждую букву в течение 2 минут участники команды должны подобрать слова, которые имеют отношение к исследовательской деятельности.

ИСКОРКА

И - исследовательский метод, исследовательская деятельность, индивидуальность, интеллектуальность, игровой метод, интерес

С – ситуация, самореализация, самостоятельность, саморазвитие

К – креативность, конструктивность

О – опыт, общение, одаренность, открытость

Р - реализация, результативность

К - коллекционирование, контактность, компьютер

А - актуальность, активность

ОЗАРЕНИЕ

О – опыт, оригинальность, оформление

З – заявка, заключительный этап

А – алгоритм

Р - рациональный, риск, разработка

Е – единомышленники

Н – наблюдение, новаторство

И – исследование, изобретательность, инициативность, инновация, исследовательское поведение

Е - единство, естественный

2 часть

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» - говорил Н.Н. Поддьяков.

- Продолжите высказывание: «Целью практически любого исследования является всестороннее познание объекта реальности, т.е. …».

Эта деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.

Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания (позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны и явления).

Напомню вам некоторые составляющие детского экспериментирования:

- виды детского экспериментирования,

- классификация детского экспериментирования

- последовательность детского экспериментирования

- особенности детского экспериментирования

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал, но часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами.

- Как Вы думаете, какие?

- Давайте их попробуем сформулировать.

  • Мифы об исследовательской деятельности:

1. Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

2. Любое исследование требует больших  ресурсных и временных затрат.

3. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.

4. Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п.

5. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

6. Главный результат такой работы – победа на конференции.

7. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

 Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.

- Как вы понимаете выражение «готовность к исследовательской деятельности?

Быть готовым к какой-либо деятельности – значит обладать качествами, необходимыми для выполнения функций ее субъекта. Исследовательская деятельность – это особый вид деятельности. И, как всякая особая деятельность, она предъявляет специфические требования к качествам своего субъекта. Чтоб выделить эти требования, нужно понять, в чем состоит особость этой деятельности.

- Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Что движет вами? Как вы определяете для себя цель этой работы?

Цель любого педагога в обучении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого.

Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы.

Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

При правильной организации работы, когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

- В чем, на ваш взгляд, значимость и полезность исследования?

Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», 

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться, ведь дети по природе своей исследователи.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения, а развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Развивая исследовательские способности дошкольников, необходимо обучать их специальным знаниям, умениям и навыкам проектной деятельности. К ним относятся: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать умозаключения и выводы, доказывать и защищать свои идеи.

Задание для педагогов: приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях (Незнайка, Винни-пух, Карлсон)

(персонажи проецируются на экране)

- Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Задание: сопоставьте персонажа с высказыванием.     РАЗДАТКА

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное

Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

- Давайте сравним, что у вас получилось. Внимание на экран.

- Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает для полноценной исследовательской деятельности?

Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.

- Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?

В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны.

Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.

- Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

- Давайте рассмотрим пути эффективного развития познавательной активности дошкольников

(проецируются на экране)

1. Организация обучающего процесса должна быть выстроена таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем и слушателем.

Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы дать возможность ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, при необходимости спрашивать у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат.

Часто взрослые используют форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения, чем организовать процесс самостоятельного детского исследования. Такое обучение можно назвать, пассивным т. е. ребенок пассивно слушает, запоминает (а иногда и не запоминает), но сам в активном изучении объекта не участвует, и шансы ребенка развить высокую познавательную активность резко снижаются.

Установлено, что постоянные ограничения самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые негативно сказываются на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Для того чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, необходимо, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса. Конечно, он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять его. В детском саду этот процесс организовать легче, чем в школе, потому, что здесь дети находятся продолжительное время, и процесс обучения не ограничен только занятиями. Все время пребывание ребенка в детском саду должно быть развивающим.

(слайд – поддержание интереса к познавательному экспериментированию)

2. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе - является одним из эффективных способов.

Сотрудничество детского сада и семьи по вопросам поддержки и развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников - является одним из эффективных способов развития познавательной активности дошкольников.

3. Повышение профессиональных умений через поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогов ДОУ.

Мы с вами осваиваем новые формы работы посредством семинаров-практикумов, мастер-классов, открытых педагогических мероприятий, взаимодействуя с другими детскими садами.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. 
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности 
3. 
Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. 
Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Структура  детского экспериментирования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
  • Выдвижение гипотезы было таким – обладает  ли дерево различными свойствами?
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
  • Сбор материала: Сначала решили  выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели  иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.
  • Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод:

  • Дерево лёгкое, плавает в воде.
  • Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
  • Древесина непрозрачная  и  имеет свой рисунок.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте. 
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. 
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

-Задание:

1. представьте такую картину (девочка находится возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы).

Предполагаемые ответы:

1. Ребёнок дома без присмотра взрослых.

2. Нахождение опасных предметов в свободном доступе.

3. Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.

2. Выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.

Перед вами известный всем предмет – сахар.

-На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.

(Какой сахар на вкус? Сможет ли он раствориться в воде?......)

– Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.

-Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы.

  • Деловая игра

Каждой команде старший воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.

  1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это….

а) результат воспитания и обучения;

б) генетическая предопределенность;

в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории одаренных.

Стремление исследовать окружающий мир – одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Природа наделила этим не только людей, но и животных. Данное стремление универсально и проявляется в исследовательском поведении. Наблюдать его можно во всех сферах жизни и во всех без исключения видах деятельности. Исследовательское поведение служит одним из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта. У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.

2. Исследовательское обучение – это…

а) синоним проектного обучения;

б) отличный от проектного обучения вид деятельности.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

  1. Пять основных общедидактических методов обучения:

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

б) метод последовательного и системного изложения материала;

в) репродуктивный;

г) проблемного изложения;

д) частично-поисковый (эвристический);

е) исследовательский.

4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…

а) повышенной потребности в ласке;

б) капризах;

в) деструктивном поведении. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычнонаходит выход в деструктивной деятельности. Это легко объяснимо — потребность должна тем или иным способом удовлетворяться.

Деструктивное поведение

действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было  мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья,физических предметов и т.д. Выражается как драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость, ненависть,страх, паника по отношению к другому человеку, предмету, самому себе, отношению, делу, животным,природе и т.д.  

5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит…

а) левое полушарие;

б) правое полушарие.

по свидетельству специалистов в области межполушарной асимметрии, ребенок рождается с первоначально одинаково функционирующими полушариями головного мозга. Причем они у него оба «правые». До двух лет любое из них может стать «речевым». Вероятно, этим в значительной мере объясняется столь высокая степень проявления исследовательской активности у ребенка и одновременно значимость исследовательского поведения в развитии личности на ранних возрастных этапах.

Исследовательской деятельностью руководит преимущественно правое полушарие, отвечающее за целостное синтетическое мышление. На левое полушарие при этом возлагается другая, не менее важная в исследовательской деятельности задача — обработки информации, которая добыта в ходе исследовательского поиска. Само исследовательское поведение, таким образом, осуществляется преимущественно усилиями правого полушария, но получаемая в итоге информация активизирует работу и левого полушария.

6. Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее)…

а) изменение отношения к ситуации;

б) изменение самой ситуации;

в) на выбор нового лидера ситуации. (лишний)

7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, – это…

а) потеря социальных смыслов деятельности;

б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;

в) депрессивное состояние человека;

г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.

Главный признак нестандартной ситуации, побуждающей поисковую активность, - объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными, автоматизированными способами. Причем ребёнок может осознавать эту невозможность, а может действовать неосознанно

8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?

а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности;

б) поисковая активность – это основа креативности и творчества;

в) поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.

«Поисковая активность – это активность, направленная на изменение ситуации (или изменение отношения к ней) без определенного прогноза результатов, но при постоянном их учете. Сам процесс поисковой активности независимо от результата повышает резистентность и стрессоустойчивость организма.

9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…

а) в художественной деятельности;

б) в общении со сверстниками и взрослыми;

в) при изучении природных явлений;

г) во всех видах деятельности без исключения.

Исследовательское поведение (англ. exploratory behaviour) - поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека. Играет незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, в приобретении социального опыта и развитии личности. В свою очередь, само Исследовательское поведение функционирует и развивается под мощным влиянием социальных и личностных факторов.

10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:

а) воспитание умения следовать инструкциям;

б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;

в) детскую исследовательскую практику;

г) мониторинг.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности в ходе всех режимных моментах. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

В нашем детском саду созданы исследовательские мини лаборатория, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей старшего возраста. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В каждой группе есть уголки для экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием, перечень которого вы видите на экране

        Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в нашей лаборатории в работе с детьми мы стараемся:

• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

• предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);

• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);

• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

   Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. В связи предпочтение отдаём групповым и подгрупповым формам работы.

Системная работа по данному направлению позволяет:

• развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;

• развивать детскую любознательность, пытливость ума;

• достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу

Так же, мы стараемся:

• привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях);

          Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:

• совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии);

• совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.

         У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть:

-  познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок, и я хочу их узнать и разгадать»;

- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»:

- созидательным – «мир так прекрасен, и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».

          Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

"Психологическая разминка "Очень я собой горжусь!"

1. Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом)

2. Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку)

3. Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! (Потереть ладонь о ладонь)

4. Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой)

5. На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками)

6. Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны)

7. Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен, и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны)

8. Вселенная мне улыбается, и все у меня получается! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)

- Какие внешние условия, на ваш взгляд, способствуют успешности исследовательской деятельности?

Для более успешной организации исследовательской работы детей необходимы определенные условия. Это:

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению и самостоятельному экспериментированию, что встречается крайне редко.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные, вместе со взрослыми опыты, самостоятельно в свободное время.

5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам.

Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы:

• Почему карандаш рисует, а палочка нет;

• Что будет, если снег принести в комнату?;

• Почему шарик катится, а кубик нет?;

• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);

• Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);

• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);

• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);

• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);

• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);

• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);

• Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т.д.

- Планируя исследования, важно… (продолжите)

В качестве показателей сформированности исследовательской деятельности А.И. Савенков выделяет следующие умения:

  • видеть проблему;
  • формулировать и задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • делать выводы и умозаключения;
  • доказать и защищать свои идеи;
  • самостоятельно действовать на этапах исследования.

(показатели проецируются на экране)

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

  • самостоятельность;
  • полнота и логичность ответа;
  • правильность выводов и вормулировок.

(критерии проецируются на экране)

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Докажите тезис: «Правильно организованная исследовательская деятельность в учреждении дошкольного образования ведет к «пробуждению» сотворческих процессов в педагогическом коллективе».

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

А сама исследовательская деятельность – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников, предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. 

Активная образовательная деятельность предполагает активизацию педагогического процесса путем внедрения методов анализа решения образовательных игровых проблемных ситуаций и ситуативного разговора для достижения заданных целей.

Психолог Сергей Леонидович Рубинштейн пришел к выводу: «Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации»

«Образовательные проблемные ситуации»

Проблемная ситуация – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у дошкольников к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

За годы работы педагоги привыкли задавать вопросы детям и выслушивать ответы на них, а чаще и сами дают ответ на поставленный вопрос. Дошкольники разучились задавать вопросы педагогам. В этом случае не происходит обратной связи от детей к педагогу, он не погружает их в ситуацию активной мыслительной деятельности, свободные высказывания детей часто высмеиваются.

Алгоритм решения проблемной ситуации вы видите на экране.

(алгоритм проецируется на экране)

  1. Постановки проблемы

(цель – помочь детям осознать предложенную проблемную ситуацию).

2. Разработка вариантов решения проблемы, выдвижения предложений

(цели: вовлечение детей в процесс поиска решения проблемы, овладение способами познания).

Гипотеза –предположение, требующее объяснения и подтверждения.

3. Проверка решения и подведение итогов

(цель – организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения).

4. Постановка новой проблемы

(цель – выделение новых знаний по теме).

В современных условиях активность, самостоятельность, инициаивность, творчество становятся ведущими в определении направленности развития детей.

В образовательной деятельности могут возникать случайные ситуации, которые педагог не планирует, но замечает их и обращает на это внимание детей в ходе режимных моментов.

- Я предлагаю вам цели, мотив и проблему образовательной ситуации. А вы должны найти ее решение, сделать вывод и поставить новую проблему.

- Итак, внимание на экран. (Решение образовательных ситуаций).

Первая образовательная ситуация: «Капает вода из крана в умывальной комнате».

Цели: развивать умение детей находить решение исправление ситуации; воспитывать бережное отношение к воде.

Мотив. Сегодня я пришла на работу и услышала, что из крана капает вода – еле слышно, тихо-тихо. Лучше будет, если кто-нибудь из детей заметит проблему. Педагог может утром поставить таз в раковину, куда накапает вода.

Проблема: Ребята, как вы думаете, как можно исправить неполадки с краном?

Решение:

- Нужно взять инструмент.

- Какой инструмент нам необходим? (Принести игрушечный инструмент, игра «Попробуй»).

- Почему нам не подходит гаечный ключ, который мы взяли в группе?

- У нас в группе нет инструмента, которым чинят кран.

- Вызвать водопроводчика.

- Как вызвать водопроводчика? (Предложить сотовый телефон)

- Мы не знаем номер телефона, по которому нужно звонить.

- Сказать завхозу (Идем к завхозу и говорим о проблеме, выясняем, как вызвать водопроводчика).

- Наблюдение за ремонтом крана водопроводчиком.

Вывод. Воду попросту не лей – дорожить водой умей.

Новая проблема, которую дети решают с родителями (мини-доклады):

- В самоваре, и в тсакане,

И в кувшине, и в графине

Вся вода из крана.

Не разбей стакана.

- А водопровод

Где воду берет? (О. Мандельштам)

Вторая образовательная ситуация: «Полотенце лежит на полу».

Цели: воспитывать уважение к людям труда, которые работаю в детском саду

Мотив. Когда я прихожу в гости к своей подруге и она моет своего малыша, то все время приговаривает:

Моем носик, моем щечки

Маминого птенчика.

А на маленьком крючочке Ждет нас полотенчико.

Проблема: Посмотрели мы на крючок, а полотенца там нет – оно упало на пол. Почему?

(Оторвалась петелька)

Решение:

- Повесить без петельки на крючок. (Пробуем, приходим к выводу, что полотенце может упасть).

- Пришить петельку.

-Что нам для этого нужно взять? В группе нет ниток и иголки.

- Моя мама может пришить петельку дома.

- Нам нужно решить проблему сейчас, а не ждать до вечера, когда придут родители.

- Поменять в прачечной полотенце с оторванной петелькой на другое.

(Дети с воспитателем идут в прачечную и там выясняют, кто чинит белье).

Вывод. Чистые полотенца для носа и щечек,

Сухие простынки для сладкого сна –

Все это работа натруженных ручек,

Хоть не заметна бывает она.

Не порошок из телерекламы,

Не суперстиралка и не вода,

А наша прачка все это время

Заботилась, чтобы была чистота.

Работа с родителями. Создание коллекции прищепок-клипс для полотенец и мини-докладов «Путешествие прищепки», выставка «Поделка из прищепок».

Новая проблема: какая прищепка-клипса лучше держит полотенце?

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь полученными знаниями.

При проблемном методе обучения воспитатель выступает в роли партнера, а не в роли учителя и подвигает ребенка к активному участию в добывании знаний.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации. Выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идёт обучение – они перемещаются по группе, играют с игрушками, картинками, раздаточным материалом.

Мы с вами пришли к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются только:

- метод проектов 

- метод детского экспериментирования, 

- метод моделирования проблемных ситуаций 

- Как вы думаете, почему?

Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления. 

В третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке. 

- Мы с вами провели большую работу по изучению данной проблемы. А теперь закрепим наши знания через тестирование «Проектно-исследовательская деятельность».

III часть. Заключительная часть

ТЕСТ

«Проектно-исследовательская деятельность»

Ф.И.О. педагога

1. Что такое педагогическое проектирование?

  • дань моде;
  • догма профессиональной деятельности;
  • вид педагогической деятельности.

2. Кто является основоположником проектного метода?

  • американский педагог демократ Джон Дьюи;
  • великий русский педагог К. Д. Ушинский;
  • Французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: «Он был первым среди равных».

3. Что такое гипотеза?

  • короткая аннотация проекта;
  • опасение педагога о неудачной реализации проекта;
  • предположение, требующее объяснения и подтверждения.
  1. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
  • реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
  • выдвижение гипотезы;
  • открытый показ деятельности по теме проекта.

5. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

  • репродуктивный;
  • поисковый;
  • творческий.

6. Презентуя проект, педагог должен:

  • показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
  • проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам.
  • привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование  презентуемого проекта в практике их работы.

7. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любопытство – неконтролируемое стремление к познанию, присущее многим живым существам. Его также можно назвать интересом, лишенным рационального зерна. Любопытство порождается факторами окружающей среды и во многом зависит от опыта, ранее полученного субъектом. Ожегов характеризует его как мелочный интерес к любым, даже незначительным подробностям. Однако существует и другая трактовка любопытства в его словаре, которая определяет данное понятие как желание узнать или увидеть что-либо новое. Безусловно, каждая из версий имеет свое право на существование.

Любознательность – внутренний стимул к получению новой информации с целью развития, расширения кругозора. Это жгучий интерес к тому, что может пополнить копилку жизненного опыта и впечатлений человека. Именно поэтому термин «любознательность» ассоциируется в первую очередь с детьми. Ведь кому, как не ребенку, постоянно необходима информация для перехода на новый уровень развития? Впрочем, многие взрослые люди продолжают проявлять активный интерес к разнообразным вещам, удовлетворяя его посредством поиска нужных сведений.

 8. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет:

  • самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания;
  • вижу - действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

- Закончить семинар хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем семинар. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А

+

_


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» «Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС »

Слайд 2

«Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

Слайд 3

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое?

Слайд 4

Игра на положительный психологический настрой « Мозговой штурм» Лев Семенович Выготский: « Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию»…

Слайд 5

- Кому обязана наука введению термина «экспериментирования»?

Слайд 6

Ищем, думаем, дерзаем. На вопросы: что? когда? Отвечаем без труда ! 1. Что становится больше, если его поставить вверх ногами ? 2 . Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться ? 3 . Что может быть больше слона и одновременно невесомым? 4 . Какой месяц короче всех ? 5 . Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

Слайд 7

« Перевёртыши» ( строки из пословиц и поговорок наоборот; нужно правильно отгадать пословицу или поговорку). «Счастье перемещается кучами». « Уйти от новой стиральной машины». « Лысина – мужское безобразие». « На полицейском валенки мокнут». « Ниже пяток не опустишься». « Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». « Безделью часы – слезам год». « Начал развлекаться – трусливо сиди дома ».

Слайд 8

Основные понятия, термины познавательной исследовательской экспериментальной деятельности ИСКОРКА И - исследовательский метод, исследовательская деятельность, индивидуальность, интеллектуальность, игровой метод, интерес С – ситуация, самореализация, самостоятельность , саморазвитие К – креативность, конструктивность О – опыт, общение, одаренность, открытость Р - реализация, результативность К - коллекционирование, контактность, компьютер А - актуальность, активность

Слайд 9

Основные понятия, термины познавательной исследовательской экспериментальной деятельности ОЗАРЕНИЕ О – опыт, оригинальность, оформление З – заявка, заключительный этап А – алгоритм Р - рациональный, риск, разработка Е – единомышленники Н – наблюдение, новаторство И – исследование, изобретательность, инициативность, инновация, исследовательское поведение Е - единство, естественный

Слайд 10

«Целью практически любого исследования является всестороннее познание объекта реальности, т.е. …» Эта деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.

Слайд 11

С оставляющие детского экспериментирования : виды детского экспериментирования ; классификация детского экспериментирования; последовательность детского экспериментирования; особенности детского экспериментирования.

Слайд 12

Мифы об исследовательской деятельности: 1 . Трудно найти и сформулировать проблему исследования . 2 . Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат. 3 . В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием. 4 . Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п. 5 . Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний. 6 . Главный результат такой работы – победа на конференции. 7 . Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

Слайд 13

Мифы об исследовательской деятельности. Постараемся их развеять 1. Как вы понимаете выражение «готовность к исследовательской деятельности»? 2. Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Что движет Вами ? Как Вы определяете для себя цель этой работы ? 3. В чем, на ваш взгляд, значимость и полезность исследования?

Слайд 14

1. Быть готовым к какой-либо деятельности – значит обладать качествами необходимыми для выполнения функций ее субъекта. Исследовательская деятельность – это особый вид деятельности. И, как всякая особая деятельность, она предъявляет специфические требования к качествам своего субъекта . 2. Цель любого педагога в обучении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого. Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. При правильной организации работы, когда взрослый – не наставник , а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы . 3. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Слайд 15

Поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок . П оведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером. Поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

Слайд 16

П ути эффективного развития познавательной активности дошкольников 1 . Организация обучающего процесса должна быть выстроена таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем и слушателем . 2 . Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе - является одним из эффективных способов . 3. Повышение профессиональных умений через поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогов ДОУ.

Слайд 17

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса. 1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты ). 2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество ). 3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории). 4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Слайд 18

Структура детского экспериментирования : - постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов.

Слайд 19

Выдвижение гипотезы было таким – обладает ли дерево различными свойствами? .

Слайд 20

Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему

Слайд 21

Сбор материала

Слайд 22

Обобщение полученных данных. По результатам проведённого исследования делаем вывод: Дерево лёгкое, плавает в воде. Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке. Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.

Слайд 23

Деловая игра 1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это…. б) генетическая предопределенность; О дна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Природа наделила этим не только людей, но и животных. Данное стремление универсально и проявляется в исследовательском поведении. Наблюдать его можно во всех сферах жизни и во всех без исключения видах деятельности. Исследовательское поведение служит одним из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта. У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития. 2 . Исследовательское обучение – это… б ) отличный от проектного обучения вид деятельности . Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Слайд 24

Деловая игра 3. Пять основных общедидактических методов обучения: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); б) метод последовательного и системного изложения материала; в) репродуктивный; г) проблемного изложения; д) частично-поисковый (эвристический); е) исследовательский. 4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в… в) деструктивном поведении. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности. Деструктивное поведение действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья , физических предметов и т.д. Выражается как драчливость , упрямство , грубость, ненависть , страх , паника по отношению к другому человеку, предмету, самому себе, отношению, делу, животным, природе и т.д.

Слайд 25

Деловая игра 5 . Исследовательской деятельностью преимущественно руководит… а) левое полушарие; б) правое полушарие . Исследовательской деятельностью руководит преимущественно правое полушарие, отвечающее за целостное синтетическое мышление. На левое полушарие при этом возлагается другая, не менее важная в исследовательской деятельности задача — обработки информации, которая добыта в ходе исследовательского поиска. Само исследовательское поведение, таким образом, осуществляется преимущественно усилиями правого полушария, но получаемая в итоге информация активизирует работу и левого полушария. 6 . Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее)… в ) на выбор нового лидера ситуации .

Слайд 26

Деловая игра 7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, – это… б ) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами ; Главный признак нестандартной ситуации, побуждающей поисковую активность, - объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными, автоматизированными способами. Причем ребёнок может осознавать эту невозможность, а может действовать неосознанно. 8 . Как связаны между собой креативность и поисковая активность? б ) поисковая активность – это основа креативности и творчества; «Поисковая активность – это активность, направленная на изменение ситуации (или изменение отношения к ней) без определенного прогноза результатов, но при постоянном их учете. Сам процесс поисковой активности независимо от результата повышает резистентность и стрессоустойчивость организма.

Слайд 27

Деловая игра 9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только… г ) во всех видах деятельности без исключения . Исследовательское поведение , направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека. Играет незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, в приобретении социального опыта и развитии личности. В свою очередь, само Исследовательское поведение функционирует и развивается под мощным влиянием социальных и личностных факторов . 10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы: б ) развитие у детей исследовательских умений и навыков; в) детскую исследовательскую практику; г) мониторинг.

Слайд 28

"Психологическая разминка "Очень я собой горжусь!" 1. Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом) 2. Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку) 3. Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! (Потереть ладонь о ладонь) 4. Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего ! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой) 5. На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками) 6. Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны) 7. Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен, и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны) 8. Вселенная мне улыбается, и все у меня получается! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)

Слайд 29

Какие внешние условия, на ваш взгляд, способствуют успешности исследовательской деятельности? 1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями. 2. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей. 3. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные, вместе со взрослыми опыты, самостоятельно в свободное время. 4. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями. 5. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. 6. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей. 7. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам.

Слайд 30

Докажите тезис: « Правильно организованная исследовательская деятельность в учреждении дошкольного образования ведет к «пробуждению» сотворческих процессов в педагогическом коллективе». Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного , успешного ребенка . Активная образовательная деятельность предполагает активизацию педагогического процесса путем внедрения методов анализа решения образовательных игровых проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у дошкольников к обсуждаемой теме.

Слайд 31

О бразовательная ситуация: «Капает вода из крана в умывальной комнате». Цели: развивать умение детей находить решение исправление ситуации; воспитывать бережное отношение к воде. Мотив. Сегодня я пришла на работу и услышала, что из крана капает вода – еле слышно, тихо-тихо. Лучше будет, если кто-нибудь из детей заметит проблему. Педагог может утром поставить таз в раковину, куда накапает вода. Проблема: Ребята, как вы думаете, как можно исправить неполадки с краном?

Слайд 32

Решение: - Нужно взять инструмент. - Какой инструмент нам необходим? (Принести игрушечный инструмент, игра «Попробуй»). - Почему нам не подходит гаечный ключ, который мы взяли в группе? - У нас в группе нет инструмента, которым чинят кран. - Вызвать водопроводчика. - Как вызвать водопроводчика? (Предложить сотовый телефон) - Мы не знаем номер телефона, по которому нужно звонить. - Сказать завхозу (Идем к завхозу и говорим о проблеме, выясняем, как вызвать водопроводчика). - Наблюдение за ремонтом крана водопроводчиком. Вывод . Воду попросту не лей – дорожить водой умей. Новая проблема , которую дети решают с родителями (рисунки «Береги воду»)

Слайд 33

Вторая образовательная ситуация: «Полотенце лежит на полу». Цели: воспитывать уважение к людям труда, которые работаю в детском саду Мотив. Когда я прихожу в гости к своей подруге и она моет своего малыша, то все время приговаривает: Моем носик, моем щечки Маминого птенчика. А на маленьком крючочке Ждет нас полотенчико. Проблема: Посмотрели мы на крючок, а полотенца там нет – оно упало на пол. Почему ? ( Оторвалась петелька)

Слайд 34

Вторая образовательная ситуация: «Полотенце лежит на полу». Решение: - Повесить без петельки на крючок. (Пробуем, приходим к выводу, что полотенце может упасть). - Пришить петельку. -Что нам для этого нужно взять? В группе нет ниток и иголки. - Моя мама может пришить петельку дома. - Нам нужно решить проблему сейчас, а не ждать до вечера, когда придут родители. - Поменять в прачечной полотенце с оторванной петелькой на другое. (Дети с воспитателем идут в прачечную и там выясняют, кто чинит белье). Вывод. Чистые полотенца для носа и щечек, Сухие простынки для сладкого сна – Все это работа натруженных ручек, Хоть не заметна бывает она. Не порошок из телерекламы, Не суперстиралка и не вода, А наша прачка все это время Заботилась, чтобы была чистота. Работа с родителями. Создание коллекции прищепок-клипс для полотенец и мини-докладов «Путешествие прищепки», выставка «Поделка из прищепок». Новая проблема: какая прищепка-клипса лучше держит полотенце?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.  «Технология исследовательской деятельност...

«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...

Семинар. Тема Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС».

- Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.   Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любозна...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования....